Уровень участия субъектов малого и среднего предпринимательства в РФ в общем ВВП отражает экономический потенциал государства. Однако в РФ большее внимание уделяется государственным корпорациям, в то время как в странах Европы около 60-70 % ВВП приходится на долю МСП. В данный момент Стратегия развития до 2030 определяет круг общих проблем, где выделены:
- низкий уровень инновационной и инвестиционной деятельности;
- рост уровня неформальной занятости;
- рост фискальной нагрузки;
- неравномерное развитие субъектов МСП на территории РФ (исходя из деления на федеральные округа);
- недостаток финансовых ресурсов и пр.
Статистика показывает, что существующие категории выделения субъектов малого и среднего бизнеса крайне абстрактны и не отражают всю суть экономической ситуации в стране. В связи с этим следует внести изменения в п. 2 статьи 4 ФЗ № 209 в части численности сотрудников ИП и юридических лиц следующим образом:
«а) до пятидесяти человек для малых предприятий (среди малых предприятий выделяются микропредприятия — до пяти человек);
б) от пятидесяти одного до ста пятидесяти человек для средних предприятий, если иное предельное значение среднесписочной численности работников для средних предприятий не установлено в соответствии с пунктом 2.1 настоящей статьи».
При этом возникает вопрос: может рассчитывать на получение банковской гарантии как субъект МСП юридическое лицо, где числится 152 человека, а остальные категории соответствуют статье закона? Введение данного абзаца содержит ответ на этот вопрос: «Отклонения от принятых настоящим Законом значений среднесписочной численности работников допускаются по решению уполномоченных органов». Уполномоченный орган, осуществляющий регистрацию — Федеральная налоговая служба.
Пересчет значений дохода, который получен предпринимателем за год, должен быть более гибким и меняться каждые 3 года, а не 5 лет.
Главным очагом давления на бизнес является налоговая политика РФ, результатом которого является неравномерное распределение полномочий между центром и регионами, малая заинтересованность муниципалитетов, высокие налоги, страховые взносы и прочие сборы, «фиктивный» рост количества субъектов МСП путем деления крупных организаций на мелкие и пр.
Внесение изменений в условия применения специальных льготных режимов для субъектов МСП может без удара по «карману» федерального бюджета снять налоговое бремя с субъектов МСП. Так, предложения относительно внесения некоторых изменений в нормативно-правовое регулирование существующих льготных налоговых режимов можно представить следующим образом:
1) возможность использования УСН налогоплательщиками, чей годовой доход достигает 800 млн р, что исключит дробление крупных организаций на более мелкие. Необходимо заменить пункт 2 статьи 346.12. Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) «доходы, определяемые в соответствии со статьей 248 настоящего Кодекса, не превысили 800 млн. рублей» и исключить абзац 4 п. 4 данной статьи: «Указанная в абзаце первом настоящего пункта величина предельного размера доходов налогоплательщика, ограничивающая право налогоплательщика на применение упрощенной системы налогообложения, подлежит индексации в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 346.12 настоящего Кодекса», в абз. 1 п. 4, п. 4.1 статьи 346.12 заменить сумму на 800 млн р;
2) возможность лиц, переходящих с УСН на ОСН, на постепенное повышения величины налоговой ставки, подлежащей уплате. Следует дополнить пункт 1 статьи 284 НК РФ шестым абзацем: «Для организаций, перешедших с упрощенной системы налогообложения на общую систему налогообложения, устанавливается пониженная налоговая ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, в соответствии с положениями:
а) в течение одного года после перехода на общую систему налогообложения — 10 %:
— сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 2 процентов (3 процентов в 2017 — 2024 годах), зачисляется в федеральный бюджет, если иное не установлено настоящей главой;
— сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 8 процентов (7 процентов в 2017 — 2024 годах), зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации;
б) в течение последующих двух лет после перехода на общую систему налогообложения — 15 %:
— сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 3 процентов (4 процентов в 2017 — 2024 годах), зачисляется в федеральный бюджет, если иное не установлено настоящей главой;
— сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 12 процентов (11 процентов в 2017 — 2024 годах), зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации
По истечению трех лет с даты перехода организации на общую систему налогообложения применяются абзацы 1-3 пункта 1 статьи 284 настоящего Кодекса».
Российская Федерация преимущественно обладает мощным агропромышленным комплексом (далее – АПК), в котором занято около 26 % всего населения. Проведение государственной поддержки граждан и их групп, занятых в сельскохозяйственной деятельности, является первостепенной задачей в условиях установления экономических санкций в основном на экспорт продовольственные продукты. Предложения касаются применения специального налогового режима ЕСХН:
1) необходимо понижение минимальной доли дохода от реализации результатов сельскохозяйственной деятельности сельскохозяйственного товаропроизводителя. Предлагается изменить формулировку подпункта 1 пункта 2 ст. 346.2 НК РФ: «организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) и реализующие эту продукцию, при условии, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций и индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной и последующей (промышленной) переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья, а также от оказания сельскохозяйственным товаропроизводителям услуг, указанных в подпункте 2 настоящего пункта, составляет не менее 50 процентов»; в подпунктах 2 и 3 пункта 2 статьи 346.2 НК РФ заменить с 70% на 50%.
