Модернизация образовательной системы предполагает последовательное и кардинальное ее изменение на каждом уровне и в каждом его элементе. Важнейшая задача реформирования образования заключается во внедрении в практику обучения новых технологий, которые обеспечивают интеллектуальное, творческое и нравственное развитие личности. Так, в качестве одной из специфических форм творчества, способа развития человека выступает проектная деятельность. На сегодняшний день проектная педагогическая технология приобретает особое признание и широкое применение практически в каждой сфере и уровне образования вследствие ряду своих ценностных особенностей и преимуществ в сравнении с другими традиционными и инновационными технологиями [3].
В настоящее время проектная деятельность в целом рассматривается с различных позиций. В своих исследованиях В.С. Аванесов, А.А. Вербицкий, В.П. Беспалько рассматривают проектирование в качестве компонента деятельности педагогов, руководителей. В свою очередь, в исследованиях А.М. Новикова, Т.Д. Потапова, Т.В. Сергеевой проектирование представлено особым механизмом управления образованием. Следует отметить, анализ педагогической, методической литературы по данному вопросу позволил прийти к выводу о том, что анализ проблемы проектирования осуществляется, как правило, исключительно в рамках педагогической науки (не учитывая имеющийся в настоящее время богатый потенциал теорий проектирования), либо осуществляется механический перенос форм и методов из традиционных сфер проектирования в образовательную сферу.
Тем не менее, современные ученые осознают и используют потенциал проектирования в рамках реформирования образовательной системы, в процессе развития личности обучающихся, формирования компетентностей как образовательного результата. Таким образом, проектная деятельность способствует созданию условий, направленных на развитие системы образования [7].
Проектная деятельность в образовательной организации представлена организованной системой деятельности, направленной на осуществление комплексных исследований и проектных разработок, которые способствуют развитию и саморазвитию образования как формы общественной практики обеспечивающей удовлетворение потребностей в образовании личности, общества, в котором она живет, а также потребностей самой образовательной организации. Целью данного проектирования является организация такой деятельности, которая обеспечивает необходимый комплекс условий органического перехода системы образования из одного состояния в другое, качественно новое. При этом, объектом педагогического проектирования является образование, будучи формой общественной практики, а предметом — ряд осуществляемых в ней видов профессиональной деятельности (педагогическая, научная, культурно-образовательная, управленческая), а также формы организации образовательного пространства [5].
Сущность проектной деятельности составляет проект, который выступает в качестве целевой установки, направленной на решение конкретных проблем и способствующая вовлечению всех обучающихся в условия активного творческого познавательного процесса. При этом проектная деятельность обеспечивает интеграцию теоретической и практической деятельности, так как в ходе выполнения проекта перед его участниками ставятся не только определенные умственные задачи, но и осуществляется их реализация на практике в различных формах: чертежи, рисунки, программные продукты, макеты и пр. В связи с этим, проектная деятельность в большинстве своем направлена на решение каких-то проблем. Следует отметить, в ходе выполнении проекта обучающиеся приобретают навыки, обеспечивающие выявление проблем, вырабатывают умение поиска путей и средств их устранения, способов усовершенствования известных или создания новых объектов.
Кроме того, проектная деятельность ориентирована на самостоятельную творческую проектную деятельность обучающихся, которая может выполняться как в индивидуальном порядке, так и групповом при руководстве (или с помощью) педагога на протяжении определенного промежутка времени. Результат данного вида деятельности заключается в формировании умений и закреплении навыков, способствующих организации самостоятельной деятельности и приобретению необходимой информации из библиографических источников, сети Интернет, в ходе самостоятельного принятия решений, оформления результатов выполнения работы, презентации собственных разработок и других компетенций, которые обусловлены личной инициативой и предприимчивостью обучающихся [6].
Сформулируем основные требования к использованию метода проектов: 1. Наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы. 2. Значимость (теоретическая, познавательная, практическая) предполагаемых результатов. 3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность участников проекта. 4. Структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов. 5. Использование исследовательских методов [8, C.13].
Алгоритм проектирования можно представить в виде последовательности следующих действий. При осуществлении проектов в теории и реальной педагогической практике условно выделяют основные этапы. Первый – «погружение» в проект. Второй – организация проектной деятельности. Третий – осуществление проектной деятельности. Четвертый – презентация проектной деятельности. Выбор тематики проекта зависит от конкретной учебной ситуации. В одних случаях идея проекта возникает в ходе использования нового средства обучения в учебном процессе, например, работа с картинкой, проблемное рассуждением и т.д. В других случаях замысел появляется независимо от возможностей его реализации в проектной деятельности. Здесь важно отметить, что проектная деятельность может быть прекращена на начальном этапе, когда процесс реализации оказывается для учащихся слишком трудным. Также возможно изменение основной идеи проекта и переход к новому замыслу, результат реализации которого будет более ценным и интересным
Таким образом, цель педагогического проектирования в образовательной организации заключается в решении каких-либо актуальных проблем, основанных на принципиально новом способе. Зачастую педагогические проблемы выступают в качестве противоречия между потребностями общества, которые могут выражаться в социальном заказе, и невозможностью педагогики в своевременном удовлетворении этих потребностей. В связи с этим, основная цель проектной деятельности обусловлена выполнением социального заказа.
Список литературы
- Бедарева А.В., Кольга В.В. Педагогическое проектирование как механизм формирования профессиональной лингвогуманитарной компетенции студентов в узе// Социогуманитарный весник. 2013 №1 (10) – С.3-5.
- Вахрушев С.А. Инновационное проектирование педагогических технологий: учебное пособие. Красноярск: КГПУ им. В.П. Астафьева, 2009. — 204 с.
- Ефимова Т.А. Проектная деятельность как интерактивный метод обучения // Молодой ученый. 2018. №46. С. 285-288.
- Ковалева Т.М. Инновационная школа: аксиомы и гипотезы. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. 256 с.
- Kirko V.I. Education for the Future: new strategies of distance Education for the Universities of Eeastern Siberia/ Kirko V.I.,Malakhova E.V.,Pak N.I./ Turkish Online Journal of Distance Education,2014, V.15, №4, P.23-33.
- Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.: изд. центр «Академия», 2010. С. 193–200.
- Попков В.А., Коржуев А.В. Дидактика высшей школы. М.: Академия, 2001. 136 с.
- Томина Е. Ф. Реализация педагогических идей Дж. Дьюи в теории и практике отечественного образования // Вестник ЧГПУ. 2009. № 3. С. 251–261.
- Яковлева Н.Ф. Проектная деятельность в образовательном учреждении: учеб. пособие. 2-е изд., стер. М.: ФЛИНТА, 2014. 144 с.