Дискриминационный дискурс в текстах региональных СМИ (на примере общественно-политической газеты «Кыым»)

28 мая 11:16

УДК 81’272:070 (571.56)

Евсеев Иван Викторович

магистрант 1 курса филологического факультета

СВФУ им. М. К. Аммосова

Россия, г. Якутск

На территории современной России проживают более 160 национальностей [1], представители которых стремятся отстаивать собственную идентичность в условиях глобализации. Однако между представителями различных этносов временами возникают условия латентной напряженности. Виной всему стереотипы, которые в значительной степени создаются и поддерживаются средствами массовой информации[2].

Во многих научных исследованиях говорится, что в условиях конфликта человеческое восприятие подвержено влиянию стереотипов (относительно устойчивый и упрощенный образ социальной группы, человека, события или явления [3]) в большей степени, чем в обычной ситуации. Это относится и к рядовым обывателям, и к представителям правящей элиты. Усиливает проходимость стереотипов принадлежность к некой группе (этнос, общность, партия, страна) с сильными внутригрупповыми связями [2].

Стереотипное восприятие проявляется в нескольких уровнях:


  1. эмоциональном (недоверие, страх, подозрительность, враждебность);
  2. мотивационном (схематизм и фильтрация при оценке фактов, стремление к усвоению простой информации).

В данной работе нами будут рассмотрены тексты в республиканской общественно-политической газете «Кыым», затрагивающие вопросы религиозного и этнополитического характера.

В настоящий момент сложилась ситуация, когда со стороны государства исходят попытки сгладить межнациональные противоречия и предупредить возникновение межэтнических конфликтов [4]. В СМИ проблемы межэтнического и межконфессионального взаимодействия на территории Якутии рассматриваются регулярно [5, 6, 7]. Зачастую, как общероссийские, так и региональные СМИ, являясь важнейшим участником межэтнического и межконфессионального дискурса, трактуют некоторые события достаточно рискованно [8]. Активное обсуждение межэтнических взаимодействий, невольно, а иногда складывается впечатление, что сознательно, делят общество на «своих» и «чужих», связываемых коммуникаторами с этничностью [2].

Например, по результатам исследования Учебно-научной лаборатории «Философские проблемы гражданской культуры» СВФУ, в рамках республиканского гранта  «Этноконфессиональные отношения в Республике Саха (Якутия) в 2011-2013 гг.» в качестве одного из выводов утверждается:

«- у русских доминирует спокойное отношение к большинству представителей других этносов и конфессий. Русские в Якутии чувствуют себя уверенно в условиях интенсификации этнических процессов, миграции народов.

— саха демонстрируют алармистские настроения, они реально обеспокоены за свое будущее, боятся потерять свой этнический статус и идентичность в результате неконтролируемой миграции.

Причиной алармизма у якутов в отношении «чужеземцев», может быть несколько обстоятельств: Изменение характера и интенсивности миграционных процессов. Например, для названия русских, присутствующих в Якутии с XVII в. в якутском языке есть экзоним – видного , то есть православные русские ментально «прописаны» в якутском общественном сознании. А для других представителей этноконфессиональных групп специального определения нет, их названия вошли в язык якутов/саха из русского языка» [9].

Алармизм у якутов в отношении «чужеземцев» во многом обусловлен освещением миграционных процессов в СМИ.

Огромное количество исследований показывают [10], что в последнее время российские и многие мировые СМИ передают через массовые информационные потоки в сознание людей так называемую этническую информацию. Что же это такое?

По утверждению Мальковой В., «этническая информация в СМИ – это прежде всего упоминания в публикациях о народах и странах, о национальных или этнических обычаях и ценностях. Это, конечно, и безграничное поле этнической политики и межэтнического взаимодействия; это и информация об этнической экономике, о спорте и медицине, педагогике и других сферах общественной жизни. Но, кроме того, этничность в СМИ – это еще и очень трудноуловимые явления, связанные с этнической психологией людей – чувствами, эмоциями, представлениями» [2].

Этническая информация, которая передается через СМИ может способствовать формированию толерантности. И она, возможно, выполняет такую функцию, просвещая людей, информируя их, может организовать на добрые дела. Из такого рода источника люди узнают новое не только о жизни других этносов, но и историю, культуру и обычаи своего родного этноса. «Такого рода этническая информация воспитывает интерес и уважение к другим народам, к их жизни и достижениям. Позитивная этническая информация о своем собственном народе также способствует формированию этнического самосознания, уважительного отношения к своей этнической общности, к своему этническому или национальному достоинству. И кроме того, толерантная этническая информация способствует формированию позитивных представлений и установок людей в области межнациональных отношений» [2].

