Вопросам внедрения информационно-коммуникационных технологий (далее — ИКТ) в деятельность органов местного самоуправления в настоящее время придается большое значение, особенно в контексте реализации федеральной целевой программы «Электронная Россия».
В последние годы в результате реализации административной реформы были значительно расширены права органов местного самоуправления. Вместе с тем возрос круг их обязанностей и повысилась ответственность. В новых условиях назрела необходимость пересмотра подходов к организации работы местных органов власти.
На сегодняшний день стало ясно, что повышение уровня информированности граждан невозможно без использования ИКТ в деятельности местных органов власти. Последние особое внимание должны уделять созданию и развитию собственных Интернет-сайтов. При этом Интернет следует рассматривать в качестве среды, в которой формируются новые формы коммуникации между организациями, населением и органами власти.
В рамках повышения качества функционирования деятельности местного самоуправления на государственном уровне на ежегодной основе проводятся мониторинги эффективности и открытости сайтов муниципальных образований.
Большой значение в данном контексте отдается именно открытости интернет ресурса.
Рассмотрим несколько рейтингов по оценке эффективности деятельности интернет портала муниципального образования более подробно.
С 2011 года сайт Инфометр проводит мониторинг информационности и открытости интернет порталов муниципальных образования и администраций субъектов РФ. Особенностью данного мониторинга является то, что оценка проводится только по двум ключевым критериям[1]:
— оценка открытости информационного портала;
— оценка динамики открытости информационного портала.
Рейтинг составляется на основании суммарных показателей каждого из критериев. Оценка проводиться только сайтов муниципальных образований, в которых проживает более 100 тыс. жителей.
Также удобство данного рейтинга определяется возможностью установления критериев для оценки деятельности сайта (рис. 1).
Рисунок 1- Сайт Инфометр
По данным сайта наиболее информативны и открыты сайты городов: Нижний Тагил, Вологда и Березники. Данные интернет ресурсы набрали более 90% в категории открытость. Так же можно отметить значительную положительную динамику в повышении качества работы интернет портала перечисленных городов. Если рассмотреть показатели муниципальных образований в Российской Федерации, то можно сделать вывод, что средняя оценка по сайтам муниципальных образований варьируется от 49 до 60 %. То есть от трех баллов по пятибалльной шкале.
В качестве основных проблем эксперты называют:
— сложный интерфейс электронного ресурса;
— отсутствие технологии, обеспечивающих доступ к интернет ресурсу людям с ограниченными возможностями здоровья;
— отсутствие возможности обратной связи.
В рамках развития электронного правительства и повышения качества работы электронных ресурсов администраций муниципальных образований в 2002 году был утвержден конкурс на лучший муниципальный сайт. Данный конкурс был организован Муниципальной академией, Комитетом по вопросам местного самоуправления Совета Федерации и журналом «Управа». С 2006 года название конкурса изменилось и он стал наименоваться «Лучший сайт МСУ».
Соорганизаторами конкурса выступают: Государственный Университет Управления, Российская муниципальная академия, информационный портал МСУИнформ, журнал «Вопросы местного самоуправления и Союз журналистов России.[2] Участниками конкурса могут быть любые муниципальные образования, как учебные заведения, так и администрации муниципальных образований. Проведя анализ итогов конкурса можно сделать вывод, что администрации муниципальных образований не занимали призовые места в общем зачете, что позволяет сделать вывод о низком качестве интернет ресурсов органов местного самоуправления в стране. Как правило, специалисты и организаторы конкурса, указывают на недостатки дизайна, медлительность загрузки страниц, сложность интернет ресурса.
В рамках развития электронного правительства субъектами Российской Федерации на местном уровне также проводится оценка информативности и открытости интернет порталов.[3]
В частности, в Рязанской области качество интернет портала муниципального образования оценивают по 5 критериям[4]:
- Дизайн;
- Информационная наполненность, актуальность;
- Соответствие современным информационным технологиям;
- Удобство пользования;
- Соответствие законодательству;
Наибольший вес имеет два критерия информативности и актуальности электронного портала и соответствие законодательству. По данным критериям портал может получить 30 и 35 баллов соответственно.
Удобство пользования и соответствие информационным технологиям позволяют набрать электронному порталу по 15 баллов за каждый из критериев. И дизайн дает еще 10 баллов.
Если суммарная оценка сайта составляет от 90 до 100 баллов, то можно говорить о высоком уровне организации деятельности интернет портала
75-89 баллов, портал оценивается на хорошо. Если портала муниципального образования набрал от 49 до 74 баллов, то его функционирование оценивается удовлетворительно. И порталы, набравшие менее 49 баллов функционируют неэффективно. Оценки сайтов представлены на рисунке 2.
Рисунок 2. Оценка информативности и качества интернет порталов муниципальных образований Рязанской области[5]
Если мы проанализируем данные оценки функционирования электронных порталов муниципальных образований Рязанской области, то можем сделать следующие выводы:
Из 29 интернет порталов только были оценены на отлично. 9 интернет порталов получили удовлетворительную оценку. Остальные интернет порталы специалистами были оценены на хорошо.
Если рассматривать критерии оценки, то можно отметить, что наименьшее количество баллов интернет порталы получили по оценке дизайна (62% интернет порталов не смогли набрать баллов даже на удовлетворительную оценку) и соответствии современным технологиям.
Подводя итог можно сделать вывод, что в Российской Федерации происходит активное развитие деятельности интернет порталов администраций муниципальных образований. Проведенное исследование позволило сделать вывод, что ключевая сложность у муниципальных образований состоит в недостаточном внимании вопросам дизайна и развития современных технологий при проектировании и функционировании сайтов, что говорит о низком профессиональном уровне специалистов, отвечающих за работу интернет порталов.
Использованные источники:
- Инфометр // Мониторинг официальных сайтов Администраций муниципальных образований с населением более 100 тыс. жителей // Электронный ресурс URL: http://system.infometer.org/ru/monitoring/136/rating/
- МСУИнформ / Конкурс «Журналисты за местное самоуправление» // Электронный ресурс URL: http://xn--h1ahbdfmdql.xn--p1ai/projects/konkurs-zhurnalisty-za-mestnoe-samoupravlenie/
- МинФин. Рейтинг государственных порталов // Электронный ресурс URL: https://www.minfin.ru/ru/om/link/ratings/monitoring/
- Рейтинг сайтов муниципальных образований Рязанской области. ru/tinybrowser/files/doc/reyting-saytov-mo-2017_.xlsx
- Рязанский региональный конкурс «Муниципальный сайт: лучший цифровой ресурс 2018» // Электронный ресурс URL: http://digitalr.ru/konkurs-munitsipalnykh-saytov/
[1] Инфометр Мониторинг официальных сайтов Администраций муниципальных образований с населением более 100 тыс. жителей // Электронный ресурс URL: http://system.infometer.org/ru/monitoring/136/rating/
[2] МСУИнформ / Конкурс «Журналисты за местное самоуправление» // Электронный ресурс URL: http://xn--h1ahbdfmdql.xn--p1ai/projects/konkurs-zhurnalisty-za-mestnoe-samoupravlenie/
[3] МинФин. Рейтинг государственных порталов // Электронный ресурс URL: https://www.minfin.ru/ru/om/link/ratings/monitoring/
[4] Рейтинг сайтов муниципальных образований Рязанской области. novcit.ru/tinybrowser/files/doc/reyting-saytov-mo-2017_.xlsx
[5] Рязанский региональный конкурс «Муниципальный сайт: лучший цифровой ресурс 2018» // Электронный ресурс URL: http://digitalr.ru/konkurs-munitsipalnykh-saytov/