УДК 338.1
Для развития инновационной деятельности в стране государство оказывает различные формы стимулирования и поддержки участникам инновационной деятельности, среди которых особое внимание уделяется налоговой политике.
Налоговая политика государства представляет собой совокупность всех фискальных платежей и правил их взимания в федеральные, региональные и местные бюджеты, закрепленная законодательством страны [3].
Налоговая политика РФ направлена на обеспечение таких налоговых условий, которые создавали бы благоприятную среду для развития инновационной деятельности в стране [2]. Данная постановка задачи находит свое отражение в распоряжении Правительства РФ от 11.11.2008 №1662-р (ред. от 10.02.2017). Кроме того, необходимо отметить, что налоговые механизмы государства обеспечивают высокую эффективность стимулирования инновационной деятельности субъектов хозяйствования.
Ключевыми инструментами налогового регулирования инновационной деятельности выступают налоговые ставки и льготы [4, с. 104].
К сожалению, до сегодняшнего момента все еще не дано четкое определение понятия «налоговая льгота», которая могла бы отразить общее понимание и содержание налоговых льгот.
Законодательное закрепление понятия «налоговая льгота» находит отражение в Налоговом Кодексе РФ, где указывается, что «льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками и плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере» [1]. Данное определение, по мнению Косова Михаила Евгеньевича, неконкретна, поэтому для понимания необходимо использовать два подхода – формального (законодательно закрепленного) и содержательного.
С точки зрения формального подхода, к налоговым льготам относятся только те, которые выделены в Налоговом Кодексе РФ как факультативный элемент налогообложения. При этом необходимо подчеркнуть, что во второй части налогового законодательства, где определяются порядок исчисления и уплаты конкретных налогов и сборов, понятие «налоговая льгота» исчезает. В виде отдельного элемента льготы выделяются только в государственной пошлине, налогах на имущество юридических и физических лиц и земельном налоге.
С точки зрения содержательного подхода, налоговые льготы представляются как налоговые преимущества, к которым можно отнести сниженные налоговые ставки, налоговые вычеты, освобождение от обязанностей налогоплательщика, льготные режимы налогообложения и другие преимущества.
Как видно, содержательный подход более широко раскрывает сущность налоговых льгот, соответствует их фактическому проявлению и целесообразен с позиций оценки потерь налоговых поступлений от их существования [4, с. 107].
Как отмечают авторы в своих исследованиях по налогообложению в инновационной сфере, с точки зрения содержательного подхода к определению понятия «налоговая льгота», как инструмент налогового регулирования носит в себе положительные черты для стимулирования инновационной деятельности, которые выражаются в следующем.
Во-первых, налоговые льготы не требуют финансирования из бюджетных средств, которые создаются в виде специальных фондов.
Во-вторых, косвенное регулирование в инновационной деятельности позволяет хозяйствующим субъектам самостоятельно выбирать проекты для финансирования, а научно-исследовательские гранты и субсидии предназначены только для определенных исследовательских программ.
В-третьих, дают возможность использовать всем исполнителям научно-исследовательскую и опытно-конструкторскую работы.
В-четвертых, нейтральны по отношению к отраслям промышленности , субъектам РФ и хозяйствующим субъектам.
Существующие налоговые льготы в Российской Федерации можно квалифицировать следующим образом в зависимости от формы представления (см. табл. 1) [4, с. 109].
Таблица 1 – Классификация налоговых льгот в Российской Федерации для развития малого инновационного предпринимательства
Вид | Механизм воздействия | Формы предоставления |
Комплексные налоговые стимулы | Специальные режимы налогообложения, вводимые по территориально-отраслевому признаку | Налоговый режим ОЭЗ технико-внедренческого типа |
Налоговый режим ОЭЗ промышленно-производственного типа | ||
Налоговый режим ИЦ «Сколково» | ||
Специальные налоговые режимы для малого бизнеса | Упрощенная система налогообложения | |
Элементные налоговые стимулы | Определение состава налогоплательщиков | Освобождение государственных научных центров от налога на имущество организаций |
Инструменты, связанные с объектом налогообложения | Освобождение от налогообложения НДС операций по выполнению организациями НИОКР | |
Освобождение от уплаты НДС при ввозе на территорию РФ технологического оборудования, аналоги которого не производятся в РФ | ||
Освобождение от налога на имущество организаций в отношении вновь, вводимых объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность | ||
Инструменты, связанные с расчетом налоговой базы | Освобождение от налогообложения средств целевого финансирования, грантов | |
Амортизационная премия | ||
Нелинейный метод начисления амортизации | ||
Повышение коэффициента к норме амортизации | ||
Льготный порядок учета расходов на НИОКР | ||
Принципы установления и размеров налоговых ставок | Налоговые ставки унифицированы вне зависимости от размеров предприятий, осуществляющих инновационную деятельность | |
Изменение срока уплаты налога | Инвестиционный налоговый кредит |
Как отмечает Косов Михаил Евгеньевич, данные представленные налоговые льготы в России на практике в чистом виде встречаются редко, чаще их использование носит комплексный характер. При этом учитываются взаимодействия налоговых льгот друг с другом для того, чтобы влияние одного из них не ослабило либо не усилило эффект от остальных. Необходимо отметить, что лишь продуманное и умелое использование налоговых льгот хозяйствующими субъектами могут дать эффект от инновационной деятельности.
Таким образом, налоговое регулирование выступает одним из основных регуляторов стимула к инновационной деятельности, которое осуществляется посредством предоставления налоговых льгот хозяйствующим субъектам, занимающихся инновационной деятельностью.
Литература
- Налоговый Кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] / http://www.consultant.ru
- Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс] / http://www.consultant.ru
- Википедия – свободная энциклопедия [Электронный ресурс] / https://ru.wikipedia.org
- Косов М.Е. Налоговое регулирование инновационной деятельности: монография / М.Е. Косов, Э.В. Ягудина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. — 214 с. — (Серия «Magister»).
References
- Tax Code of the Russian Federation [Electronic resource] / http://www.consultant.ru
- The concept of long-term socio-economic development of the Russian Federation for the period up to 2020 [Electronic resource] / http://www.consultant.ru
- Wikipedia-free encyclopedia [Electronic resource] / https://ru.wikipedia.org
- Kosov M. E. tax regulation of innovation: monograph / M. E. Kosov, E. V. yagudina. — Moscow: UNITY-DANA, 2013. — 214 p. — (Series «Magister»).