Транспорт является неотъемлемой частью любой страны, региона, без него невозможно существование и развитие всех отраслей народного хозяйства. Он является связывающим звеном любой, страны, региона, а также соединяет между собой регионы, страны, государства.
В настоящее время в России в транспортной системе есть ряд проблем, в особенности это касается плохо изученных региональных аспектов логистики. Региональная транспортно-логистическая система (РЛТС) в России отстает от других более развитых стран. Г.М. Грейз автор статьи «Транспортно-логистическая система России», говорит, что: «В настоящее время уровень развития логистического сервиса в России отстает от европейских стран США в 2,5 – 3,0 раза». Трудно не согласиться с автором, низкий уровень развития РЛТС связан: с плохими дорогами; неудовлетворительными подъездными путями; неорганизованными транспортными развязками; плохим подбором земельных участков; остыванием уровня технологического процесса; с трудностью получения квот и разрешений от местной администрации и др.
Чтобы решить проблему транспортной сети в регионах и реализовать различные проекты по развитию транспортных коридоров была разработана Транспортная стратегия России до 2030 года, нацеленная на формирование эффективного управления материальными и информационными потоками в РЛТС.
Главными стратегическими приоритетами Транспортной стратегии в отношении видов транспортной деятельности являются:
— мобильность населения и доступность транспортных услуг;
— снижение уровней аварийности, рисков и опасности по видам транспорта;
— уменьшение доли транспорта в загрязнении окружающей среды;
— передача транспортной отраслью в полном объеме высококачественных транспортных услуг, обеспечивающих запланированные темпы роста внутреннего валового продукта;
— конкурентоспособность удельных транспортных издержек в конечной стоимости продукции;
— увеличение коммерческой скорости и ритмичности продвижения партий товаров;
— внедрение передовых технологий строительства и содержания транспортной инфраструктуры;
— проведение эффективной государственной тарифной политики;
-использование современных механизмов развития экономической конкурентной среды, включая государственно-частное партнерство;
— координация со стратегиями и программами развития смежных отраслей;
— повышение производительности труда на транспорте;
— рентабельность транспортных систем;
— увеличение фондоотдачи инфраструктуры транспорта;
— понижиение энергоемкости;
— создание приоритетных конкурентных условий для национальных перевозчиков и повышение их конкурентоспособности;
— инновационные товаротранспортные технологии, соответствующие лучшим мировым достижениям;
— подготовка к обеспечению перевозок высокотехнологичной продукции;
— формирование необходимых условий инвестирования в транспортную отрасль, которые обеспечивают ее развитие опережающими темпами;
— развитие транспортного машиностроения и отраслей смежников — поставщиков ресурсов до уровня, необходимого для реализации Транспортной стратегии.
Если же опираться на зарубежный опыт для улучшения качества РЛТС, то можно взять за основу «Основные принципы формирования транспортно-логистичекой системы региона». Опираясь на зарубежный опыт, России следует внедрить новейшую логистическую систему, т.е. использовать новые схемы доставки, что сократит расходы на транспортировку и позволит вложить финансовые средства в новейшие технологии для дальнейшего развития РЛТС.
Поэтому можно основывать концептуальные положения формирования транспортно-логистической системы региона на некоторых принципах. Трудно с ними не согласиться, потому что, например, применение системного подхода означает, что каждая система, и логистическая в т. ч. является интегрированным целым даже тогда, когда она состоит из отдельных, разобщенных подсистем. Он позволяет рассмотреть изучаемый объект как комплекс взаимосвязанных подсистем, объединенных общей целью, раскрыть его интегративные свойства, внутренние и внешние связи.
К примеру, следующие принципы,– учет совокупных издержек в пределах сложных логистических производственно-транспортных и транспортно-сбытовых систем; глобальная оптимизация, координация и интеграция (глобальная оптимизация поможет расширить логистическое взаимодействие РФ с другими государствами, координация синхронизирует логистические потоки, интеграция позволит объединить транспортные и сбытовые системы); использование теории компромиссов (чтобы гармонизировать экономические интересы между хоз. субъектами); развитие логистического сервиса; моделирование и информационная поддержка; всеобщее управление качеством; гуманизация всех функций и технологических решений в логистических системах; устойчивость и адаптивность (быстрая адаптация к из мнениям спроса на рынке).
Основываясь на данных принципах и соответствия развитию транспортной системы до 2030 года, можно решить проблемы РЛТС, а также транспортно-логистические проблемы России в целом, т. к. каждый регион является составной частью страны.
Население является неотъемлемой частью транспортно-логистической системы, поэтому нужно добиться полного удовлетворения его потребностей в этой сфере. Для создания благоприятной РЛТС необходимо достичь следующих целей: большой выбор перечня транспортных услуг; работа с единым договором на все услуги; разработать удобные схемы перевозок; разработать маркетинговую стратегию; правильно распределить логистические центры; сотрудничество; применение мировых стандартов; полная загрузка транспорта.
Таким образом, можно сделать вывод, что при развитии транспортно-логистических систем региона будет развиваться транспортно-логистическая система России в целом, а для этого России следует использовать современный зарубежный опыт в логистике, основанный на ряде принципов. Разработка и внедрение региональных транспортно-логистических систем в свою очередь будет способствовать развитию эффективных путей экономического и социального развития, как отдельных регионов России, так и государства в целом, сформирует социально-политические и экономические взаимоотношения между странами; благоприятные условия для экспорта и импорта необходимой продукции; устранит излишние препятствия и ограничения в доступе хозяйствующих субъектов на рынки.
Список литературы:
- Грщенков А.И., Федотенкова Д.Г., Лобановский А.М. Основные принципы формирования транспортно-логистической системы региона. // Вестник Брянского государственного университета. – 2015. — №3.
- Кузьменко Ю.Г., Грейз Г.М., Калентеев С.В. Транспортно-логистическая система как субъект социально-экономического развития региона // Journal of new economy. — 2015 — №4(20).
- Сураева М.О. Методика формирования единой транспортно-логистической системы // Вестник СГЭУ. — 2011- №10(84).
- Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года. Утверждена распоряжение Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 г. № 1734-р [Электронный ресурс] URL: https://www.mintrans.ru/documents/2/1009