ВЫЯВЛЕНИЕ НАПРАВЛЕНИЙ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПАРАМЕТРОВ РАБОТЫ СУПЕРМАРКЕТОВ СЕТИ «РИОМАГ» НА ОСНОВАНИИ СОСТАВЛЕНИЯ «ИДЕАЛЬНОГО ПРОФИЛЯ СУПЕРМАРКЕТА»

20 мая 6:34

Задачи исследования: изучение портрета потребителей супермаркета «РиОМАГ»; определение потребительских предпочтений; выявление пожеланий по улучшению качества предоставляемых услуг; определение основного конкурента сети.

Методология: исследование проводилось с применением метода персонального интервью в супермаркетах «РиОМАГ».

Проведенное исследование включало в себя опрос 400 респондентов в супермаркетах «РиОМАГ». В качестве инструмента сбора первичной информации была разработана анкета. Полученные данные были обработаны, скомпилированы и проанализированы.

Исследование структуры потребителей на основе демографических факторов выявило следующее: данные по половозрастной структуре показывают, что среди опрошенных людей, посещающих супермаркеты «РиОМАГ», доля мужчин составляет 46%, а доля женщин – 54%.

Основными покупателями супермаркетов «РиОМАГ» среди респондентов являются женщины в возрасте от 16 до 24 лет и мужчины 46-60 лет (рисунок 1).

 

Рисунок 1 – Возрастная структура потребителей супермаркетов «РИОМАГ»

 

На рисунке 2 представлена структура потребителей по виду занятости.

Рисунок 2 – Структура потребителей по виду занятости

 

Большинство покупателей – это работающие (53,2%) и пенсионеры (22,1%). Остальные покупатели – учащиеся/студенты (11,4%), домохозяйки (8%) и временно не работающие (5,3%). На рисунке 4 представлены потребители, объединенные по типу занятости и их семейному месячному доходу в среднем на одного человека.

Рисунок 3 – Структура потребителей по типу занятости и их семейному месячному доходу в среднем на одного человека, в руб.

 

Исходя из данных представленных на рисунке 3, можно сделать вывод, что в среднем большинство покупателей супермаркетов «РиОМАГ» имеет доход от 15 001 до 26 000 рублей. Доход более 52 000 рублей только у 6,5% из работающих потребителей.

По данным проведённого анкетирования было выявлено, что большинство респондентов посещает супермаркеты «РиОМАГ» 1 раз в день, что свидетельствует о приверженности и постоянстве покупателей и является положительным фактором в работе сети. Всего лишь 4,8% опрошенных посетили магазин в первый раз по случайности (рисунок 4).  

Рисунок 4 – Частота посещения супермаркетов «РиОМАГ» респондентами

 

Далее в исследовании определено как в целом покупатели оценивают различные характеристики супермаркета «РиОМАГ». Для этого часть вопросов была сгруппирована в таблицу для оценки степени важности параметров супермаркета (таблица 1).

Таблица 1 – Оценка значимости параметров супермаркета «РиОМАГ»

Параметр

младше 16 лет

16-24 лет

25-35 лет

36-45 лет

46-60 лет

старше 60 лет

Средний балл

Приемлемые часы работы и удобное расположение

7,9

8,2

8,3

8,1

8,2

8,4

8,2

Легко сориентироваться в магазине и найти нужный мне товар

6,5

6,9

7,1

7,9

7,3

7,1

7,2

Комфортно находиться и совершать покупки

8

8,6

8,2

8,3

8,5

8,5

8,4

Дружелюбный / готовый помочь персонал

5,7

5,8

6

6,5

6,4

6,7

6,2

Быстрое обслуживание, нет очередей

6,3

6,8

6,7

6,4

7

7,3

6,7

Широкий ассортимент

6,9

7,4

7,2

7

7,3

6,9

7,1

Соответствие ценников товарам на полках

6,5

7

6,7

6,9

6,8

7,2

6,9

В этом магазине доступные цены и часто проводятся товары со скидкой

7,6

7,7

8,1

7,9

8

8,2

7,9

Свежие качественные продукты

8

8,7

8,4

8,5

8,6

8,8

8,5

 

Анализируя данные таблицы, можно сделать вывод, что в целом, большинство опрошенных людей удовлетворены параметрами супермаркета «РиОМАГ».

