Рак яичников является одним из самых агрессивных и тяжело поддающихся лечению онкологических заболеваний. Это четвертая—пятая в мировом рейтинге причина смерти от рака среди женской части населения и первая по показателю летальности онкогинекологическая патология[1]. Ежегодно в мире регистрируется более 160 тыс. новых случаев РЯ и более 100 тыс. женщин умирают от этого заболевания. В Российской Федерации Р.Я. ежегодно выявляется более чем у 11 тыс. женщин, за последние 10 лет прирост заболеваемости составил 8,5%. В проблеме РЯ до настоящего времени сохраняются основные тенденции, определяющие высокую смертность и невысокие показатели 5-летнего излечения: отсутствие возможностей раннего выявления; высокий уровень рецидивирования; ограниченные возможности радикального хирургического вмешательства и эффективной лекарственной терапии.
В то же время в последние 10—15 лет, благодаря выдающимся достижениям фундаментальной биомедицины и качественному технологическому прогрессу, молекулярная онкология совершила гигантский рывок в расширении научных представлений о базовых механизмах канцерогенеза. Можно отметить, что на наших глазах происходит смена парадигмы в данной области знаний. Обнаружены совершенно новые биологические мишени и внутриклеточные регуляторные системы, участвующие в процессах инициации роста опухоли и поддержания ее туморогенных свойств[2]. К числу таких прорывов прежде всего следует отнести открытие универсальной категории агрессивных раковых клеток, устойчивых к стандартной лекарственной и лучевой терапии — так называемых опухолевых стволовых клеток (ОСК), и формирование на их основе новой концепции, объясняющей закономерности развития первичной опухоли, а также, что особенно важно, ее рецидивов и метастазов. Другим знаменательным событием последних десятилетий является стремительное развитие молодой научной дисциплины — эпигенетики и ее самостоятельного направления — эпигенетики рака.
Рак составляет 90% всех злокачественных новообразований яичников. Он классифицируется по разным критериям. Различают рак[3]:
— первичный. Диагностируется в 5% случаев, чаще у молодых женщин. Поражает одновременно оба яичника. Называется так потому, что возникает не из нормальных, позже переродившихся клеток, а из клеток изначально злокачественных;
— вторичный. Составляет основную массу (до 85%) случаев рака этой локализации. Как правило, развивается из кисты (доброкачественных опухолей яичника). Чаще болеют женщины шестого десятилетия жизни;
— метастатический. Является вторичным очагом первичной опухоли молочной железы, легких, толстой кишки.
Особую настороженность в отношении рака яичников должны проявлять женщины, имеющие факторы риска. К ним относятся:
— отягощенная наследственность по женской линии, включая рак молочной железы и толстой кишки;
— мутации генов BRCA1 и 2, повышающие риск в 50 раз;
— раннее начало и позднее окончание менструаций;
— возраст после 50 лет;
— бесплодие и расстройства продукции половых гормонов;
— любые хронические гинекологические заболевания.
Определение стадии рака имеет первостепенное значение для разработки тактики лечения и прогнозирования течения заболевания. I-IV стадиям процесса соответствует определенная распространенность опухоли в первичном очаге и масштабы ее ближайшего и отдаленного метастазирования.
— В первой стадии опухоль поражает один или оба яичника, но не покидает их границ, хотя в ст. Ic уже прорастает капсулу и распространяется по поверхности придатка, а в смыве с брюшины обнаруживаются атипичные клетки.
— Во второй стадии опухоль распространяется на другие органы малого таза, включая матку и маточные трубы, но в регионарных лимфоузлах опухолевых клеток еще нет.
— В третьей стадии рак яичника метастазирует в регионарные лимфоузлы и распространяется по брюшине, образуя на ней видимые очаги диаметром от нескольких миллиметров до 2-х и более сантиметров.
— В четвертой стадии определяются отдаленные метастазы, прогрессирует вторичное обширное поражение брюшины.
Одна из основных причин часто встречающейся поздней диагностики рака яичников — отсутствие характерных симптомов. Нередко первым признаком становится увеличение живота из-за огромной опухоли или асцита, вызванного ее метастазами в брюшину. Боли испытывает лишь каждая третья женщина даже при далеко зашедшем процессе. Кровотечения возникают только в 3% случаев. Даже менструальный цикл у женщин детородного возраста нарушается далеко не всегда. А общую слабость, быструю утомляемость, тошноту, повышенное газообразование, учащение мочеиспускания и запоры пациентки связывают совсем с другими причинами. Хотя на самом деле они кроются в раковой интоксикации, сдавлении и прорастании опухолью органов таза.
