Профессиональные опасности
формируются из наличия опасности вредного воздействия химических и
биологических факторов, травмирования и т.д. 
При идентификации опасностей
необходимо учитывать все случаи непредвиденных ситуаций, связанных например, с
положением тела при работе, умственной и физической усталость, взаимодействием
работника с оборудованием. 
Задачи, решаемые
системой контроля, представлены на рисунке 

Рисунок – Основные задачи системы контроля
за состоянием безопасности производства
Улучшения контрольно-профилактических
работ делятся на следующие направления: 
1. Обоснование объема выборки периодически проверяемых
производственных объектов; 
2. Разработка графиков работы органов контроля;
3. Оценка эффективности мероприятий, которые разработаны
по результатам проверок для предупреждения происшествий и профессиональных болезней.
Оптимизация идентификации опасностей
осуществляется за счёт повышения эффективности действий контролирующих органов,
которая состоит в планировании этой деятельности и оптимизации численности
органов контроля. 
Обоснование объема и состава
инспектируемых объектов обусловлено невозможностью систематически и качественно
проверять одновременно все производственные объекты, т.к. может быть не
выдержано требование к оперативности управления безопасностью. Для повышения
эффективности контрольно-профилактической работы в этих условиях приходится
проводить выборочный контроль лишь некоторых из них. 
Обоснование выборки обследуемых объектов
наиболее целесообразно осуществлять при использовании в качестве критерия
оптимизации информацию о происшествиях и предпосылок к ним. 
В первую очередь необходимо планировать те
объекты, где возможно максимальное число происшествий или могут иметь место
наиболее тяжелые последствия от них. Ограничением к объему выборки
запланированных для обследования объектов служат трудозатраты. 
Задача оптимизации идентификации
опасностей принадлежит к классу задач линейного (комбинаторного)
программирования. 
Способом её решения может служить алгоритм
Колесара, основанный на методе ветвей и границ.
Качество контроля характеризуется вероятностными
параметрами осуществляемых преобразований. 
При этом, под вероятностными  подразумеваются
 подразумеваются
ошибки первого и второго рода – ; их дополнения до единицы
 ; их дополнения до единицы  ; условные вероятности устранения
 ; условные вероятности устранения
обнаруженных предположений – , а под ресурсами –
 , а под ресурсами – , необходимыми для
 , необходимыми для
операционного контроля и устранения обнаруженных отклонений, – затраты  соответственно.
 соответственно.
Организация контроля безопасности проведения
конкретного процесса в рассматриваемых условиях может состоять в определении
значений некоторой величины i x , указывающих на необходимость ≠0 и
кратность ( i m =1,2, , K ) осуществления
контроля за каждой отдельной операцией, а задача его совершенствования – в
выборе оптимального (в определенном смысле) 43 вектора X=( ). В качестве
). В качестве
критерия оптимальности и ограничений должна использоваться организационная характеристика
 или еѐ
 или еѐ
компоненты.
Для уточнения содержания вектора  необходимо учитывать, что цель
 необходимо учитывать, что цель
обеспечения безопасности заключается в удержании в допустимых пределах или
минимизации суммарных издержек, либо их одной компоненты – ущерба от
происшествий и профессиональных заболеваний  и математические
 и математические
ожидания величин ущерба – или затрат –
 или затрат – с ними связанных).
 с ними связанных).
Цель совершенствования безопасности проводимых работ
состоит в выборе кратности контроля. Математически это сводится к нахождению m-мерного
вектора кратности контроля X=( ) , реализующего
) , реализующего
одно из двух условий:
 
    
                                                                                              
где  – максимально допустимое значение
 – максимально допустимое значение
затрат, необходимое для выполнения контролирующей деятельности;  – минимальная вероятность
 – минимальная вероятность
обнаружения опасностей в процессе контролирующей деятельности; P (X) –
вероятность идентификации опасностей при проведении контролирующей
деятельности; S (X)– затраты
на выполнение контролирующей деятельности и устранение выявленных отклонений.
При принятых предположениях вероятность будет
определяться произведением, а затраты – суммой входящих в них частных
показателей процесса:
 