Но она может выполнять и крайне отрицательную функцию, возбуждая неприязнь, подчеркивая различия, привязывая к этносу определенные негативные черты и пробуждая чувство опасности, грозящее со стороны той или иной этнической группы. Причиной для возникновения подобной неприязни часто становятся высказывания по поводу достижений представителей собственного этноса.

Например, очень часто на страницах общественно-политической газеты «Кыым» встречаются такие сочетания слов: «Мы – избранники богов», «Наши спортсмены – самые сильные в мире», «Якутские коровы – лучшие в мире» [см. «Кыым» от 21 марта 2016 г. №15, с. 15]. Очевидно, что с помощью таких идей подчеркивается национальное достоинство представителей титульного этноса Республики Саха (Якутия),  формируется национальная гордость. Но в этом может заключаться и определенная опасность – людям начинают внушать идеи об их «этнической особенности», «божественном происхождении», идеи их отдельного от страны исторического прошлого, поощряются в сознании и образуются связи этноса с мифами об их этноэкономических и прочих достижениях. В то же время позитивные мифы и идеи в отношении других народов очень редко встречаются в современной отечественной журналистике [2].

Приведем высказывания одного журналиста: «На рынке, без преувеличений, возникает ощущение того, что находишься в другом государстве! <…> В строящихся домах слышен гусиный лепет. <…> К нам приезжают необразованные, бедные и плохие люди» [см. «Кыым» от 26 февраля 2016 г. №7, с. 5]. В данном газетном высказывании автор намеренно применяет такие словосочетания, как «гусиный лепет» и «другое государство», пытаясь вызвать в массовом сознании чувство тревоги.

Неоднократные примеры из газеты показывают, что освещение этничности может не только объединять население, например с помощью идеи «Мы все россияне» или «Мы все жители Якутии», но и разъединять его на отдельные этносы, у которых якобы разные жизненные ценности, цели и интересы. Такое разделение, а порой и чувство массовой межэтнической конкуренции достигается, например, «задеванием» этнических чувств и достоинства людей, провоцированием массовых этнических обид, разделением людей на НАС и НЕ НАС…

Яркой формой толерантного или конфликтного распространения этничности, сразу же привлекающей внимание читателей, является лексика, с помощью которой передается информация. Этнические лексемы – один из важных структурных элементов информации, с помощью которого также формируются представления о разных этнических группах и регионах их проживания [2]. В изученных нами номерах газеты «Кыым» обычно употребляются такие слова или выражения: приезжие (кэлии дьоннор), мигранты (миграннар), варяги (варягтар), хитрецы (уөн өй), темная раса (хара омук), другие (ураты дьон).

Немаловажным элементом информации в печати, с помощью которого формируются этнические представления и толерантные или конфликтные межэтнические установки у людей, «являются этнические идеи или идеологемы. Это сформулированные автором или повторенные за кем-то более или менее четкие суждения, идеи, мысли, несущие в себе определенный смысл» [2].

Они также могут быть толерантными, нейтральными, смешанными или конфликтными. Они могут касаться политики, экономики, культуры и любых других сторон жизни народов.

Во многих текстах подчеркивается польза или вред нам со стороны других, например: «Они не хотят узнать историю и культуру народа саха. Они ведь приехали сюда на короткий промежуток времени» [см. «Кыым» от 4 февраля 2016 г. №4, с. 19]; «Мигранты выкачивают из Якутии огромное количество денег» [см. «Кыым» от 26 февраля 2016 г. №7, с. 5]; «Приезжие распространяют различные болезни» [см. «Кыым» от 26 февраля 2016 г. №7, с. 5]; «Мы не должны забывать, что мы являемся хозяевами земли» [см. «Кыым» от 26 февраля 2016 г. №7, с. 5]; «Не водите знакомство с представителями темной нации» [см. «Кыым» от 13 декабря 2012 г. №49, с. 37].

С помощью конфликтных идеологем, присутствующих в публикациях СМИ, идеологи и политики могут делить население на группы: «Мы – свои, титульные, коренные, аборигенные, а они – пришлые, приезжие, оккупанты». Из этого делается вывод, что одна из этнических групп, а именно «мы», должна иметь преимущества «на своей земле» [2].

Во многих случаях этнические идеологемы звучат как призывы сплотиться, как средство этнической мобилизации. В последние годы в прессе нередко проскальзывают идеологемы конфликтности: «Выгнали бы их»; идеологемы обвинения и очернения: «Все они — мошенники. Обманывают средь бела дня» [см. «Кыым» от 20 августа 2015 г. №32, с. 8].