Помимо объективного гинекологического осмотра, в ходе которого опухоль яичника может быть прощупана, для диагностики рака яичника проводится:
— лабораторное определение карбогидратного антигена CA125. Это онкомаркеррака яичника. Его повышение встречается и при других заболеваниях. Однако отличие от нормы в 5 и более раз, особенно произошедшее в короткое время и сочетающееся с другими симптомами, становится поводом для углубленной диагностики;
— УЗИ с влагалищным датчиком, исключающим помехи со стороны брюшной стенки, является очень информативным и чувствительным методом. В девяти случаях из десяти он позволяет обнаружить даже небольшие образования яичников, оценить их структуру и связь с другими органами;
— магнитно-резонансная томография органов малого таза;
— диагностическая лапароскопия. Позволяет поставить окончательный диагноз после гистологического и цитологического анализов взятых образцов ткани (биоптатов) лимфоузлов и смывов с брюшины;
— лабораторное определение чувствительности раковых клеток к определенным химиопрепаратам.
Как в случае любого злокачественного новообразования, основным методом лечения рака яичников является удаление опухоли. Однако в связи с особенностями распространения ее по организму при этом виде рака, оно имеет свою специфику. Радикальное удаление возможно только на первой стадии. При этом удаляют все внутренние половые органы и сальник. В исключительных случаях, если опухоль состоит из высокодифференцированных клеток, у молодых женщин допускается сохранение одного яичника при условии доказанного отсутствия в нем раковых клеток. Во всех остальных стадиях проводятся циторедуктивные операции. Они направлены на уменьшение опухолевой массы. Таких операций может быть несколько с перерывом в 6-12 месяцев. Стремятся к оптимальной циторедукции, когда размеры остаточной опухоли не превышают 2-х см. Если это технически невозможно, опухоль удаляют в доступном объеме. В любом случае это дает положительный эффект:
— рост остаточной опухоли замедляется;
— улучшается общее состояние пациентки, уменьшается раковая интоксикация;
— с уменьшением размеров опухоли повышается эффективность химиотерапии, так как крупные злокачественные очаги плохо кровоснабжаются, поэтому химиопрепараты в них проникают недостаточно.
Химиотерапия применяется:
— перед операцией (неоадъювантная). Проводится для уменьшения размеров опухоли, создания условий для ее радикального удаления или перевода нерезектабельных опухолей (технически недоступных хирургическому лечению) в резектабельную форму;
— после операции (адъювантная). Необходима для уничтожения невидимых метастазов, замедления роста остаточной опухоли при циторедуктивных операциях, профилактики рецидивов и метастазирования после радикальных вмешательств;
— во время операции (гипертермическая химиотерапия). Суть метода заключается в длительном, на протяжении несколько часов, промывании подогретым до 40-41 градуса раствором химиопрепарата брюшной полости во время циторедуктивной операции. Препарат подается с помощью специального аппарата с постоянным давлением и температурой после максимально возможного удаления опухоли. Это позволяет надолго остановить рост метастазов на брюшине и прогрессирование асцита (скопление жидкости в брюшной полости).
Лучевая терапия применяется для лечения рака яичников редко. В основном, при невозможности применить другие методы или для воздействия на единичный отдаленный метастаз. Рак яичников имеет очень серьезный прогноз из-за склонности к быстрому метастазированию и отсутствия специфических симптомов. В восьми случаях из десяти заболевание диагностируют уже в далеко зашедшей стадии, а общая 5-летняя выживаемость не превышает 20-40%. Тем не менее до 80% пациенток, получивших комплексное лечение в I стадии, живут более 5 лет. Поэтому так важна ранняя диагностика этого агрессивного вида рака. При отсутствии жалоб женщинам важно посещать гинеколога для профилактического обследования не реже 1 раза в год, а если есть факторы риска, то два и более раза ежегодно.
Список использованной литературы:
- Акуленко Л.В. Генетические аспекты рака органов женской репродуктивной системы II Клиническая онкогинекология / Под ред. В.П.Козаченко. М.: Медицина, 2015. С.18-29.
- Жордания К.И. Некоторые аспекты хирургического лечения рака яичников. Практическая онкология. 2019;
- Макаров O.B., Борисенко C.A. Профилактика, диагностика, лечение рака яичников II Рос. мед. журн. 2016. №3. С.36-40.
- Никогосян С. О., Кузнецов В. В. Современная диагностика рака яичников // Российский онкологический журнал. — 2018.
[1] Акуленко Л.В. Генетические аспекты рака органов женской репродуктивной системы II Клиническая онкогинекология / Под ред. В.П.Козаченко. М.: Медицина, 2015. С.18-29.
[2] Макаров O.B., Борисенко C.A. Профилактика, диагностика, лечение рака яичников II Рос. мед. журн. 2016. №3. С.36-40.
[3] Макаров O.B., Борисенко C.A. Профилактика, диагностика, лечение рака яичников II Рос. мед. журн. 2016. №3. С.49