ПОСТРОЕНИЕ МАТРИЦЫ СОВМЕСТНЫХ ПОКУПОК КАК СРЕДСТВО ЭФФЕКТИВНОГО РАСПОЛОЖЕНИЯ АССОРТИМЕНТНЫХ ГРУПП В ТОРГОВОМ ЗАЛЕ

14 мая 10:15

Для достижения репрезентативности выборки проводимого в работе исследования и корректного отображения полученных результатов анализа, учитывая численность генеральной совокупности, выборка составила 300 чеков в сети супермаркетов «РиОМАГ» [1]. 

Авторами введены следующие обозначения ассортиментных групп для формирования консолидированной таблицы:

  1. Алкоголь, соки, воды, сигареты – группа А
  2. Кондитерские изделия, бакалея – группа Б
  3. Молочные продукты, сыры, гастрономия – группа В
  4. Полуфабрикаты, консервы (овощные, фруктовые, мясные, рыбные) – группа Г
  5. Рыбные деликатесы, пресервы, рыба соленая /копченая – группа Д
  6. Мясо, рыба охлаждённая, субпродукты – группа Е
  7. Non food: бытовая химия, хоз. товары и пр. – группа Ж
  8. Овощи, фрукты – группа З
  9. Собственное производство – группа И

Используя сводные результаты наблюдения за покупками в супермаркете, был проведен анализ совместных покупок в магазинах «РиОМАГ». Сведения о количестве каждого купленного товара при анализе не требуются, необходима только структура покупки, что и отражается в таблице. Знак  «+» означает, что товар из данной группы был куплен в рассматриваемом чеке [2].

Для анализа совместных покупок составим таблицу наблюдаемых покупок. По горизонтали отметим состав одной покупки (т. е. товар­ные единицы, купленные за один раз). По вертикали укажем, в каких покупках присутствовала товарная группа данного наимено­вания.

По каждой покупке рассчитываем коэффициент d по формуле:

                                                                                                    (1)

где n – число товарных единиц в данной покупке;

d – коэффициент, отражающий частоту покупки товара.

Все данные были обработаны с помощью пакета анализа данных табличного процессора MS Excel. Составим матрицу совместных покупок каж­дой пары товаров (таблица 1).

Таблица 1 – Матрица совместных покупок каждой пары групп товаров супермаркетов «РиОМАГ», шт.

Название группы

Группа А

Группа Б

Группа В

Группа Г

Группа Д

Группа Е

Группа Ж

Группа З

Группа И

Итого

Группа А

0

68

70

19

6

6

23

21

11

224

Группа Б

68

0

56

15

8

4

17

16

6

190

Группа В

70

56

0

8

2

4

11

13

5

169

Группа Г

19

15

8

0

2

1

4

3

2

54

Группа Д

6

8

2

2

0

0

2

1

0

21

Группа Е

6

4

4

1

0

0

1

2

2

20

Группа Ж

23

17

11

4

2

1

0

4

2

64

Группа З

21

16

13

3

1

2

4

0

4

64

Группа И

11

6

5

2

0

2

2

4

0

32

Итого

224

190

169

54

21

20

64

64

32

838

 

Итоговые значения в таблице 1 показывают, сколько раз то­вар из ассортиментной группы был куплен в разных покупках, они должны совпадать со значениями строки «Итого» в таблице наблюдаемых покупок.

Сумма коэффициентов d, указанная на пересечении строк товаров в таблице 1, обозначает интенсивность связи между товарами. Чем больше это значение, тем теснее связь между товарами. Проведенный анализ совместных покупок показал, что практически все ассортиментные группы товаров имеют тесные связи друг с другом. Самая сильная взаимосвязь при покупке отмечается по ассортиментным группам А и Б («алкоголь, соки, воды, сигареты» – «кондитерские изделия, бакалея»), А и В («алкоголь, соки, воды, сигареты» – «молочные продукты, сыры, гастрономия»), Б и В («кондитерские изделия, бакалея» – «молочные продукты, сыры, гастрономия»).

Также особый интерес представляет структурирование чеков по суммам покупки, с целью определения нетипичных связей между товарами (таблица 2).

Таблица 2 – Структура чеков по заданным интервалам сумм покупок торговой сети супермаркетов «РиОМАГ»

Интервал, руб.

Кол-во чеков

Ассортиментная группа

Прибыль от продаж, руб.

