Многочисленные психологические исследования в настоящее время начинаются словами о том, что мы живем в стремительно меняющемся мире, к которому сложно адаптироваться – настолько быстро происходят перемены, появляются новшества, возникают и забываются различные научные концепции. Это действительно так, мир меняется быстро, и адаптивные возможности психики обеспечивают адаптацию на когнитивном и регуляционном уровне, для поддержания достаточно хорошей взаимосвязи между внутренними процессами личности и ее предметно-социальным окружением.
Одним из важных и необходимых условий, позволяющих прогнозировать стабильность в социуме является психическое здоровье людей. Ещё В. М. Бехтерев на рубеже XIX-XX столетий писал о том, общество должно созидать условия для жизнедеятельности здоровой личности. Именно здоровая психика личности обуславливает его активное участие в социальной системе. Однако, термин «психическое здоровье» неоднозначен. Сегодня «психологическое здоровье» рассматривается с позиции двух научных сторон – психологической и медицинской. [3 с.112].
Психоанализ определяет «психическое здоровье» как способность к управлению нашего Я(Эго) собственной энергией тела, в умении сохранить баланс между Ид и Супер-Эго. Эрик Берн, последователь З.Фрейда говорит о психическом здоровье так: «Человек – это живая энергетическая система, напряжения которой вызывают желания, и задача человека –удовлетворять эти желания, не вступая в конфликт с самим собой, с другими людьми и с окружающим миром…». [6 с.56-58]. Г. Селье же считает стресс «ароматом и вкусом жизни». И действительно, это так, он абсолютно прав. Переживая стресс организм вырабатывает специальные гормоны, а именно адреналин, эндорфин и энкефалин. Влияние и действие этих гормонов и делает нашу жизнь насыщенной и полной новых «красок», и ощущений.
Причины возникновения эмоционального стресса связаны с экстремальными воздействиями, прежде всего, с влиянием организационных, социальных, экологических и технических особенностей деятельности. В основе его лежат нарушения информационно-когнитивных процессов регуляции деятельности. И в этой связи все те жизненные события, которые сопровождаются психической напряженностью (независимо от сферы жизнедеятельности человека), могут быть источником эмоционального стресса или оказывать влияние на его развитие.
Следовательно, развитие эмоционального стресса у человека связано не только с особенностями его рабочего процесса, но и с самыми различными событиями в его жизни, с разными сферами его деятельности, общения, познания окружающего мира. Поэтому деление причин возникновения эмоционального стресса необходимо проводить с учетом особенностей влияния разнообразных жизненных событий человека, которые могут быть источником стресса. Хроническое ролевое напряжение развивается под влиянием неблагоприятных условий на протяжении длительного времени, не представляющих непосредственной угрозы для жизни. Некоторые жизненные обстоятельства являются комбинацией хронического стресса (ролевого напряжения) и коротких периодов травм. Эти жизненные события могут быть разной продолжительности, но они отличаются от ролевого напряжения тем, что имеют четко определенные начало и конец. Неприятности (столкновения» конфликты) — это события с краткой длительностью, обычно незначительные, однако они могут быть включены в контекст длительного жизненного события или ролевого напряжения, что может увеличить их значение.
Источником травмирующего воздействия могут быть природные и техногенные катастрофы, война и связанные с ней проблемы (например, голод), а также индивидуальные травмы.
В результате возрастающего исследовательского интереса к данной проблеме были выявлены стрессоры, но все еще нет четкой и общепризнанной их категоризации. В свои первых работах по изучению стресса Г.Селье говорил только о негативном стрессе: «плохой стресс» или дистресс. Данный вид стресса пагубно влияет на человека, выбивая его из нормальной жизнедеятельности и негативно влияя на здоровье. Данное состояние характеризуется постоянной усталостью, рассеянностью, потерей аппетита, нормального сна и т.д. Последующие работы открывают нам ещё один вид стресса – положительного: «хороший стресс» или эустресс. Действие такого состояние обратно, что прекрасно сказывается на физическом состоянии организма, повышая его иммунитет, работоспособность, энергичность, активность внешний вид и т. д. [4 c.84]
Важно отметить, что подверженность индивидуума к стрессу – вариативна, и зависит от некоторых факторов таких как: личностных характеристик, индивидуально–типологических особенностей, готовности (пережитый положительный опыт), пережитый негативный опыт (прошлое), социальный статус, социально–психологическая поддержка (её наличие или отсутствие) и др. В связи с этим в комплекс эффективной психодиагностики необходимы оценка адаптационного потенциала личности и его ресурсов стрессоустойчивости.
