Причины возникновения и компоненты эмоционального стресса

1 ноября 4:33

Многочисленные психологические исследования в настоящее время начинаются словами о том, что мы живем в стремительно меняющемся мире, к которому сложно адаптироваться – настолько быстро происходят перемены, появляются новшества, возникают и забываются различные научные концепции. Это действительно так, мир меняется быстро, и адаптивные возможности психики обеспечивают адаптацию на когнитивном и регуляционном уровне, для поддержания достаточно хорошей взаимосвязи между внутренними процессами личности и ее предметно-социальным окружением.

       Одним из важных и необходимых условий, позволяющих прогнозировать стабильность в социуме является психическое здоровье людей. Ещё В. М. Бехтерев на рубеже XIX-XX столетий писал о том, общество должно созидать условия для жизнедеятельности здоровой личности. Именно здоровая психика личности обуславливает его активное участие в социальной системе. Однако, термин «психическое здоровье» неоднозначен. Сегодня «психологическое здоровье» рассматривается с позиции двух научных сторон – психологической и медицинской. [3 с.112].

Психоанализ определяет «психическое здоровье» как способность к управлению нашего Я(Эго) собственной энергией тела, в умении сохранить баланс между Ид и Супер-Эго. Эрик Берн, последователь З.Фрейда говорит о психическом здоровье так: «Человек – это живая энергетическая система, напряжения которой вызывают желания, и задача человека –удовлетворять эти желания, не вступая в конфликт с самим собой, с другими людьми и с окружающим миром…». [6 с.56-58]. Г. Селье же считает стресс «ароматом и вкусом жизни». И действительно, это так, он абсолютно прав. Переживая стресс организм вырабатывает специальные гормоны, а именно адреналин, эндорфин и энкефалин. Влияние и действие этих гормонов и делает нашу жизнь насыщенной и полной новых «красок», и ощущений.

   Причины возникновения  эмоционального стресса связаны с экстремальными воздействиями, прежде всего, с влиянием организационных, социальных, экологических и техни­ческих особенностей деятельности. В основе его лежат нарушения информационно-когнитивных процессов регуляции деятельности. И в этой связи все те жизненные события, которые сопровождаются психической напряженностью (независимо от сферы жизнедеятельности человека), могут быть источником эмоционального стресса или оказывать влияние на его развитие.

Следовательно, развитие эмоционального стресса у человека связано не только с особенностями его рабочего процесса, но и с самыми различными события­ми в его жизни, с разными сферами его деятельности, общения, познания окружающего мира. Поэтому деление причин возникновения эмоционального стресса необходимо проводить с учетом особенностей влияния разнообразных жизненных событий человека, которые могут быть источником стресса. Хроническое ролевое напряжение развивается под вли­янием неблагоприятных условий на протяжении длитель­ного времени, не представляющих непосредственной уг­розы для жизни. Некоторые жизненные обстоятельства яв­ляются комбинацией хронического стресса (ролевого напря­жения) и коротких периодов травм. Эти жизненные собы­тия могут быть разной продолжительности, но они отлича­ются от ролевого напряжения тем, что имеют четко определенные начало и конец. Неприятности (столкновения» конфликты) — это события с краткой длительностью, обыч­но незначительные, однако они могут быть включены в контекст длительного жизненного события или ролевого напряжения, что может увеличить их значение.

Источником травмирующего воздействия могут быть природные и техногенные катастрофы, война и связан­ные с ней проблемы (например, голод), а также индиви­дуальные травмы.

В результате возрастающего исследовательского инте­реса к данной проблеме были выявлены стрессо­ры, но все еще нет четкой и общепризнанной их катего­ризации. В свои первых работах по изучению стресса Г.Селье говорил только о негативном стрессе: «плохой стресс» или дистресс. Данный вид стресса пагубно влияет на человека, выбивая его из нормальной жизнедеятельности и негативно влияя на здоровье. Данное состояние характеризуется постоянной усталостью, рассеянностью, потерей аппетита, нормального сна и т.д. Последующие работы открывают нам ещё один вид стресса – положительного: «хороший стресс» или эустресс. Действие такого состояние обратно, что прекрасно сказывается на физическом состоянии организма, повышая его иммунитет, работоспособность, энергичность, активность внешний вид и т. д. [4 c.84]