                                                                                      
где  – вероятность выполнения i – тых
 – вероятность выполнения i – тых
технологических операций без происшествий и предпосылок к ним в течение
определенного времени;
 – затраты, необходимые для
 – затраты, необходимые для
организации в это же время контроля безопасности проводимых работ и устранения
выявленных отклонений, i m =1,2,…, . 
При условии пренебрежения ошибками первого рода при
контроле


а соответствующие этим организационным процедурам и
допущениям затраты определяются такими соотношениями:



где bk = [1 – Qk(τ)] k 11 + Qk (τ) k 10 –
параметр качества системы контроля;
 – условные вероятности устранения
 – условные вероятности устранения
выявленных внештатных ситуаций на i-ом его шаге;
 – затраты на организацию контроля и
 – затраты на организацию контроля и
устранения возникающих на его i-ом шаге предпосылок к происшествиям. 
Следующим шагом оптимизации контроля является
определение численности работающих в контролирующих органах. 
Ограничения будут определяться исходя из предполагаемой
эффективности контроля и устранения возможных отклонений, сравнения с
эффективностью технических и технологических средств защиты. 
Значение  может задаваться также на основе
 может задаваться также на основе
статистических соотношений между числом аварий и несчастных случаев и причинами
их возникновения [35]. В качестве одного из возможных методов решения
предложенных задач оптимизации целесообразно использовать градиентный метод
отыскания экстремума:
 .
.
Для решения задач оптимизации могут быть
применены известные алгоритмы и соответствующие им программы. Обоснования
состава и численности персонала органов контроля (ОК) осуществляется в два
этапа: – анализ существующей системы контроля; – синтез системы контроля,
заключающийся в обосновании рациональной численности органов контроля. 
Первый этап носит предварительный
характер. Главная цель его проведения состоит в получении качественной оценки
степени дублирования ОК выполняемых ими функций. Решение этой задачи
осуществляется с использованием методики, основанной на расчете параметров,
определяющих взаимосвязь ОК по выполняемым ими функциям. 
Исходными данными являются перечень
функций и состав ОК. На основе экспертных оценок (эксперты – руководители
соответствующих ОК) определяется факт участия соответствующего ОК в выполнении
им той или иной функции. 
Далее формируется таблица, элементы
которой характеризуют корреляцию между различными ОК по выполнению одинаковых
функций
Оценка структуры ОК и степени дублирования
выполняемых ими функций производится по соответствующему множеству качественных
показателей. Второй этап является основным. Для решения задачи обоснования
рациональной численности ОК разработана методика, сущность которой заключается
в следующем. Рациональное штатное расписание определяется использованием
комплексного критерия 

где  – функции выполняемые i-ым ОК;
 – функции выполняемые i-ым ОК;
 – коэффициент, оценивающий его
 – коэффициент, оценивающий его
деятельность;
М – число контролирующих органов
Оценка деятельности каждого органа управления характеризуется
выражением:

где  – фактическая численность i-ого ОК
 – фактическая численность i-ого ОК
 – численность i-ого ОК в
 – численность i-ого ОК в
случае оптимизации.
Величины коэффициентов  определяются экспертным путем.
 определяются экспертным путем.
Находится вектор
 , который представляет собой
 , который представляет собой
искомые коэффициенты важности функций ОК. 
Для обоснования коэффициентов важности ОК использован
метод анализа иерархий, и на основе попарного сравнения важности функций (с
использованием предложенной критериальной шкалы) экспертами осуществляется
оценка важности каждой функции. 
Далее с использованием лексического анализа содержания
функций системы контроля в целом и частных функций ОК осуществляется оценка
степени участия ОК в выполнении всей совокупности функций возлагаемых на
систему.
Результаты оценки вклада каждого ОК формируются в
матрицу