Доля в объеме продаж, %

До 150

76

1. Алкоголь, соки, воды, сигареты

5060

29,5

2. Кондитерские изделия, бакалея

3866

22,6

3. Молочные продукты, сыры, гастрономия

4205

24,5

4. Полуфабрикаты, консервы (овощные, фруктовые, мясные, рыбные)

1088

6,3

5. Рыбные деликатесы, пресервы, рыба соленая /копченая

491

2,9

6. Мясо, рыба охлаждённая, субпродукты

744

4,3

7. Non food: бытовая химия, парфюмерия, хоз. товары и пр.

1059

6,2

8. Овощи, фрукты

543

3,2

9. Собственное производство

79

0,5

Итого

17136

100

150-300

135

1. Алкоголь, соки, воды, сигареты

8588

31,5

2. Кондитерские изделия, бакалея

5086

18,6

3. Молочные продукты, сыры, гастрономия

5532

20,3

4. Полуфабрикаты, консервы (овощные, фруктовые, мясные, рыбные)

1847

6,8

5. Рыбные деликатесы, пресервы, рыба соленая /копченая

373

1,4

6. Мясо, рыба охлаждённая, субпродукты

779

2,9

7. Non food: бытовая химия, парфюмерия, хоз. товары и пр.

3172

11,6

8. Овощи, фрукты

1627

6,0

9. Собственное производство

298

1,1

Итого

27301

100

300-450

41

1. Алкоголь, соки, воды, сигареты

4833

27,6

2. Кондитерские изделия, бакалея

2997

17,1

3. Молочные продукты, сыры, гастрономия

3259

18,6

4. Полуфабрикаты, консервы (овощные, фруктовые, мясные, рыбные)

1404

8,0

5. Рыбные деликатесы, пресервы, рыба соленая /копченая

289

1,6

6. Мясо, рыба охлаждённая, субпродукты

1005

5,7

7. Non food: бытовая химия, парфюмерия, хоз. товары и пр.

2411

13,8

8. Овощи, фрукты

916

5,2

9. Собственное производство

403

2,3

Итого

17517

100

450-600

21

1. Алкоголь, соки, воды, сигареты

2867

24,7

2. Кондитерские изделия, бакалея

2862

24,6

3. Молочные продукты, сыры, гастрономия

1847

15,9

4. Полуфабрикаты, консервы (овощные, фруктовые, мясные, рыбные)

277

2,4

5. Рыбные деликатесы, пресервы, рыба соленая /копченая

276

2,4

6. Мясо, рыба охлаждённая, субпродукты

441

3,8

7. Non food: бытовая химия, парфюмерия, хоз. товары и пр.

1785

15,4

8. Овощи, фрукты

959

8,2

9. Собственное производство

312

2,7

Итого

11626

100

600-750

6

1. Алкоголь, соки, воды, сигареты

1286

23,0

2. Кондитерские изделия, бакалея

1698

30,3

3. Молочные продукты, сыры, гастрономия

829

14,8

4. Полуфабрикаты, консервы (овощные, фруктовые, мясные, рыбные)

617

11,0

5. Рыбные деликатесы, пресервы, рыба соленая /копченая

73

1,3

6. Мясо, рыба охлаждённая, субпродукты

198

3,5

7. Non food: бытовая химия, парфюмерия, хоз. товары и пр.

475

8,5

8. Овощи, фрукты

244

4,4

9. Собственное производство

177

3,2

Итого

5597

100

750 и выше

21

1. Алкоголь, соки, воды, сигареты

6529

39,4

2. Кондитерские изделия, бакалея

762

4,6

3. Молочные продукты, сыры, гастрономия

3113

18,8

4. Полуфабрикаты, консервы (овощные, фруктовые, мясные, рыбные)

1039

6,3

5. Рыбные деликатесы, пресервы, рыба соленая /копченая

163

1,0

6. Мясо, рыба охлаждённая, субпродукты

1322

8,0

7. Non food: бытовая химия, парфюмерия, хоз. товары и пр.

1869

11,3

8. Овощи, фрукты

1237

7,5

9. Собственное производство

530

3,2

Итого

16563,8

100

Общий итог

300

 

95747,0

 

По данным представленным в таблице, можно сделать вывод, что наибольшее количество чеков находится в интервале суммы покупки от 150 до 300 рублей, наименьшее – от 600 до 750 рублей. Преимущественно наибольшая доля приходится на группу «алкоголь, соки, воды, сигареты». Исключение составляют чеки в интервале от 600-750 рублей, там наибольшая доля приходится на группу «кондитерские изделия, бакалея» (30,3 %). Наименьшие доли в чеках у групп «рыбные деликатесы, пресервы, рыба солёная/копчёная» и «собственное производство».

Представленная матрица совместных покупок и группировка товаров по стоимости чеков позволяет определить типичные корзины разной ценовой категории, выявить неявные связи между товарами и разработать рекомендации по увеличению среднего чека и выкладке товаров в зависимости от тесноты их комплиментарности [3].

 

Литература

  1. Неуструева А.С., Петренко Ю.В., Лейзин И.Б. Практическое использование методов математического моделирования для выявления приоритетной географической локации магазина формата FMCG. Наука и бизнес: пути развития. 2019. № 2 (92). С. 85-88.
  2. Милов С.Н., Милов А.С. Исследование проблем управления ассортиментом и товарными запасами в торговых сетях. Вестник Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова. 2019. № 5 (107). С. 163-182.
  3. Соловьева А.И., Рихтер А.А. Анализ магазинных чеков для прогнозирования клиентских предпочтений. Аллея науки. 2019. Т. 1. № 5 (32). С. 1038-1045