В своих работах Ю.Д.Александровский определяет стрессоустойчивость как сопротивляемость человека стрессовым воздействиям, как адаптацию к стрессу, то есть стрессоустойчивость – это «стрессоустойчивость» [1 с.211].
В свою очередь, А.В. Петровский и М.Г. Ярошевский [5 с.47] определяют феномен стрессоустойчивости, как психологическую устойчивость, позволяющую обеспечить человека в трудных кризисных ситуациях способностью противостоять к фрустрирующему и стрессогенному воздействию среды. По мнению Ю.В. Щербатых [8 с.34] стрессоустойчивость – это некое подвижное равновесие всех структур личности, то есть его способность к самоорганизации и саморегуляции. В работах В.М. Генковской стрессоустойчивость – это тот момент сопротивления к внешним воздействиям, который проявляет данная система в ответ на эти воздействия [3 с.23].
В работах Ф.Б. Березина [6 с.178] под стрессоустойчивостью рассматривается как способность сохранения равновесного состояния системы, при ее противодействии внешним и внутренним факторам. При этом в режиме функционировании этой системы были выделены следующие аспекты изменений: адаптационный, корректирующий, целенаправленный. Самоорганизация, самопланирование и самоконтроль поведения в конкретных обстоятельствах согласно определенной выработанной модели. Такие ученые как Л.И. Анцифирова, Л.С. Выготский, Б.Ф. Ломов, В.А. Пономаренко, и др. термин устойчивости, связывают со зрелостью личности. Зрелость личности в данном контексте означает – уметь организовывать свою деятельность, ориентироваться на конкретные цели. Стрессоустойчивость соотносят с высшим этапом развития устойчивости личности, успешной самоорганизацией – психологической устойчивостью личности. [6 с.147].
Резюмируя анализ работ отечественных ученых, можно сделать вывод о том, что в большинстве трудов стрессоустойчивость рассматривается как стабильность, равновесие. Стрессоустойчивость это прежде всего характеристика личности, которая позволяет адекватно реагировать на фрустрирующее и стрессогенное воздействие жизненных ситуаций. Обращаясь к трудам психиатров Ю.А. Александровский, Ф. Б. Березин и других, видно, что стрессоустойчивость определяется как барьер психической адаптации, способность сопротивляться стрессовым воздействиям, т.е.– адаптация к стрессу (стрессоустойчивость).
В дополнение к указанным выше категориям В.А.Бодров [3 с.45-46] разделил стрессоры, непосредственно или косвенно участвующие в организации тревожно-стрессовой реакции у человека, на четыре группы:
1.Стрессоры активной деятельности:
а) экстремальные стрессоры (боёв, космических полётов, подводных погружений, парашютных прыжков, разминирование и т. п.);
б) производственные стрессоры (связанные с большой ответственностью, дефицитом времени и т. п);
в) стрессоры психосоциальной мотивации (соревнования, конкурсы, экзамены)
2.Стрессоры оценок (оценка предстоящей, настоящей или прошедшей деятельности):
а) «старт»-стрессоры и стрессоры памяти (предстоящие состязания, медицинские процедуры, воспоминание о пережитом горе, ожидание угрозы);
б) побед и поражений (победа в соревновании, успех в учебе, любовь, поражение, смерть или болезнь близкого человека);
в) зрелищ.
3.Стрессоры рассогласования деятельности:
а) разобщения (конфликты в семье, на работе, угроза или неожиданное, но значимое известие);
6) психосоциальных и физиологических ограничений (сенсорная депривация, мускульная депривация, заболевания, родительский дискомфорт, голод).