Таблица – Оценка вклада каждого органа
контроля в систему
идентификации опасности
| № п/п | Наименование ОК | Функции ОК | ||||||
| 
 | 1 | 2 | … | j | … | … | L | |
| 1 | 
 | 
 | 
 | … | 
 | … | … | 
 | 
| 2 | 
 | 
 | 
 | … | 
 | … | … | 
 | 
| … | 
 | … | … | … | … | … | … | … | 
| i | 
 | 
 | 
 | … | 
 | … | … | 
 | 
| … | 
 | … | … | … | … | … | … | … | 
| M | 
 | 
 | 
 | … | 
 | … | … | 
 | 
Результаты оценки вклада каждого ОК с учётом важности
компонент вектора
 формируются в матрицу
 формируются в матрицу 
Матрица R представлена в таблице 2.2.
Таблица – Итоговая матрица R
| № п/п | Наименование ОК | Функции ОК | ||||||
| 
 | 1 | 2 | … | j | … | … | L | |
| 1 | 
 | 
 | 
 | … | 
 | … | … | 
 | 
| 2 | 
 | 
 | 
 | … | 
 | … | … | 
 | 
| … | 
 | … | … | … | … | … | … | … | 
| i | 
 | 
 | 
 | … | 
 | … | … | 
 | 
| … | 
 | … | … | … | … | … | … | … | 
| M | 
 | 
 | 
 | … | 
 | … | … | 
 | 
Расчет оптимального состава i-ого ОК  выполняется с использованием
 выполняется с использованием
данных, содержащихся в таблице, для каждого i-ого ОК
Таблица  – Данные для расчета оптимального
состава органа контроля
| № п/п | Функция ОК | Интенсивность возниконовения функции  | Длительность выполнения функции  | Количество персонала, задействованного на выполнение | 
| 1 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
| … | 
 | 
 | 
 | 
 | 
| j | 
 | 
 | 
 | 
 | 
| … | 
 | 
 | 
 | 
 | 
| L | 
 | 
 | 
 | 
 | 
Необходимые годовые трудозатраты i-ого ОК определяются
следующим образом:

где  i – интенсивность возникновения j-ой
 i – интенсивность возникновения j-ой
функции i-ым ОК;
 – длительность выполнения j-ой
 – длительность выполнения j-ой
функции i-ым ОК;
 i – количество персонала i-ого ОК;
 i – количество персонала i-ого ОК;
L – число
функций i-ого ОК.
Оптимальное количество персонала i-ого ОК будет:
N  =
=
 – нормативный уровень трудозатрат.
– нормативный уровень трудозатрат.
Критерием эффективности является степень выполнения
функций если:
 – выполнено;
– выполнено;
 – выполнено недостаточно полно;
– выполнено недостаточно полно;
 – выполнено не полностью;
– выполнено не полностью;
 – не выполнено.
– не выполнено.
В случае несоответствия значения интегрального
показателя предъявляемым требованиям необходимо приступить к изменению исходных
данных и повторному проведению расчетов. 
Процесс повторяется до тех пор, пока значения
интегрального показателя не будут удовлетворять предъявляемым требованиям, но
уже за счет увеличения штатной численности ОК или нормативных трудозатрат, а
также внедрения средств и комплексов автоматизации контрольной деятельности. 
Критерий эффективности функционирования системы
определяется по результатам контроля.
Эффективность системы контроля оценивается критерием 


где  – количество
 – количество
проверок, которые требуют немедленного принятия решения;
 – количество проверок, которые
– количество проверок, которые
требуют принятия решения в течение полугода;
 – количество проверок, которые
– количество проверок, которые
требуют принятия решения в течение года;
 количество проверок, которые
количество проверок, которые
требуют принятия решения планово в течение трех лет;
n – общее
количество проверок.
При сравнении полученного значения  с фиксированным
 с фиксированным
значением за прошлый год  оценивают
 оценивают
эффективность системы контроля. 
Однако даже один из выявленных проверкой недостаток
может привести к несчастному случаю. 
С целью учета этого фактора используется критерий
комбинации:

где 
 – выявленный недостаток;
– выявленный недостаток;
 – заданная постоянная, которая
– заданная постоянная, которая
оценивает дисперсию D(K) по
отношению к K„т .
С целью учета эффективности контроля по отношению к
прошлому году критерий модифицирования запишется следующим образом:
 
