С первого января 2020 года в Российской Федерации вступает в силу Федеральный Закон от 2 августа 2019 года №259 – ФЗ.[1] Отношение ко вступившим в силу нововведениям в правовом обществе складывается противоречивое, но, безусловно, общество заинтересовано и заинтриговано. Таким образом, наша страна вступает в число государств, законодательно закрепивших возможность осуществления инвестиций с помощью такого феномена как краудфандинг. Краудфандинг делится на разные виды в зависимости от целей и методов сбора средств, но одним из наиболее интересных его видов (особенно для современных реалий РФ) можно назвать P2P краудфандинг, регулирование которого мы и будем рассматривать в этой статье.
США известны, как «мировой пионер» в области краудфандинга. Это не удивляет, учитывая динамичное развитие этой страны в области стартапов и имеющийся спрос на потребительские кредиты, с общим объемом транзакций в 2018 году – 9,4 млрд. долл. США. Прогнозируют, что средний ежегодный прирост рынка в 2018-2022 гг. составит 29%.[2]
Так называемое «P2P» кредитование (Peer-to-Peer) (англ.) — это способ ссуживания денег не связанными между собой лицами или «равноправным сторонам» без привлечения традиционного финансового посредника, — например, банка или другого обычного финансового института. Это является наиболее доминирующей формой краудфандинговой деятельности в США.
И можно понять почему. На краудфандинговых площадках можно увидеть самые разнообразные и выгодные условия кредитования Peer-to-Peer, так как это выгодно для обеих сторон — как средство сохранения капитала и его преумножения с одной стороны и выгодного варианта поиска средств с другой.
Что касается регулирования P2P-кредитования в США, то здесь можно выделить два основных направления:
(а) P2P-платформы сотрудничают с банками для получения кредитов на заемщиков, а затем приобретают кредиты для продажи инвесторам в виде целых кредитов или в форме ценных бумаг;
(Б) P2P-платформы выдают кредиты, а затем держат их на своих балансах.
Для первого типа действуют операторы платформ в качестве стороннего поставщика услуг банков. Они подлежат проверке со стороны банковских регуляторов. А когда P2P-операторы продают кредиты инвесторам в виде ценных бумаг, на них распространяются законы о ценных бумагах, в том числе подготовка проекта эмиссии и регистрация их ценных бумаг в соответствии с правилами SEC. Во втором типе регулирования, операторы платформы обязаны получить лицензию на кредитование от каждого государства, в котором они дают взаймы.
Если P2P кредитование включает в себя кредиты физическим лицам — заемщикам в США, то это также регулируется другими законами и нормативными правовыми актами о потребительском кредите, включающими защиту прав потребителей, установления максимальных процентных ставок, конфиденциальность данных и т.д. Многие участники платформ отмечают, что эти законы действуют слишком подробно для сферы краудфандинга. Отмечается, что есть призывы от участников рынка P2P в США упростить соответствующие регуляторные процедуры.
Таким образом, краудфандинговая схема модели P2P представляется весьма и весьма интересной, но её введение в нашу систему права потребует большого количества нововведений и поправок в законодательство. Этот институт может стать весьма популярным в среде молодых потребителей, которым более комфортно инвестировать или привлекать займы онлайн, и гораздо более предпочтительно, чем обращение в традиционный банк. Ну и самым серьезным аргументом в пользу закрепления ряда норм является то, что такого рода площадки уже давно работают в РФ (как отечественные, так и зарубежные), но конкретных правил в отношении конкретно деятельности P2P кредитования не установлено даже в январской новелле.
Список литературы:
- Федеральный закон от 02.08.2019 N 259-ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_330652/ (дата обращения: 18.02.2020).
- U.S. Department of the Treasury. (2016) Opportunities and Challenges in Online Marketplace Lending. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.treasury.gov/connect/blog/Documents/Opportunities_and_C hallenges_in_Online_Marketplace_Lending_white_paper.pdf (дата обращения: 18.02.2020).
- U.S. Government Accountability Office. (2011) Person-to-Person Lending – New Regulatory Challenges Could Emerge as the Industry Grows. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gao.gov/new.items/d11613.pdf (дата обращения: 18.02.2020).
- Елена Луцкина, Анастасия Лузгина «Краудфандинг и ICO» — Белорусский экономический исследовательско-образовательный центр [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.beroc.by/webroot/delivery/files/Kraudfanding-ICO1508.pdf (дата обращения: 18.02.2020).
References:
- Federal’nyj zakon ot 02.08.2019 N 259-FZ «O privlechenii investicij s ispol’zovaniem investicionnyh platform i o vnesenii izmenenij v otdel’nye zakonodatel’nye akty Rossijskoj Federacii» [Jelektronnyj resurs]. – Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_330652/ (data obrashhenija: 18.02.2020).
- U.S. Department of the Treasury. (2016) Opportunities and Challenges in Online Marketplace Lending. [Jelektronnyj resurs]. – Rezhim dostupa: https://www.treasury.gov/connect/blog/Documents/Opportunities_and_C hallenges_in_Online_Marketplace_Lending_white_paper.pdf (data obrashhenija: 18.02.2020).
- U.S. Government Accountability Office. (2011) Person-to-Person Lending – New Regulatory Challenges Could Emerge as the Industry Grows. [Jelektronnyj resurs]. – Rezhim dostupa: http://www.gao.gov/new.items/d11613.pdf (data obrashhenija: 18.02.2020).
- Elena Luckina, Anastasija Luzgina «Kraudfanding i ICO» — Belorusskij jekonomicheskij issledovatel’sko-obrazovatel’nyj centr [Jelektronnyj resurs]. – Rezhim dostupa: http://www.beroc.by/webroot/delivery/files/Kraudfanding-ICO1508.pdf (data obrashhenija: 18.02.2020).
[1] Федеральный закон от 02.08.2019 N 259-ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_330652/ (дата обращения: 18.02.2020).
[2] Елена Луцкина, Анастасия Лузгина «Краудфандинг и ICO» — Белорусский экономический исследовательско-образовательный центр [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.beroc.by/webroot/delivery/files/Kraudfanding-ICO1508.pdf (дата обращения: 18.02.2020).