4.Физические и природные стрессоры (мускульные нагрузки, травмы, темнота, сильный звук, качка, высота, жара, землетрясение).
Как указывал П. К. Анохин в 1973 г. [2 с.8] сам факт воздействия или его ожидание обязательно предполагает наличие тревоги, как компонента стресса. Беспокойство перед предстоящей сдачей теста, или предэкзаменационная тревожность впервые выявлено Сарасоном и Мандлером в1952 г. Они предположили, что предэкзаменационная тревожность слагается из двух стремлений: (1) стремлений направленных на выполнение задания, которые дают человеку стимул уменьшить это стремление, выполнив задание, и (2) связанное с тревогой стремление, которое мешает выполнению задания, вызывая у человека ощущения своей непригодности и беспомощности. Именно такие, вызванные тревогой побуждения заставляют людей делать вещи, не имеющие никакой связи с выполнением задания, и тем самым ухудшают результат выполнения. Если направленные на выполнение задания побуждения можно рассматривать как облегчающие выполнение, то связанные с тревогой побуждения — как ослабляющие эффективность выполнения задания.
Они разделили ослабляющее, связанное с тревогой побуждение на две составляющие: (1) тревога, или «когнитивное выражение озабоченности своим исполнением», и (2) эмоциональность, или реакция человеческого тела на ситуацию, например выделение пота и ускоренное сердцебиение.
Спилбергер [7 с.9] различал два аспекта тревоги: состояние — тревога, которую человек чувствует в конкретной ситуации, и (2) отличительную черту — тенденцию чувствовать беспокойство в целом ряде различных ситуации, например, важный экзамен заставит большинство студентов испытать состояние тревоги. В то же время некоторые из них ощущают беспокойство в любой учебной ситуации, так как постоянно испытывают беспокойство — это черта их характера.
Стресс дезорганизует деятельность человека, его поведение, приводит к разнообразным психоэмоциональным нарушениям (тревожность, депрессия, неврозы, эмоциональная неустойчивость, упадок настроения, или, наоборот, перевозбуждение, гнев, нарушения памяти, бессонница, повышенная утомляемость и др.). В результате человек может мобилизовать свои силы или наоборот, функциональный уровень понижается, и это может способствовать дезорганизации деятельности в целом.
Способность организма к приспособлению, или адаптационная энергия, не беспредельна, способность к адаптации не безгранична. Наши запасы адаптационной энергии сравнимы с унаследованным богатством: можно брать со своего счета, но нельзя делать дополнительные вклады. Можно безрассудно расточать и проматывать способность к адаптации, «жечь свечу с обоих концов», а можно научиться растягивать запас надолго, расходуя его мудро и бережливо, с наибольшей пользой и наименьшим дистресом.
Таким образом, многочисленные обстоятельства современной жизни приводят к чрезмерно сильному психо-эмоциональному напряжению человека, вызывающему отрицательные реакции и состояния, ведущие к неврозам – срывам нормальной психической деятельности.
Список использованной литературы
- Александровский Ю. А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация. М: Наука, 1976. 270 с.
- Анохин П. К. Принципиальные вопросы общей теории функциональной системы // Принципы системной организации функций. М.: Наука, 1973. С. 10-21.
- Бодров В.А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы. — М.: Ин-т психологии РАН, 1995.
- Селье, Г. Стресс без дистресса. / Г. Селье. — М. : Прогресс, 1982. — 128 c.
- Словарь. Психология. Под ред. Петровского А.В. – М., 1990
- Соколова Е.Д., Березин Ф.Б., Барлас Т.В. Эмоциональный стресс: психологические механизмы, клинические проявления, психотерапия. //MateriaMedica. 1996.
- Спилбергер Ч. Д. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги // Тревога и стресс в спорте. М.: Физкультура и спорт, 1983. С. 12-24.
- Щербатых Ю. В. Психология стресса и методы коррекции. — СПб.: Питер, 2007. — 256 с.