Задачи исследования: изучение портрета потребителей супермаркета «РиОМАГ»; определение потребительских предпочтений; выявление пожеланий по улучшению качества предоставляемых услуг; определение основного конкурента сети.
Методология: исследование проводилось с применением метода персонального интервью в супермаркетах «РиОМАГ».
Проведенное исследование включало в себя опрос 400 респондентов в супермаркетах «РиОМАГ». В качестве инструмента сбора первичной информации была разработана анкета. Полученные данные были обработаны, скомпилированы и проанализированы.
Исследование структуры потребителей на основе демографических факторов выявило следующее: данные по половозрастной структуре показывают, что среди опрошенных людей, посещающих супермаркеты «РиОМАГ», доля мужчин составляет 46%, а доля женщин – 54%.
Основными покупателями супермаркетов «РиОМАГ» среди респондентов являются женщины в возрасте от 16 до 24 лет и мужчины 46-60 лет (рисунок 1).
Рисунок 1 – Возрастная структура потребителей супермаркетов «РИОМАГ»
На рисунке 2 представлена структура потребителей по виду занятости.
Рисунок 2 – Структура потребителей по виду занятости
Большинство покупателей – это работающие (53,2%) и пенсионеры (22,1%). Остальные покупатели – учащиеся/студенты (11,4%), домохозяйки (8%) и временно не работающие (5,3%). На рисунке 4 представлены потребители, объединенные по типу занятости и их семейному месячному доходу в среднем на одного человека.
Рисунок 3 – Структура потребителей по типу занятости и их семейному месячному доходу в среднем на одного человека, в руб.
Исходя из данных представленных на рисунке 3, можно сделать вывод, что в среднем большинство покупателей супермаркетов «РиОМАГ» имеет доход от 15 001 до 26 000 рублей. Доход более 52 000 рублей только у 6,5% из работающих потребителей.
По данным проведённого анкетирования было выявлено, что большинство респондентов посещает супермаркеты «РиОМАГ» 1 раз в день, что свидетельствует о приверженности и постоянстве покупателей и является положительным фактором в работе сети. Всего лишь 4,8% опрошенных посетили магазин в первый раз по случайности (рисунок 4).
Рисунок 4 – Частота посещения супермаркетов «РиОМАГ» респондентами
Далее в исследовании определено как в целом покупатели оценивают различные характеристики супермаркета «РиОМАГ». Для этого часть вопросов была сгруппирована в таблицу для оценки степени важности параметров супермаркета (таблица 1).
Таблица 1 – Оценка значимости параметров супермаркета «РиОМАГ»
Параметр |
младше 16 лет |
16-24 лет |
25-35 лет |
36-45 лет |
46-60 лет |
старше 60 лет |
Средний балл |
Приемлемые часы работы и удобное расположение |
7,9 |
8,2 |
8,3 |
8,1 |
8,2 |
8,4 |
8,2 |
Легко сориентироваться в магазине и найти нужный мне товар |
6,5 |
6,9 |
7,1 |
7,9 |
7,3 |
7,1 |
7,2 |
Комфортно находиться и совершать покупки |
8 |
8,6 |
8,2 |
8,3 |
8,5 |
8,5 |
8,4 |
Дружелюбный / готовый помочь персонал |
5,7 |
5,8 |
6 |
6,5 |
6,4 |
6,7 |
6,2 |
Быстрое обслуживание, нет очередей |
6,3 |
6,8 |
6,7 |
6,4 |
7 |
7,3 |
6,7 |
Широкий ассортимент |
6,9 |
7,4 |
7,2 |
7 |
7,3 |
6,9 |
7,1 |
Соответствие ценников товарам на полках |
6,5 |
7 |
6,7 |
6,9 |
6,8 |
7,2 |
6,9 |
В этом магазине доступные цены и часто проводятся товары со скидкой |
7,6 |
7,7 |
8,1 |
7,9 |
8 |
8,2 |
7,9 |
Свежие качественные продукты |
8 |
8,7 |
8,4 |
8,5 |
8,6 |
8,8 |
8,5 |
Анализируя данные таблицы, можно сделать вывод, что в целом, большинство опрошенных людей удовлетворены параметрами супермаркета «РиОМАГ».
В среднем, покупатели удовлетворены в большей степени качеством продукции, продаваемой в супермаркете (8,5). На втором месте по удовлетворенности – атмосфера в магазине (8,5), а на третьем – приемлемые часы работы и удобное расположение (8,2).