                                                                                                                         
Где


Мероприятия по устранению рисков
могут носить тактический и стратегический характер. В первом случае их выбор
осуществляется при поддержке принятия решений, а финансовые затраты обычно
укладываются в рамки предусмотренных законодательством отчислений. 
Во-втором, например, происходит
техническое перевооружение предприятия, которое требует больших финансовых
затрат. В этом случае очень важно определить очередность проведения
мероприятий, т.е. осуществить стратегическое планирование с учетом
осуществления необходимых расходов. Такое планирование происходит при частичном
или полном отсутствии информации, т.е. степень неопределенности очень высока. С
этой целью достаточно эффективна методика, основанная на применении вероятность
статистических критериев, позволяющая накладывать ограничения на финансовые
затраты и время. 
Пример применения вероятных
стратегий действий по минимизации рисков приведен на рисунке 4.7. С текущего
момента времени 1 до момента 5 может быть использовано любое из четырех решений
 каждое из которых соответствует
 каждое из которых соответствует
стратегиям  Количественная оценка риска в
 Количественная оценка риска в
каждом из случаев осуществляется экспертным путем в соответствии с
разработанной методикой (глава 3). При стратегии  риск достигнет величины
 риск достигнет величины  при 93 условиях внешней и
 при 93 условиях внешней и
внутренней среды. Если ситуация благоприятна для стратегии  , а выбрана C1, то
 , а выбрана C1, то
уровень риска вырастает.

Рисунок  – Различные стратегии минимизации
рисков
Если оценочный функционал  [20, 86]
 [20, 86]
представить в форме матрицы, элементами  которой являются количественные
 которой являются количественные
оценки  а внешняя и внутренняя
 а внешняя и внутренняя
характеризуется состоянием q
j , то
матрица будет выглядеть следующим образом:


 
                                          
где  – совокупность множеств решений по
 – совокупность множеств решений по
выбору стратегии  – характеристики состояний внешней
– характеристики состояний внешней
и внутренней сред;  – балльные оценки
 – балльные оценки
риска при выборе стратегии k при условии состояния сред j.
Если есть возможность оценить
распределение вероятностей  на массиве состояний
 на массиве состояний  заданными
 заданными
множествами
 и
 и   , эффективность стратегии
 , эффективность стратегии
определяется с использованием критерия Байеса. В этом случае формулы априорных
вероятностей преобразуются в апостериорные. Эффективным является решение  при
 при
котором минимум математического ожидания является наименьшим из возможных:
 
                         
где B – байесовое значение при решении 
При наихудших условиях необходимо
выбирать стратегию с минимальными потерями. В этом случае для оценки стратегии
применяется критерий Вальда. Решение  должно удовлетворять условию
 должно удовлетворять условию
 
                                                                                                          
При точечных измерениях состояний
внешней и внутренней сред используются оценки Фишборна. При отношении вида  ,
,  оценки Фишборна
 оценки Фишборна   априорных вероятностей
априорных вероятностей  представляют собой убывающую
представляют собой убывающую
арифметическую прогрессию
 
                                                                                                 
Для отношения  оценки Фишборна представляют собой
оценки Фишборна представляют собой
геометрическую прогрессию
 
                                                                                                      
Для отношения  , где
, где   
  и
 и  , оценки
, оценки
Фишборна определяются таким образом:
 