В среднем, покупатели удовлетворены в большей степени качеством продукции, продаваемой в супермаркете (8,5). На втором месте по удовлетворенности – атмосфера в магазине (8,5), а на третьем – приемлемые часы работы и удобное расположение (8,2).

Меньше всего потребители удовлетворены персоналом (6,2). Из этого следует, что менеджеру по персоналу супермаркетов «РиОМАГ» следует тщательнее отбирать персонал, проводить обучающие тренинги и ввести единые стандарты поведения с покупателями [1].

Так как потребители достаточно высоко оценивают качество продаваемой продукции в супермаркете, то менеджерам по закупкам необходимо еще тщательнее следить за поставляемой продукцией, чтобы не потерять покупателей.

С помощью опроса был так же выявлен основной конкурент среди супермаркетов (рисунок 5).

Рисунок 5 – Основные конкуренты супермаркета «РиОМАГ»

 

По результатам опроса основным конкурентом для супермаркета является сеть супермаркетов «О’кей-экспресс», принадлежащая «Okay Group».

Характеристики, которыми руководствуются покупатели при выборе супермаркета были определены посредством товарной сегментации и представлены в таблице 2.

Таблица 2 – Товарная сегментация супермаркетов (ранжирование по местам (1 –наилучшее значение)).

Характеристика супермаркета

Сегменты рынка по выбору супермаркета

Супермаркет

«РиОМАГ»

«Окей-экспресс»

«Магнит»

«Перекресток»

«Пятерочка»

«Лайм»

«ИдеЯ»

Рекламные акции, скидки

4,1

3,6

4,1

2,9

4,9

5

4,1

4,0

Возможность экономии, низкие цены

3,3

5,3

5,4

3,1

5,4

4,4

3,3

4,1

Высокое качество товаров

3,9

3,3

3,6

4,6

5,3

4,8

3,9

3,6

Удобная парковка для автомобилистов

5,5

5,7

5,4

5,7

3

5,6

5,5

4,7

Высокий уровень сервиса, приятная атмосфера

4,9

3,6

3,4

4,8

4,4

3,4

4,9

5,3

Удобное для Вас расположение супермаркета

5,1

5,2

4,8

3,7

3,3

3,5

5,1

3,7

Широкий ассортимент

3

3,4

3,2

4,2

4,3

4,2

3

3,9

Наличие дисконтной карты на скидку 

6,2

5,8

6,1

7,1

5,4

5

6,2

6,6

 

По данным таблицы был составлен график оптимального супермаркета по своим характеристикам (рисунок 6).

Безымянный

Рисунок 6 – График «идеального профиля супермаркета» для сегмента «супермаркет» и супермаркета «РиОМАГ»

 

Сопоставляя супермаркет «РиОМАГ» с идеальным профилем супермаркета для потребителей, можно отметить, что по наиболее важным для сегмента «супермаркет» параметрам, которыми руководствуются покупатели при выборе супермаркета (широкий ассортимент и возможность экономии) «РиОМАГ» уступает. Поэтому руководству супермаркетов «РиОМАГ» можно рекомендовать оптимально расширить ассортимент для привлечения новых покупателей, а также возможно пересмотреть ценовую политику на некоторые группы товаров.

Как показали результаты исследования, потребители делают выбор в пользу супермаркетов «РиОМАГ» благодаря высокому качеству продукции, поэтому необходимо и дальше уделять этому особое внимание и работать только с проверенными поставщиками продукции.

Параметр «наличие дисконтной карты на скидку» имеет невысокую степень важности как для сегмента «идеальный супермаркет», так и для покупателей супермаркета «РиОМАГ». Несмотря на этот факт, предложение дисконтной карты на кассе поможет повысить лояльность существующих и перевести новых, случайных покупателей, в категорию постоянных.

Также можно рекомендовать при открытии новых супермаркетов «РиОМАГ» заранее организовывать удобную парковку, заботясь об удобстве покупателей.

Литература

1. Современные методы аттестации персонала. Неуструева А.С., Петренко Ю.В. В сборнике: Финансовая грамотность ˗ залог благополучия населения Материалы всероссийской научно-практической конференции. Под редакцией М.Н. Титовой, А.И. Любименко. 2019. С. 111-114.