Вообще, креативность коррелирует с понятием творчество. Со слов Лекса Купера творчество – это вдохновение автора, его способности. Как правило, композиторы, художники, писатели и другие творческие люди создают свои шедевры, руководствуясь только собственным настроением и эмоциями. [3]
Таким образом, мы придерживаемся определения о креативности А.Х.Маслоу и считаем, что ее можно развивать у учащихся средствами ДПИ. Декоративно — прикладное искусство развивает в детях нестандартность мышления, индивидуальность, умение анализировать и разглядеть прекрасное в обыденном. Декоративно — прикладное искусство — это искусство создания предметов быта, предназначенных для удовлетворения как практических, так и художественно — эстетических потребностей людей.[2]
Суть декоративно-прикладного искусства состоит в том, что оно тесно связано с единством и гармонией творчества и окружающей средой.
Для развития творческих способностей у детей педагогам очень важно организовать учебный процесс таким образом, чтобы дети смогли проникнуться данным видом искусства, чему способствует творческая атмосфера. Важно привлечь внимание школьников, чтобы в процессе обучения он был активен и стремился к саморазвитию. Педагогу, занимающемуся художественно-эстетическим воспитанием необходимо включать в работу задания, помогающие развитию эмоционально-чувственной среды.[5] При выполнении заданий у ребенка развивается усидчивость, внимание и навык работы с различными материалами и инструментами. Во время таких занятий важно быть не строгим руководителем, а понимающим и поддерживающим помощником.
Для развития креативности мы решили использовать технику шибори при изготовлении женского украшения.
«Шибори» это японское слово обозначающее способ окраски, при котором ткань сминают, завязывают, перекручивают и она неравномерно окрашивается разными оттенками, что дает огромный простор для творчества. Сложный процесс придания формы ткани напоминает японское искусство складывания бумаги, называемое оригами или оборачивание предметов в ткань, известное как фурошики. [6]
Техника шибори использовалась на Ближнем Востоке и Индийском субконтиненте, где ее названия варьировались в разных странах: Планги (Малайзия), Бандхани (Индия), Тритик (Индонезия). Шибори было принесено в Японию из Китая в 8-м веке. Дары императору Сему, в коллекциях Тодай-дзи в бывшей столице Японии Нара, являются первыми известными примерами тканей окрашенных с использованием этой методики. Стили и рисунки тканей меняются в зависимости от региона Страны Цветущей Сакуры. Ткани шибори раньше были индикатором социального статуса. Шелк, используемый для пошива утонченных кимоно, был прерогативой богатых, в то время как хлопок, лен и конопля использовались более бедными слоями общества. [6]
Существует несколько видов окрашивания. Каноко шибори — техника, при которой ткань связывают нитью. Миура шибори — техника, в которой ткань сшивается нитью с помощью крюковой иглы, но не делается узлов, кумо шибори — техника, в которой ткань сминается в складки, нуи шибори — ткань сшивается, араши шибори — ткань обертывают по диагонали вокруг шеста, итажиме шибори — ткань кладут между двумя кусками дерева и перевязывают шнуром. Еще существует техника тсутсугаки — на ткань наносят узор рисовой пастой, окрашивают ее, затем пасту смывают. Юзен — техника окрашивания бархата. В техниках бингата и кататзоме на ткань перед окрашиванием наносят рисовую пасту с помощью трафаретов. В технике рокетсузоме на ткань перед окрашиванием наносят воск помощью штампов. [7]
Основываясь на всем вышесказанном мы разработали план кружковых занятий.
Одной из важных задач в процессе обучения и воспитания на занятиях кружка «Волшебная лента» является развитие творческих способностей, умения креативно мыслить, нестандартно подходить к реализации задуманного.
Занятия строятся основываясь на интересах, возможностях и желаниях школьников. В ходе усвоения этой техники дети смогут самовыражаться и закрепить на практике все знания полученные на уроках технологии.
Актуальностью данной программы является возможность школьников самим изготовить оригинальное изделие, соответствующее настоящим требованиям моды и развивать свою креативность.
Данная программа относится к художественно — эстетической направленности, которая является важным составляющим в воспитании и развитии детей. Расчитана на детей школьного возраста 13-15 лет. В кружок принимаются все желающие без специального отбора.
