Создание безопасной, удобной и привлекательной среды территории муниципального образования – важнейшая составная часть потенциала муниципального образования и одна из приоритетных задач органов местного самоуправления [5, 11]. По стратегии социально-экономического развития городского округа город Уфа Республики Башкортостан до 2030 года миссия города заключается в том, чтобы сделать город удобным, комфортным, создающим условия для развития бизнеса и реализации потенциала горожан в интересующих их областях. Также для этих целей создан градостроительный форум UrbanБайрам – крупнейшая в регионе площадка по обсуждению вопросов городского развития [2, 4, 11].
Форум UrbanБайрам позволяет создать и реализовать проекты по развитию территории города, разработать проекты по благоустройству улиц, парков, скверов, площадей, а также дворов и придомовых территорий. А также организовать взаимосвязь между заинтересованными сторонами, с вовлечением населения города, городских сообществ, представителей власти и бизнеса. В результате UrbanБайрам заверяет, что проект и город не противоречат, а взаимно обогащают друг друга [11].
Сделать миссию актуальной возможно благодаря качественной городской среде. Качественная городская среда – это развитие городского хозяйства, в том числе: жилищно-коммунального хозяйства, инженерной инфраструктуры, транспортного обслуживания населения и благоустройства городского пространства, обеспечение благоприятной экологической среды и безопасности жизнедеятельности населения.
Для того чтобы увидеть конкурентные преимущества (сильные стороны), значительные проблемы (слабые стороны), а также угрозы и возможности развития территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан, необходим SWOT-анализ (см. табл. 1) [10, 11].
Таблица 1- Матрица SWOT-анализа развития территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан
Сильные стороны (S) |
Слабые стороны (W) |
— уникальное экономико-географическое положение на границе Европы и Азии, пересечение крупных транспортных магистралей; — высокая концентрация обрабатывающей промышленности; — высокий уровень коммунального благоустройства; — высокий уровень озеленения города; — высокая эффективность деятельности органов местного самоуправления; — достаточно высокий уровень социально-экономического развития, определяемый лидирующим положением города относительно городов-миллионников; — низкий уровень преступности; — наличие международного аэропорта. |
— слабая интеграция Уфимской агломерации в международную и федеральную транспортную и логистическую систему; — высокий уровень физического и морального износа коммунальных сетей, оборудования ресурсо- и энергоснабжающих организаций; — отсутствие системы раздельного сбора бытовых отходов, сортировки и вторичного использования; — дефицит качественного, современного жилья при относительно низких темпах жилищного строительства (связанный с недостаточным уровнем покупательской способности населения, незначительной долей бюджетного финансирования жилищного строительства и сокращением доли средств инвесторов в общем объеме финансирования жилищного строительства); — несоответствие улично-дорожной инфраструктуры и уровня развития транспортного комплекса города потребностям сегодняшнего дня, характеризующееся, в частности, превышением фактической интенсивности движения, обуславливающей заторы и аварийные ситуации на дорогах, высоким уровнем износа транспортных средств; — ухудшение качества окружающей среды; — дефицит финансовых ресурсов для реализации программных мероприятий и управленческих функций; — отсутствие современной инфраструктуры. |
Возможности (O) |
Угрозы (T) |
— привлечение дополнительных финансовых ресурсов федерального и регионального бюджетов, внебюджетных фондов; — формирование инвестиционно-привлекательного имиджа города; — расширение использования механизмов муниципально-частного партнерства; — модернизация, реконструкция и развитие инженерно-транспортной инфраструктуры; — развитие муниципальных программ по улучшению территории города; |
— дефицит свободных территорий города, способствующих удорожанию жилой и коммерческой недвижимости; — нарастание геополитической напряженности и усиление санкций западных стран; — снижение инвестиционного спроса территории; — увеличение дорожно-транспортных происшествий в связи с увеличением количества транспорта и несовершенством улично-дорожной сети. |