Обращаясь к религиозной тематике, журналисты могут совершать две типичные ошибки: употреблять слова с негативным оттенком в отношении представителей различных конфессиональных меньшинств и, доказывая преимущество одной конфессии над другими, принижать, а иногда и просто унижать их. В этом случае они, как правило, пользуются источниками, заинтересованными именно в принижении какого-либо прихода, священнослужителя, церкви или конфессии. И они не дают критикуемым возможности ответить и представить свою точку зрения, что совершенно противоречит принципам журналистского профессионализма [11]. Показательным примером влияния СМИ на отношения простых граждан является враждебное отношение к термину «сектант». Как показывают исследования, большинство граждан Республики Саха (Якутия) независимо от этнической принадлежности негативно относятся к понятиям «секта», «сектант» [12]

Рассмотрим применение уничижительных терминов или приклеивание ярлыков. Чаще всего встречаются: «волчье логово» (бөрө уйата), «зомбирование», «секта», «чужой» (туора дьон), «предатель» (таҥнарааччы), «инакомыслящий» (хайдан-ойдон барааччы), «сошедший с пути» (туораан барааччы) и т.п. Достаточно просто перелистать страницы газеты и прочитать публикации религиозной тематики, как станет видно, что позиция, которую занимает автор по отношению к описываемым событиям, видна бывает уже в самом начале статьи. Например: «Христианская вера придерживается принципов экономики и антропоцентризма.<…> окружающий нас мир должен служить потребностям человека» [см. «Кыым» от 13 августа 2015 г. №31, с. 6]; «Современный ислам не представляет собой веру развития и благополучия. <…> один лишь Гарвард сделал больше научных открытий, чем все мусульманские государства вместе взятые» [см. «Кыым» от 13 августа 2015 г. №31, с. 42]. Любую религиозную организацию и любое действие можно описать как хорошее или плохое в зависимости от выбора слов.

Таким образом, газета «Кыым», являясь региональным СМИ на якутском языке,  стремится выполнять функцию просвещения, рефлексии, самопознания этносом своего бытия, сохранения и развития культурной самобытности народа саха. Но очень часто на полосах газеты мелькают материалы, которые формируют в массовом сознании стереотипное восприятие по отношению к иноэтничной  группе населения. Используя лексемы и идеологемы, журналисты подчеркивают различия, привязывают к этносу или конфессии определенные негативные черты и нагнетают общество Республики Саха (Якутия) чувством опасности, якобы грозящих со стороны той или иной этнической и конфессиональной группы.

Список использованной литературы


  1. Население России. Национальности и народности [электронный ресурс]. URL: http://www.advantour.com/rus/russia/population.htm
  2. Малькова В. Отношение этничности в СМИ в свете конфликтологии [электронный ресурс]. URL: http://gatchina3000.ru/literatura/applied-conflictology-for-journalists/applied-conflict_07.htm
  3. Психология [электронный справочник]. URL: http://www.psychologies.ru/glossary/17/stereotip/
  4. Михайлова В. В., Надькин В. Б. Религиозная идентичность и этноконфессиональные отношения в Республике Саха (Якутия)// Вестник российской нации. – 2014. — №2-2. – с. 138-148
  5. см. В Новосибирске молодой националист чуть не убил двух студентов из Якутии. URL: http://news.ykt.ru/article/22619?qf=18247809&qs=65019628
  6. см. В школьной драке разглядели национализм. URL: http://news.ykt.ru/article/36589?qf=18247828&qs=65019628
  7. см. Социолог Юрий Жегусов: «Мигранты будут проникать в политику и власть». URL: http://news.ykt.ru/article/15506?qf=18247860&qs=65019711
  8. Ковалева А. М., Кугай А. И. Расистский дискурс электронных СМИ как фактор конструирования межэтнических конфликтов [электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/rasistskiy-diskurs-elektronnyh-smi-kak-faktor-konstruirovaniya-mezhetnicheskih-konfliktov
  9. Михайлова В. В., Надькин В. Б. Комплиментарность в межэтнических взаимодействиях// Социология и общество: социальное неравенство и социальная справедливость (Екатеринбург, 19-21 октября 2016 г.). Материалы V Всероссийского социологического конгресса/ отв. ред. В. А. Мансуров. – Электрон. дан. – М. Российское общество социологов, 2016. – с.
  10. 10694Ковалева А. М. Роль СМИ в репрезентации «черно-белой» дискурсивной картины мира// Управленческое консультирование. – 2015. — №5. – с. 211-217
  11. Пчелинцев А. Пресса и религиозные конфликты [электронный ресурс]. URL: http://evartist.narod.ru/text19/055
  12. Михайлова В. В., Надькин В. Б. Религиозная идентичность и этнополитика в Республике Саха (Якутия)// Межконфессиональная миссия. – 2014. – №3. – с. 72-81