Важно отметить, что подверженность индивидуума к стрессу – вариативна, и зависит от некоторых факторов таких как: личностных характеристик, индивидуально–типологических особенностей, готовности (пережитый положительный опыт), пережитый негативный опыт (прошлое), социальный статус, социально–психологическая поддержка (её наличие или отсутствие) и др. В связи с этим в комплекс эффективной психодиагностики необходимы оценка адаптационного потенциала личности и его ресурсов стрессоустойчивости.

          В своих работах Ю.Д.Александровский определяет стрессоустойчивость как сопротивляемость человека стрессовым воздействиям, как адаптацию к стрессу, то есть стрессоустойчивость – это «стрессоустойчивость» [1 с.211].

В свою очередь, А.В. Петровский и М.Г. Ярошевский [5 с.47] определяют феномен стрессоустойчивости, как психологическую устойчивость, позволяющую обеспечить человека в трудных кризисных ситуациях способностью противостоять к фрустрирующему и стрессогенному воздействию среды. По мнению Ю.В. Щербатых [8 с.34] стрессоустойчивость – это некое подвижное равновесие всех структур личности, то есть его способность к самоорганизации и саморегуляции. В работах В.М. Генковской стрессоустойчивость – это тот момент сопротивления к внешним воздействиям, который проявляет данная система в ответ на эти воздействия [3 с.23].

В работах Ф.Б. Березина [6 с.178] под стрессоустойчивостью рассматривается как способность сохранения равновесного состояния системы, при ее противодействии внешним и внутренним факторам. При этом в режиме функционировании этой системы были выделены следующие аспекты изменений: адаптационный, корректирующий, целенаправленный.  Самоорганизация, самопланирование и самоконтроль поведения в конкретных обстоятельствах согласно определенной выработанной модели. Такие ученые как Л.И. Анцифирова, Л.С. Выготский, Б.Ф. Ломов, В.А. Пономаренко, и др. термин устойчивости, связывают со зрелостью личности. Зрелость личности в данном контексте означает – уметь организовывать свою деятельность, ориентироваться на конкретные цели. Стрессоустойчивость соотносят с высшим этапом развития устойчивости личности, успешной самоорганизацией – психологической устойчивостью личности. [6 с.147].

Резюмируя анализ работ отечественных ученых, можно сделать вывод о том, что в большинстве трудов стрессоустойчивость рассматривается как стабильность, равновесие. Стрессоустойчивость это прежде всего характеристика личности, которая позволяет адекватно реагировать на фрустрирующее и стрессогенное воздействие жизненных ситуаций. Обращаясь к трудам психиатров Ю.А. Александровский, Ф. Б. Березин и других, видно, что стрессоустойчивость определяется как барьер психической адаптации, способность сопротивляться стрессовым воздействиям, т.е.– адаптация к стрессу (стрессоустойчивость).

В дополнение к указанным выше ка­тегориям В.А.Бодров [3 с.45-46] разделил стрессоры, непосредственно или косвенно участвующие в организации тревожно-стрессовой реакции у человека, на четыре группы:

1.Стрессоры активной деятельности:

        а) экстремальные стрессоры (боёв, космических полётов, подводных погружений, парашютных прыжков, разминирование и т. п.);

         б) производственные стрессоры (связанные с большой ответственностью, дефицитом времени и т. п);

         в) стрессоры психосоциальной мотивации (соревнования, конкурсы, экзамены)

2.Стрессоры оценок (оценка предстоящей, настоящей или прошед­шей деятельности):

а) «старт»-стрессоры и стрессоры памяти (предстоящие состязания, медицинские процедуры, воспоминание о пережитом горе, ожидание угрозы);

б) побед и поражений (победа в соревновании, успех в учебе, любовь, поражение, смерть или болезнь близкого человека);

в) зрелищ.

3.Стрессоры рассогласования деятельности:

а) разобщения (конф­ликты в семье, на работе, угроза или неожиданное, но значимое известие);

6) психосоциальных и физиологических ограничений (сенсор­ная депривация, мускульная депривация, заболевания, родительский дискомфорт, голод).