В числе ключевых направлений по усилению сильных сторон, устранению существующих слабых сторон, использованию возможностей и преодолению угроз [6, 9, 11]:
- Использование сильных сторон для охвата каждой из возможностей (SO-стратегия):
— расширение участия города в программах по благоустройству городской среды с помощью региональной и федеральной поддержки, а также реконструкции существующих парков, скверов для повышения качества городской среды;
— использование лидерских позиций города Уфа среди городов России по сохранению, развитию и благоустройству озелененных пространств для обеспечения стабильной экологической ситуации, комфортных условий для проживания, работы и отдыха населения;
— обеспечение высокого уровня жилищно-коммунального благоустройства;
— совершенствование транспортной инфраструктуры города, в том числе увеличение протяженности и качества автомобильных дорог всех категорий, развитие и улучшение городских улично-дорожных сетей;
— развитие инфраструктуры, благоприятной социальной и политической обстановки, препятствие повышения уровня преступности за счет проведения определенных мероприятий;
— использование высокого уровня развития человеческого капитала города для повышения инновационного потенциала, направленного на существенное повышение конкурентоспособности города;
- Использование возможностей для преодоления и устранения слабых сторон (WO-стратегия):
— создание условий для привлечения новых инвесторов для осуществления инновационной деятельности;
— формирование инвестиционно-привлекательного имиджа города при помощи повышения темпов роста объема инвестиций;
— привлечение инвестиций для решения проблем в сфере благоустройства на территории города;
— использование комплекса энерго- и ресурсосберегающих технологий, современного оборудования и передовых технологий для повышения надежности, и эффективности коммунальных систем жизнеобеспечения ЖКХ города;
— развитие системы раздельного сбора бытовых отходов, сортировки и вторичного использования через муниципальные программы;
— развитие программных мероприятий города при помощи привлеченного регионального и федерального бюджета;
— развитие экономичных и экологичных видов транспорта;
- Использование сильных сторон для предотвращения возможных угроз (ST-стратегия):
— создание благоприятных условий для благоустройства и озеленения территории города при помощи органов местного самоуправления;
— привлечение новых инвесторов благодаря привлекательности имиджа городской территории;
— использование программ по обеспечению безопасной городской среды, для предотвращения увеличения дорожно-транспортных происшествий;
— развитие возможности привлечения иностранных инвесторов при помощи проведения крупных саммитов, форумов;
- Минимизация слабых сторон для предотвращения угроз (WT-стратегия):
— повышение инвестиционной активности города на основе инициирования эффективного участия в федеральных и региональных целевых программах;
— минимизация проблемы высокого уровня физического и морального износа коммунальных сетей, оборудования ресурсо- и энергоснабжающих организаций на основе поэтапной их модернизации;
— участие органов местного самоуправления в организации программ для развития системы раздельного сбора бытовых отходов, сортировки и вторичного использования, а также участие в продвижении таких программ;
— решение проблемы перегруженности дорог, дорожных пробок путем доведения до нормативных показателей существующих проезжих частей улиц, развитие улично-дорожной сети со строительством искусственных сооружений, в том числе, мостовых переходов, транспортных развязок, а также благодаря использованию SMART-технологий (умные светофоры, умные пешеходные переходы) [1, 3, 7, 8, 11].
Таким образом, для обеспечения развития территории города необходимо знать его сильные и слабые стороны, а также возможности и угрозы. Самый доступный и достаточно точный способ выстроить дальнейшие действия по развитию территории – это составление матрицы SWOT-анализа и развитие стратегий исходя их результатов такого анализа.
Список литературы
- Аллагулов Р.Х., Брялина Г.И., Габитов И.М., Еникеев Д.Д., Ишмухаметов Н.С., Кашаев Н.Х., Кильдибекова З.Р., Кузяшев А.Н., Полянская И.К., Сибагатуллин С.Р., Сингизова Н.Б. Экономика в 2-х томах. Том 1. Учебное пособие / Уфа, 2006. – 160 с. Режим доступа: URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28161989 (дата обращения: 03.03.2020).