                                                                                                           
Стратегия по минимизации рисков
предполагает решение задачи распределения ресурсов. 
Задача решается следующим образом.
Используются две характеристики: объем финансирования ai и
полученный эффект 
Эффективность оценивается величиной  .
.
При отсутствии ограничений на
финансирование строится агрегированная кривая «расходы – эффект». С этой целью
фиксируются точки кривой, соответствующие профилактическим мероприятиям с
последовательным расположением в порядке снижения эффекта. Промежуточные точки
позволяют назначать профилактические мероприятия при разных уровнях
финансирования R.
Решение сводится к определению  , соответствующему условию
, соответствующему условию
 при ограничениях
 при ограничениях 
Для решения задачи используется
метод динамического программирования. Задаётся величина эффекта в зависимости
от уровня финансирования в виде кривой экспертным путем, либо экспериментально.
Зависимость соответствует степенной функции 
Агрегированная кривая «расходы – эффект» имеет вид
степенной функции  , где B – эффект,
, где B – эффект,
R – уровень
финансирования, а 
При ограниченных
ресурсах задача решается методами математического программирования
Если построение
зависимости «расходы – эффект» вызывает затруднения, то используются
эвристические правила распределения ресурсов на основе приоритетов. Известны
три группы «приоритетных» алгоритмов: 1. Абсолютных приоритетов, в которых
затраты не определяются количеством ресурсов, а назначаются опытным путем. Если
финансирование распределялось по  , то приоритетное финансирование
, то приоритетное финансирование
определяется по зависимости 
2. Прямых приоритетов, в которых финансирование
соответствует заявленной величине  Для снижения величины
Для снижения величины
финансирования используется зависимость
3. Обратных приоритетов, в которых финансирование
осуществляется обратно пропорционально заявленному ресурсу.
Вектор целей
организационной системы управления промышленной безопасностью (СУПБ) – это
иерархически упорядоченная совокупность целей, которые необходимо достичь.
Разность вектора целей и вектора состояния образует вектор ошибки управления.
Именно она вызывает неопределенность и, как следствие, необходимость изменений
в СУПБ, которые необходимы для повышения её эффективности. 
Возможно
возникновение двух видов неопределенностей: 
1) основные:
– информация о
СУПБ и окружающей ее среде;
– поведение СУПБ
во времени; 
– воздействие
среды на СУПБ; 
– воздействие СУПБ
на среду; 
– концептуализация
информации, полученной субъектом исследования; 
– восприятие
субъектом управления модели СУПБ;
2) второстепенные:
– воздействие
субъекта исследования на СУПБ и окружающую среду; 
– степень влияния
модели СУПБ на субъект исследования; 
– взаимодействие
субъекта исследования и субъекта управления; 
– воздействие СУПБ
и среды на субъект управления. 
Совершенствование СУПБ в
направлении повышения эффективности проводится по двум взаимосвязанным
направлениям: – непосредственно СУПБ управления; – стратегические направления
управления. 
На рисунке представлена модель,
основные факторы которой субординированы по их принадлежности к внешним и
внутренним факторам.
Логистический анализ изменений СУПБ
требует решения вопроса их классификации

Рисунок – Модель повышения действенности
СУПБ за счёт внесения в неё изменений
С этой целью был использован XYZ-анализ. К
классу X отнесены
изменения, характеризующиеся стабильностью, с небольшими колебаниями и
возможностью их прогнозирования с высокой степенью точностью. К классу Y отнесены
изменения, характеризующиеся поддающимися учету со средними возможностями
прогноза. К классу Z отнесены
изменения, характеризующиеся отсутствием тенденций к изменениям и в следствии
этого неточным прогнозированием оценок. Способом классификации по классам XYZ является
метод, использующий коэффициент вариации 
XYZ-анализ (AZ-анализ)
позволяет осуществить 9 видов изменений. Вид определяет значимость изменений. 
В таблице приведены виды изменений
по AZ-анализу, 
где С – величина изменения,
 – значение коэффициента вариации.
– значение коэффициента вариации. 
Таблица – Формирование классов изменений
СУПБ (AZ-анализ)
| Классы измерений | ||
| AX 
 | AY 
 | AZ 
 | 
| BX 
 | BY 
 | BZ 
 | 
| CX 
 | CY 
 | CZ 
 | 
Классификация изменений позволяет
повысить действенность СУПБ наиболее эффективным образом. 
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ:
1.
Федеральный Закон «О промышленной безопасности опасных производственных
объектов» от 21.07.1997 № 116-ФЗ. 
2.
Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила
безопасности в нефтяной и газовой промышленности», утвержденные приказом
Ростехнадзора от 12.03.2013 № 101. 
3.
Федеральный закон от 22.08.1995 №151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и
статусе спасателей». 
4.
Федеральный Закон от 21.12.1994 г. 68-ФЗ «О защите населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». 
5.
Постановления Правительства РФ от 04.09.2003 № 547 «О подготовке населения в
области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». 
6.
Стандарт Компании «Интегрированная система управления промышленной безопасностью,
охраной труда и окружающей среды» №П3-05 С-0009 версия 3.00. 













