Рабочая программа рассчитана на 72 часа (2 раза в неделю). Срок реализации 1 год. Содержание программы представлено различными видами работы с лентами шибори, бисером, и направлено на овладение школьниками элементарными приемами изготовления украшений из лент шибори. Данное направление ориентировано на обучение, воспитание и развитие у детей творческих способностей, воспитание нравственно-эстетических и коммуникативных навыков.
Программа предусматривает теоретическую часть (знакомство с материалами и инструментами, технологией и способами изготовления) и практическую часть (работа над эскизом, выполнение изделий из лент шибори, обсуждение работ).
Цель программы — создание условий для развития личности, способной к художественному творчеству и самореализации личности ребенка через творческое воплощение в художественной работе собственных неповторимых черт и креативности.
Задачи программы
Образовательные:
— закрепление и расширение знаний, умений и навыков, обучение умению планирования последовательности работы и воспроизведению своей работы
— освоение техники и способов изготовления
Развивающие:
— развитие творческого мышления и креативности;
— развитие аналитических способностей умения сопоставлять, сравнивать, выявлять общее, особенности, образного мышления и воображения.
Воспитательные:
— воспитание аккуратности, уважения к собственному и чужому труду;
— формирование умения анализировать произведения декоративно- прикладного искусства.
Для определения уровня развития креативности у учащихся мы использовали тест Торренса. Данный тест предназначен для взрослых и школьников, в том числе детей от 5 лет. Состоит из трех субтестов при выполнении которых производится оценка показателей креативности «беглость», «оригинальность», «разработанность», «сопротивление замыканию» и «абстрактность названий». Выполнение теста не ограничено во времени, так как процесс предполагает свободную организацию творческой деятельности. [1]
Шибори очень дорогой материал так, как используют натуральные шелк и краски. Ленте можно придать любую форму, а благодаря переливающейся расцветке можно играть с огромной палитрой цветов. В условиях школы настоящий шибори недоступно так, как дети не имеют возможности покупать столь дорогой материал. Поэтому мы нашли более бюджетный способ изготовления шибори в условиях школьных мастерских. Вместо натурального шелка мы использовали искусственный шелк и красили краской для батика.
Для создания лент «шибори» необходимо купить гофрированный шелк, либо самостоятельно сделать эффект гофры из простого шелка. Складываем шелк в ленту и смачиваем водой. Наматываем данную ленту на палку и прокрашиваем сгибы губкой или кисточкой, просушиваем и для закрепления краски отправляем на паровую баню. Лента шибори с плавным переходом цветов готова.
По программе учащиеся должны были изготовить следующие аксессуары: кулон, брошь, сережки и браслеты. В процессе педагогический практики мы начали работу над созданием кулона.
В начале мы с учащимися выбрали форму кулона, который понравился всем. Далее я разработала его эскиз и уже по готовому шаблону учила детей технике изготовления кулона с использованием шибори. Мы заметили, что основное затруднение дети испытывают при укладывании ленты — шибори так, как она имеет скользящую текстуру. При декорировании основы кулона, учащиеся должны были проявить свои креативные способности. Мы заметили, что большинство детей проявляют творческие способности то, есть фантазию, воображение, оригинальность, пространственное мышление, умение соотношение цветов и форм. У некоторых детей наблюдаются затруднения в процессе подбора и сочетания цветов. Заметив это, мы провели краткий курс цветоведения.
Таким образом техника шибори действительно способствует росту креативности у детей так, как она включает декорирование изделия различными материалами, где дети должны самовыразиться.
Использованные источники:
- Туник Е.Е. Диагностика креативности. Тест Е.Торренса / Е.Е. Туник. — Спб.: ИМАТОН, 1998. — 171 с.
- Косогорова Л.В. Основы декоративно — прикладного искусства: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Л.В. Косогорова, Л.В. Неретина. — М.: Издательский центр «Академия», 2012. — 224 с.
- Купер Л. Креатив на 100%. Как развить творческое мышление / Л. Купер — Издательство AB Publishing, 2014. — 60 с.
- Маслоу А.Х. Мотивация и личность / А.Х.Маслоу, перевод Т.Гутман, Н.Мухина. — Спб.: Питер, 2016. — 400 с.
- Тарасенко Ю. О. Декоративно-прикладное искусство как средство формирования художественных способностей учащихся детских художественных школ №38 // Молодой ученый / Ю.О. Тарасенко — 2017. — 122-125 с.
- https://www.dekoma.eu/ru/blog/magiczny-swiat-shibori-5
- https://femart.livejournal.com/292994.html