СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД МЕНЕДЖМЕНТА К ПРОБЛЕМАМ РОССИЙСКИХ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

12 ноября 8:31

Большинство современных российских предприятий имеет четко выраженную функциональную структуру управления, которая  день за днем теряет свою актуальность.  Процессный подход к управлению предприятием, доказал свою эффективность на многочисленных примерах. Бизнес — это деятельность, направленная на достижение некоего результата, его можно определить как процесс, а значит,  и организовывать его нужно с точки зрения процессов. Внедрение процессного подхода в системно организованный бизнес позволяет значительно повысить результативность деятельности предприятия и его конкурентоспособность, а вот за счет чего, мы и разберем в данной статье.

В реальном бизнесе процессный подход в чистом виде встречается крайне редко, следует говорить о необходимости построить процесс управления на матричной основе, при котором один процесс, имеющий своего владельца, затрагивает несколько функциональных подразделений.

Руководители подразделений в компании распоряжаются имеющимися ресурсами, имеют определенные полномочия, поэтому автоматически становятся владельцами выделенных процессов [3, 4, 6].

Владельцем процесса может быть только один сотрудник или лицо, его заменяющее, в противном случае возникают проблемы с ответственностью. Это основано на том принципе, что у одного сотрудника должен быть только один руководитель. В случае, когда невозможно поручить исполнение всего процесса одному человеку, для достижения большего результата процесс разбивается на ряд подпроцессов, декомпозиция позволяет более детально оценить процесс для тщательной проработки каждого его элемента еще на этапе проведения оптимизации.

Чтобы владелец мог влиять на ход процесса и его результаты, ему должны быть выделены все необходимые ресурсы, четко определены полномочия, установлены параметры и показатели, адекватно отражающие его течение. По этим показателям владелец процесса должен регулярно отчитываться перед вышестоящим руководством о результатах своей деятельности.

Главная причина провала многих проектов внедрения систем управления, основаны на ключевых показателях эффективности. Показатели должны быть пригодны для измерения и оценки их влияния на достижение главной цели [1, 2, 5].  

Переход от одной системы управления к другой крайне длительный. Основная причина, влияющая на растягивание во времени процесса перехода, заключается в конфликте между владельцами процессов по поводу имеющихся ресурсов и распределения ответственности.  Процесс должен контролироваться, иметь ответственных лиц и четко измеряться. В результате перехода к управлению на основе процессного подхода компания значительно сократит количество процессов, по результатам первых шагов заменит их владельцев, а по истечении отчетного периода, произведет оптимизацию процессов и перераспределение полномочий владельцев процессов. После этого работа будет сведена к внедрению изменений, и, следовательно, постоянному улучшению выделенных процессов. Только так можно достичь значительного повышения эффективности деятельности.

Одним из факторов надежного функционирования системы является контроль за исполнительской дисциплиной специалистов по выполнению возложенных на них обязанностей. С этой целью в рамках обязанностей по должностной инструкции каждый специалист предприятия «N» должен составить и утвердить у вышестоящего руководителя план работы на месяц с ежедневным указанием работ, их объема, конечного результата.

В реальном бизнесе процессный подход в чистом виде встречается крайне редко, следует говорить о необходимости построить процесс управления на матричной основе, при котором один процесс, имеющий своего владельца, затрагивает несколько функциональных подразделений.

В заключение следует подчеркнуть, что руководитель обязан провести проверку и анализ выполняемых работ, их сроков, результатов и при имеющихся замечаниях обсудить их с исполнителем. Эта норма системы позволит руководителю оценить деятельность подчиненных, их работоспособность, знания, влияние действий работника на конечный результат, производительность труда, а также загруженность и резервы времени.

Список литературы

  1. Головецкий Н.Я., Михелашвили Т.Р. Преимущества и проблемы внедрения в организации системы управления на основе ключевых показателей эффективности // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 9, №2 (2017) http://naukovedenie.ru/PDF/12EVN217.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/preimuschestva-i-problemy-vnedreniya-v-organizatsii-sistemy-upravleniya-na-osnove-klyuchevyh-pokazateley-effektivnosti (дата обращения: 14.12.2019).
  2. Гумеров Э.А., Кузяшев А.Н. Некоторые аспекты дефляции как системного процесса современной мировой экономики  //  Вестник ВЭГУ. 2015. № 2 (76). С. 14-20.
  3. Гумеров Э.А., Кузяшев А.Н. Криптовалюта как элемент распределенной экономики / Междисциплинарный подход к исследованию экономики // материалы III Международной научно-практической конференции, посвященной 70-летию кафедры общей экономической теории БашГУ: в 3 частях. Уфа. 2017. С. 25-28.
  4. [3, 4]. Коноков Д.Г., Рожков К.Л. Организационная структура предприятий. [Электронный ресурс]. URL: http://www.aup.ru/books/m48/3.htm (дата обращения: 14.12.2019).
  5. Насретдинова З.Т., Ахмедина Г.Б., Кузяшев А.Н., Рахматуллин Ю.Я. Генезис кооперативных отношений в аграрной сфере экономики России // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. 2019. № 1 (27). С. 53-59.
  6. Саитгареева Р.Ш., Кузяшев А.Н. Электронное обучение с применением технологий 1С // Преподавание информационных технологий в российской федерации. Материалы Семнадцатой открытой Всероссийской конференции. С. 422-424. Ответственный редактор А. В. Альминдеров. 2019
    Издательство: Новосибирский национальный исследовательский государственный университет (Новосибирск). URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41310794 (дата обращения: 14.12.2019).