2) момент перехода с одного режима налогообложения на другой протекает в срок до 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Возможность подать заявление в выбранные сроки связана с тем, что годовая бухгалтерская отчетность отображает полную картину экономической деятельность и позволяет принять решение о соответствии экономических показателей выбранному специальному налоговому режиму. Соответствие показателей позволяет предпринимательской структуре использовать ЕСХН в следующем отчетном периоде, если показатели не соответствуют нормативам, указанным законом, то такой хозяйствующий субъект теряет право на использование ЕСХН в текущем налоговом периоде.
Использование ПСН ИП имеет некоторые негативные стороны, поэтому представляется проведение следующих мер по совершенствованию патентной системы налогообложения:
1) уплата страховых взносов на обязательное страхование себя и работников, что делает использование ПСН в сравнении с ЕНВД невыгодным даже при их одинаковой стоимости, поэтому следует добавить пункт 1.2 в статью 346.5 НК РФ: «1.2 Сумма патента, исчисленная за налоговый период, уменьшается на сумму:
1) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) в данном налоговом периоде в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом сумма патента не может быть уменьшена более чем на 50%».
Результатом проведения государственной политики является увеличение административных барьеров в той или иной сфере деятельности. Предложениями по совершенствованию налогового администрирования может выступить совершенствование порядка применения налоговых каникул. В данный момент налоговые каникулы в отношении ИП являются наилучшим из методов поддержки предпринимателей. В связи с этим предлагается увеличить по времени применение налоговых каникул для ИП, имеющих статус МСП и осуществляющих свою деятельность в производственной, научной и социальной сферах, так, что на 2021 и 2022 год предприниматели освобождаются от уплаты налогов 50 %, в 2023 — освобождение от уплаты 25 % налогов, если по итогам налогового периода (2020 г) доля доходов от реализации товаров (работ, услуг) при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применялась налоговая ставка в размере 0 %, в общем объеме доходов от реализации товаров (работ, услуг) должна быть не менее 70 %. В связи с этим статьи НК РФ следует изложить следующим образом:
1. Пункт 4 статьи 346.20 дополнить абзацем 10: «Индивидуальные предприниматели, имеющие статус субъекта малого или среднего предпринимательства в соответствии с законодательством Российской Федерации, осуществляющие свою деятельность в производственной, научной, бытовой и (или) социальной сферах, освобождаются от уплаты 50 процентов суммы налогов на третий и четвертый год налоговых каникул, освобождаются от уплаты 50 процентов суммы налогов на пятый год освобождение от уплаты 25 % налогов, если по итогам налогового периода доля доходов от реализации товаров (работ, услуг) при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применялась налоговая ставка в размере 0 процентов, в общем объеме доходов от реализации товаров (работ, услуг) должна быть не менее 70 процентов».
Таким образом, высока вероятность, что предпринимательская деятельность, осуществляемая в соответствии законодательством РФ, станет более привлекательной для граждан. Граждане должны видеть преференции пребывания в статусе МСП, а не бояться проверок уполномоченными органами по контролю и надзору. Снятие налогового времени изменит отношение предпринимателей и прошение порядка регистрации бизнеса более привлекательным, что позволит избавить государство от большого процента незарегистрированных граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Налоговый кодекс Российской Федерации часть 1 от 31 июля 1998 года N 146-ФЗ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://government.ru/docs/all/96558/;
- Налоговый кодекс Российской Федерации часть 1 от 5 августа 2000 года N 117-ФЗ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://government.ru/docs/all/96947/;
- Бердышев, А. В. О роли малого и среднего бизнеса в российской экономике и источниках его финансовой поддержки / А. В. Бердышев // Сб. научн. трудов. Глобальная экономика в XXI веке: диалектика конфронтации и солидарности. Сборник научных трудов / Под ред. д-ра экон. наук, проф. Сорокина Д. Е., д-ра экон. наук, доц. Альпидовской М. Л. – Краснодар, 2017;
- Довгая О.В., Миронова И.Б. Налоговое стимулирование деятельности малых предприятий. Хабаровск: ХГАЭП, 2006;
- Ершова И.В. Особенности правового регулирования деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства: пробелы и противоречия законодательства // «Черные дыры» в Российском Законодательстве. — М.: ООО «К-Пресс», 2012;
- Левченко Ксения Александровна, Епанчинцев Виталий Юрьевич Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. 2018. №1 (12). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennaya-podderzhka-malogo-i-srednego-predprinimatelstva-v-rossiyskoy-federatsii.