Меньше всего потребители удовлетворены персоналом (6,2). Из этого следует, что менеджеру по персоналу супермаркетов «РиОМАГ» следует тщательнее отбирать персонал, проводить обучающие тренинги и ввести единые стандарты поведения с покупателями [1].
Так как потребители достаточно высоко оценивают качество продаваемой продукции в супермаркете, то менеджерам по закупкам необходимо еще тщательнее следить за поставляемой продукцией, чтобы не потерять покупателей.
С помощью опроса был так же выявлен основной конкурент среди супермаркетов (рисунок 5).
Рисунок 5 – Основные конкуренты супермаркета «РиОМАГ»
По результатам опроса основным конкурентом для супермаркета является сеть супермаркетов «О’кей-экспресс», принадлежащая «Okay Group».
Характеристики, которыми руководствуются покупатели при выборе супермаркета были определены посредством товарной сегментации и представлены в таблице 2.
Таблица 2 – Товарная сегментация супермаркетов (ранжирование по местам (1 –наилучшее значение)).
Характеристика супермаркета |
Сегменты рынка по выбору супермаркета |
Супермаркет |
«РиОМАГ» |
|||||
«Окей-экспресс» |
«Магнит» |
«Перекресток» |
«Пятерочка» |
«Лайм» |
«ИдеЯ» |
|||
Рекламные акции, скидки |
4,1 |
3,6 |
4,1 |
2,9 |
4,9 |
5 |
4,1 |
4,0 |
Возможность экономии, низкие цены |
3,3 |
5,3 |
5,4 |
3,1 |
5,4 |
4,4 |
3,3 |
4,1 |
Высокое качество товаров |
3,9 |
3,3 |
3,6 |
4,6 |
5,3 |
4,8 |
3,9 |
3,6 |
Удобная парковка для автомобилистов |
5,5 |
5,7 |
5,4 |
5,7 |
3 |
5,6 |
5,5 |
4,7 |
Высокий уровень сервиса, приятная атмосфера |
4,9 |
3,6 |
3,4 |
4,8 |
4,4 |
3,4 |
4,9 |
5,3 |
Удобное для Вас расположение супермаркета |
5,1 |
5,2 |
4,8 |
3,7 |
3,3 |
3,5 |
5,1 |
3,7 |
Широкий ассортимент |
3 |
3,4 |
3,2 |
4,2 |
4,3 |
4,2 |
3 |
3,9 |
Наличие дисконтной карты на скидку |
6,2 |
5,8 |
6,1 |
7,1 |
5,4 |
5 |
6,2 |
6,6 |
По данным таблицы был составлен график оптимального супермаркета по своим характеристикам (рисунок 6).
Рисунок 6 – График «идеального профиля супермаркета» для сегмента «супермаркет» и супермаркета «РиОМАГ»
Сопоставляя супермаркет «РиОМАГ» с идеальным профилем супермаркета для потребителей, можно отметить, что по наиболее важным для сегмента «супермаркет» параметрам, которыми руководствуются покупатели при выборе супермаркета (широкий ассортимент и возможность экономии) «РиОМАГ» уступает. Поэтому руководству супермаркетов «РиОМАГ» можно рекомендовать оптимально расширить ассортимент для привлечения новых покупателей, а также возможно пересмотреть ценовую политику на некоторые группы товаров.
Как показали результаты исследования, потребители делают выбор в пользу супермаркетов «РиОМАГ» благодаря высокому качеству продукции, поэтому необходимо и дальше уделять этому особое внимание и работать только с проверенными поставщиками продукции.
Параметр «наличие дисконтной карты на скидку» имеет невысокую степень важности как для сегмента «идеальный супермаркет», так и для покупателей супермаркета «РиОМАГ». Несмотря на этот факт, предложение дисконтной карты на кассе поможет повысить лояльность существующих и перевести новых, случайных покупателей, в категорию постоянных.
Также можно рекомендовать при открытии новых супермаркетов «РиОМАГ» заранее организовывать удобную парковку, заботясь об удобстве покупателей.
Литература
1. Современные методы аттестации персонала. Неуструева А.С., Петренко Ю.В. В сборнике: Финансовая грамотность ˗ залог благополучия населения Материалы всероссийской научно-практической конференции. Под редакцией М.Н. Титовой, А.И. Любименко. 2019. С. 111-114.