САМООБРАЗОВАНИЕ В ДИСТАНЦИОННЫХ УСЛОВИЯ: ПЛЮСЫ И МИНУСЫ

9 августа 2:11

Актуальность

Идею самообразования затрагивали ещё древние философы. Так, Сократ твердил «Nosce te ipsum» , что означает «Познай самого себя».  Эта знаменитая фраза соотносится с самообразованием, так как для успешного самостоятельного обучения необходимо, в первую очередь, заняться работой над собой и построением своего нравственного облика. По мнению Сократа, самосовершенствование себя и есть источник человеческого счастья. Аристотель, последователь Сократа, считал, что самообразование необходимо для становления сильной личности. Г.В.Гегель писал, что самообразование делает из просто живого существа человека, отличая его от животного.

 В средние века самообучение начало зарождаться в связи с появлением книг. «В это время образование становится связующим базисом культуры, а культура — итогом самообразования»

Идеальным примером способности к самообразованию служит М.В.Ломоносов, который посвятил самообучению всю свою жизнь и добился огромных успехов во всех своих начинаниях.

Однако глобально вопросом  о проблеме самообразования и непрерывного образования общество задалось сравнительно недавно. Это связано с быстроразвивающимся информационным и технологическим переворотом в 21 веке. Ещё пару десятков лет назад образования рассматривалось более традиционно, а к самообразованию относились прагматично. С развитием технологий и появлением огромного количества доступной информации всё больше студентов склоняются к переходу на самообразование. Такой способ обучения, как самообразование зародился в западных странах. Так, большинство европейских ВУЗов уже перешли на стадию реформации программ обучения, в результате которых студентам даётся полная самостоятельность в выборе способа своего обучения, главная цель которого — успешная сдача сессий.

Цель работы:  проанализировать возможности и способы самообразования студентов в условиях пандемии; рассмотреть положительные и отрицательные стороны самостоятельного обучения.

Материалы и методы: В процессе исследования были проанализированы научные статьи на тему самообразования и самопознания;  проведён опрос среди студентов, обучавшихся дистанционно.

Полученные результаты: В ходе социологического  исследования были опрошены 100 студентов, имеющих опыт дистанционного образования. Результаты исследования показали, что большинству опрошенных (62%) нравится дистанционный формат обучения и у них получилось обучаться самостоятельно. Большей части студентов комфортнее заниматься дома, так как 50% опрошенных тратят от одного до трёх часов на дорогу каждый день. Попытки развить какой-либо навык самостоятельно с помощью таких источников, как интернет, научные статьи, книги у большинства увенчались успехом (60%).

Тем не менее система Moodle не обеспечивает достаточную возможность самостоятельного обучения ( 67%) и поэтому эффективнее для большинства оказалось очное обучение, так как 63% сталкивались в ходе обучения с вопросами и не всегда могли получить обратную связь от преподавателя. Одни из главных недостатков дистанционного образования являются: невозможность отработать практические навыки, отсутствие мотивации , живого общения со сверстниками и преподавателями. Диалог также способствует развитию мышления человека, готового самостоятельного изучать информацию. Обсуждая вопросы бытия, человек формирует в себе и других критическое мнение к миру. [4, с.17]

Одной из проблем, возникающих у студентов при самостоятельном обучении, является отсутствие необходимого навыка многозадачности, поэтому большинство из них не успевают выполнять все запланированные дела и уделяют внимание только приоритетным.

Для освоения темы больше половины опрошенных студентов пользуются разными источниками информации: учебники, методические пособия, конспекты. Книги формируют мышление, способное к самообразованию, за счет развития «продуктивного воображения». Оно позволяет строить свои мнения, проводить внутренний анализ. Так, с помощью чтения книг формируется самообразования по типу рефлексии. [4, с.17]

92% опрошенных считают самообразование необходимой стороной для получения профессиональных компетенций, но оно должно в равной мере сочетаться с традиционным образованием.

Заключение

Подводя итоги данной статьи, можно сделать вывод, что в эпоху информационных технологий, человек не способен достичь огромных высот без работы над собой. Именно непрерывное самообразование на протяжении всей жизни вырабатывает у индивида качества, необходимые для повышения адаптационных способностей человека в быстроразвивающемся современном мире. Только стремление постоянно развиваться и самореализовываться поможет обрести человеку своё место в современной  реальности.

Самообразование является необходимой и важной составляющей получения профессиональных компетенций и должного объема знаний, но оно требует таких личностных качеств, как самоорганизованность, дисциплинированность, многозадачность и умение анализировать большие объемы информации из разных источников. В информационном же обществе возрастает значение самообразования, ведь информация в нем удваивается через каждые 3–5 лет. Чтобы не отстать, чтобы шагать в ногу со временем, соответствовать ему, необходимо, чтобы самообразование было постоянным процессом для развития человека.

Так, Сократ утверждал «Nosce te ipsum», что означает «Познай самого себя». Эта знаменитая фраза соотносится с самообразованием, так как для успешного самостоятельного обучения необходимо, в первую очередь, заняться работой над собой и построением своего нравственного облика. По мнению Сократа, самосовершенствование себя и есть источник человеческого счастья. [1, с.8]

Список литературы:

  1. Minjakova I. V. Stanovlenie i razvitie kategorii samoobrazovanija v zarubezhnoj i otechestvennoj filosofii // Zhurnal Universum: Psihologija i obrazovanie. 2018. 7-10 s.
    2. P.A.-Ju. Batchaeva Samostojatel’noe osvoenie znanij studentami v uslovijah distancionnogo obuchenija // Zhurnal Mir nauki, kul’tury, obrazovanija. – 2020. 61-63 s.
    3. Ledovskih I.A. , Karpova I.V. Konceptual’nye osnovy samoobrazovanija na sovremennom jetape razvitija obshhestva // Sovremennoe pedagogicheskoe obrazovanie. – 2020. 15-17 s.
    4. Kudrjavceva M.V. Aktual’nye problemy obuchenija i razvitija cheloveka v uslovijah cifrovoj revoljucii HHI veka // Sovremennye problemy razvitija obrazovanija, obuchenija i vospitanija v Rossii i za rubezhom. – 2019. 75-78 s.
    5. Homutova N.N. «Kreativnost’» i «tvorchestvo» lichnosti v obshhestve innovacij // Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija 7 Filosofija. 2012 — № 3 (18). S. 92-97.