4.Физические и природные стрессоры (мускульные нагрузки, травмы, темнота, сильный звук, качка, высота, жара, землетрясение).

Как указывал П. К. Анохин в 1973 г. [2 с.8] сам факт воздействия или его ожидание обязательно предполагает наличие тревоги, как компонента стресса. Беспокойство перед предстоящей сдачей теста, или предэкзаменационная тревожность впервые выявлено Сарасоном и Мандлером в1952 г. Они предположили, что предэкзаменационная тревожность слагается из двух стремлений: (1) стремлений направленных на выполнение задания, которые дают человеку стимул уменьшить это стремление, выполнив задание, и (2) связанное с тревогой стремление, которое мешает выполнению задания, вызывая у человека ощущения своей непригодности и беспомощности. Именно такие, вызванные тревогой побуждения заставляют людей делать вещи, не имеющие никакой связи с выполнением задания, и тем самым ухудшают результат выполнения. Если направленные на выполнение задания побуждения можно рассматривать как облегчающие выполнение, то связанные с тревогой побуждения — как ослабляющие эффективность выполнения задания.

Они разделили ослабляющее, связанное с тревогой побуждение на две составляющие: (1) тревога, или «когнитивное выражение озабоченности своим исполнением», и (2) эмоциональность, или реакция человеческого тела на ситуацию, например выделение пота и ускоренное сердцебиение.

Спилбергер [7 с.9] различал два аспекта тревоги: состояние — тревога, которую человек чувствует в конкретной ситуации, и (2) отличительную черту — тенденцию чувствовать беспокойство в целом ряде различных ситуации, например, важный экзамен заставит большинство студентов испытать состояние тревоги. В то же время некоторые из них ощущают беспокойство в любой учебной ситуации, так как постоянно испытывают беспокойство — это черта их характера.

          Стресс дезорганизует деятельность человека, его поведение, приводит к разнообразным психоэмоциональным нарушениям (тревожность, депрессия, неврозы, эмоциональная неустойчивость, упадок настроения, или, наоборот, перевозбуждение, гнев, нарушения памяти, бессонница, повышенная утомляемость и др.). В результате человек может мобилизовать свои силы или наоборот, функциональный уровень понижается, и это может способствовать дезорганизации деятельности в целом.

          Способность организма к  приспособлению, или адаптационная  энергия, не беспредельна, способность к адаптации не безгранична. Наши запасы адаптационной энергии сравнимы с унаследованным богатством: можно брать со своего счета, но нельзя делать дополнительные вклады. Можно безрассудно расточать и проматывать способность к адаптации, «жечь свечу с обоих концов», а можно научиться растягивать запас надолго, расходуя его мудро и бережливо, с наибольшей пользой и наименьшим дистресом.

          Таким образом, многочисленные обстоятельства современной жизни  приводят к чрезмерно сильному психо-эмоциональному напряжению человека, вызывающему отрицательные реакции и состояния, ведущие к неврозам – срывам нормальной психической деятельности.

 

Список использованной литературы

  1. Александровский Ю. А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация. М: Наука, 1976. 270 с.
  2. Анохин П. К. Принципиальные вопросы общей теории функциональной системы // Принципы системной организации функций. М.: Наука, 1973. С. 10-21.
  3. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы. — М.: Ин-т психологии РАН, 1995.
  4. Селье, Г. Стресс без дистресса. / Г. Селье. — М. : Прогресс, 1982. — 128 c.
  5. Словарь. Психология. Под ред. Петровского А.В. – М., 1990
  6. Соколова Е.Д., Березин Ф.Б., Барлас Т.В. Эмоциональный стресс: психологические механизмы, клинические проявления, психотерапия. //MateriaMedica. 1996.
  7. Спилбергер Ч. Д. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги // Тревога и стресс в спорте. М.: Физкульту­ра и спорт, 1983. С. 12-24.
  8. Щербатых Ю. В. Психология стресса и методы коррекции. — СПб.: Питер, 2007. — 256 с.