- Бортникова В.А., Кузяшев А.Н. Пути совершенствования государственно-частного партнерства в Республике Башкортостан // Устойчивое развитие территорий: теория и практика: материалы X Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (14-16 ноября 2019 г. г. Сибай.). в 2-х томах. Т.1.– Сибай: Сибайский информационный центр – филиал ГУП РБ Издательский дом «Республика Башкортостан», 2019. — 302 с. С. 26-28. Режим доступа: URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41748573 (дата обращения: 03.03..2020).
- Вахитова А.З., Иванов И.А., Кузяшев А.Н., Рыбкина Е.К. Актуальные вопросы проектирования рабочего места // Научный электронный журнал «Меридиан». 2019. № 15 (33). С. 279-281. [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41579630 (дата обращения: 02.03.2020).
- Гумеров Э.А., Кузяшев А.Н., Шаяхметов И.Ф. Криптовалюта — новая парадигма мировой экономической системы // Экономика и управление: научно-практический журнал. — Издательство БАГСУ при главе РБ. — Уфа.- 2018. — № 4(142)., С.104-108. ISSN: 2072-8697- [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35359957 (дата обращения: 29.02.2020).
- Кузяшев А.Н., Насибуллина Р.Р., Махмутова А.А. Некоторые вопросы, касающиеся благоустройства территорий муниципальных образований // Наука. Исследования. Практика: сборник статей международной научной конференции (Санкт-Петербург, Октябрь 2019). – СПб.: ГНИИ «Нацразвитие», 2019. С. 114-116. Режим доступа: URL. https://elibrary.ru/item.asp?id=41741974 (дата обращения: 01.03.2020).
- Кузяшев А.Н. Развитие муниципальной собственности в России // Междисциплинарный подход к исследованию экономики //материалы III Международной научно-практической конференции, посвященной 70-летию кафедры общей экономической теории БашГУ: в 3 частях. 2017. Режим доступа: URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30787814 — (дата обращения 03.03.2020).
- Маркешина Я.А., Гавриков А.И., Кузяшев А.Н. Некоторые аспекты муниципального регулирования потребительского рынка // Наука. Исследования. Практика: сборник статей международной научной конференции (Санкт-Петербург, Октябрь 2019). – СПб.: ГНИИ «Нацразвитие», 2019. С. 210-213. Режим доступа: URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41742023 (дата обращения 03.03.2020).
- Махмутова А.А., Насибуллина Р.Р. Проектная деятельность как механизм совершенствования молодежной политики // Региональные аспекты экономической безопасности: сборник материалов Всероссийской молодежной научно-практической конференции, посвященной 100-летию Республики Башкортостан (г. Уфа, 1 ноября 2019 г.). Т. 2 / отв. ред. Ю.Я. Рахматуллин. – Уфа: РИЦ БашГУ, 2019. – 280 с. С. 136-138 https://elibrary.ru/item.asp?id=41724594
- Решетников М.А., Кузяшев А.Н. Актуальность теории Адама Смита // Научный электронный журнал «Меридиан». 2019. № 15 (33). С. 783-785. [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41579652 (дата обращения: 02.03.2020).
- Саитгареева Р.Ш., Кузяшев А.Н. Современный подход менеджмента к проблемам российских промышленных предприятий // Научный электронный журнал «Меридиан». 2019. № 13 (31). С. 21-23. Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41508769 (дата обращения: 02.03.2020).
- Стратегия социально-экономического развития городского округа город Уфа Республики Башкортостан до 2030 года. Режим доступа: URL. https://ufacity.info/2030/files/Project_Strategia_06_11_2018.pdf?fbclid=IwAR0p4RgjNdfBWDEN-bPtQQynYaHBYFQa3fC_v7OR0e4EwIzURyhZbr52Pi8/ (дата обращения – 03.03.2020).