Для решения учебных и познавательных задач, учителю необходимо научить детей способам организации поиска дополнительной информации предусмотренных в изучении предмета “изобразительное искусство”. При помощи сети Интернет которая предоставляет пользователям широкие возможности знакомства с художественными произведениями, народными промыслами, историческими и культурными традициями народов [2].
Знакомство обучающихся с графическими редакторами и освоение простых форм редактирования изображений может быть включено в процессе изучения изобразительного искусства в начальном звене. Но для того чтобы хорошо рисовать на компьютере и достигнуть успехов в данном направлении не достаточно только владение компьютером как инструментом современных информационных и коммуникационных технологий, но и необходимо знать и уметь применять все накопленные поколениями художников знания и опыт.
В примерной образовательной программе начальной школы в качестве распространенного и наглядного графического редактора для первоначального знакомства с элементами компьютерной графики рекомендуется редактор Paint, входящий в состав стандартного программного обеспечения операционной системы Windows [2].
Использование графического редактора типа Paint на уроках по изобразительному искусству оптимально так же с точки зрения учебных целей, так как используемые в нем инструменты (кисточка, карандаш, резинка) и графические примитивы напрямую соотносятся с их вещественными эквивалентами (карандаш, кисть, ластик, циркуль, лекала, линейка) при рисовании на бумаге.
Выполнение учащимися творческих проектов, включающих создание графических работы, несложных видеосюжетов, компьютерной анимации с собственным озвучиванием позволяет им глубже познакомиться с возможностями графических редакторов и получить практический опыт создания собственных учебных материалов для уроков изобразительного искусства [1].
Изучив теоретические вопросы развития творческих способностей
младших школьников на уроках изобразительного искусства, мы пришли
к выводу, что достаточными критериями оценки уровня развития творческих способностей младших школьников являются: творческое воображение и творческое мышление.
В процессе опытно-экспериментальной работы решались следующие задачи: во-первых, апробировать на практике эффективность информационно – коммуникационных технологий на уроках «Изобразительного искусства» для развития творческих способностей младших школьников; во-вторых, подтвердить эффективность комплекса уроков с применением творческих проектов в развитии творческих способностей младших школьников.
Проанализировав полученные в ходе констатирующего эксперимента данные, мы пришли к выводу, что необходимо разработать уроки для развития творческих способностей младших школьников посредством информационно – коммуникационных технологий (ИКТ).
В ходе эксперимента был разработан комплекс уроков по тематике «Мой город – Якутск». Комплекс состоял из 7 уроков с применением ИКТ.
Таблица 1
Тема урока | Содержание урока с применением ИКТ | Планируемые результаты |
«История родного города» | Формирование представления об истории родного города (сопровождается презентацией на Power Point) | Учащиеся, знающие историю родного города, умеющие сравнивать архитектуру того времени и нынешнего времени. |
«Город XXI века» | Виртуальная экскурсия по городу | Сформированность представления о памятниках культуры и архитектуре города 21 века. |
Учимся рисовать в пространстве с помощью графического редактора Paint | Выполнение заданий при помощи графического редактора Paint и интерактивной доски | Умение пользоваться графическим редактором Paint, а также умение работать в пространстве. |
Творческий проект «Якутск – город будущего». Создание модели города будущего. | Предполагается групповая работа, распределение учащихся по ролям, выбор местности для реализации будущего проекта. | Умение работать в группах сообща, умение планировать свою деятельность. |
Творческая работа учащихся | Самостоятельная работа в групповой форме над проектом с использованием графического редактора Paint | Умение работать в сотрудничестве с участниками групп и учителем, умение довести свою деятельность до конечного результата. |
Творческая работа учащихся | Самостоятельная работа в групповой форме над проектом с использованием графического редактора Paint | Умение работать в сотрудничестве с участниками групп и учителем, умение довести свою деятельность до конечного результата. |
«Якутск – город будущего» | Защита проектов | Умение аргументировать общую точку зрения группы, умение рассказать общую идею задумки проекта, умение выступать перед классом, умение адекватно оценивать свою деятельность и деятельность других групп. |
На одном из уроков мы провели виртуальную экскурсию по городу посредством фотоматериалов, представленных так же в презентации Power Point. Целью этого урока было подробно рассказать и наглядно показать учащимся о достопримечательностях и архитектуре нашего города.
Последующий этап представлял собой творческую деятельность младших школьников с практическим применением информационно – коммуникационных технологий (ИКТ). На уроке учащиеся учились рисовать в пространстве при помощи графического редактора Paint.
В завершении на основе пройденного материала по теме «Мой город – Якутск» младшие школьники должны были приступить к процессу создания творческого проекта посредством графического редактора Paint. Перед началом создания творческого проекта перед нами стояли следующие задачи: 1) обозначить учащимся тему будущего проекта; 2) распределить учащихся по группам; 3) определить деятельность младших школьников по созданию будущего проекта: капитан – человек, который руководит творческим процессом; докладчик – человек, который докладывает о проделанной работе; художники – занимаются созданием, воплощением в реальность задумки группы.
После распределения по группам, знакомства с темой, учащиеся приступили к процессу создания проекта. Каждой группе была выдана памятка алгоритма работы при создании творческого проекта, он выглядел следующим образом:1) Представление темы проекта; 2) Планирование работы; 3) Принятие окончательной задумки будущего проекта; 5) Реализация проекта на графическом редакторе Paint; 6)Презентация проекта посредством программы Power Point; 7) Рефлексия.
Следующим этапом нашей работы являлась реализация задуманного проекта учащихся. На последующих двух уроках учащиеся занимались самостоятельно по группам над разработкой проекта «Якутск – город будущего». Нашей задачей являлась помощь при возникновении каких – либо вопросов или трудностей, корректирование деятельности учащихся, направлять учащихся.
В итоге этой работы, можем сделать вывод об эффективности разработанного содержания непосредственно образовательной деятельности в развитии у детей творческих способностей: результаты детей после проведенной работы улучшились, что доказывает нам эффективность применения ИКТ в творческой деятельности; в ходе беседы с детьми, мы установили, что изобразительная деятельность с применением средств информационно – коммуникационных технологий воспринимается ими с радостью, приносит удовольствие.
Литература
- Абдуллина Л.Б., Косцова С.А. Информационные технологии в начальной школе: Учебное пособие. – Стерлитамак: СФБашГу, 2013. —
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/Министерство образования и науки Российской Федерации. М.: Просвещение, 2016. 31 с.
Literature
- Abdullina L. B., Kostsova, S. A. Information technologies in primary school: tutorial. – — Sterlitamak: SF Bashkir state University, 2013. —
- Federal state educational standard of primary General education/Ministry of education and science of the Russian Federation. M.: Education, 2016. 31 p