СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

28 мая 10:06

Решающим фактором в процессе динамичного развития России выступает государственная служба и ее способность результативно обеспечивать деятельность государственных органов. Государственные служащие формируют аппарат государственной власти. Государственная служба, в свою очередь, выступая в качестве социального института оказывает существенное воздействие на развитие общественных структур, а также формирование норм, правил и системы социальных ценностей [5]. Но стоит отметить, что развитие государственной службы РФ требует решения определенного ряда проблем.

Исследователями продолжаются дискуссии на тему взаимосвязи института государственной службы с институтом гражданского  общества, кроме того ставятся вопросы последующего реформирования отечественной государственной службы [4]. Следует признать, что наиболее верным считалось бы признание в качестве конечных целей следующие: создание модели коррекции содержания административного правового регулирования, складывание которой непосредственно будет сопровождать изменения и преобразования в рамках административной сферы.

В 2003 году был принят Федеральный Закон «О системе государственной службы РФ», который стал результатом последовательно реализованной административной реформы на территории нашей страны [2]. В рассматриваемой сфере, в качестве последующего мероприятия следует выделить разработку и вступление в силу Федерального Закона «О государственной гражданской службы РФ» [3]. Но стоит отметить, что опираясь на результаты нескольких десятков лет практического использования указанного ранее законодательного массива можно выявить отдельные проблемы и противоречия, которые подлежат исключению из нормативного регулирования.

По мнению Немцова Б., реформа системы государственной службы обязана осуществляться с опорой на принципы конкурентности, результативности и ответственности. Для исследователя, в виде одного из наиболее принципиальных правовых средств, которое являлось бы подходящим в области реформирования и роста качества отечественной службы государства, непосредственно, выступало внедрение в постоянную практику кадровых конкурсов, которые организуются для целей приема на государственную службу [5].

Куянова А.В. отмечает, что «современной России необходима государственная служба условно именуемая, как государственная служба переходного периода. Рассматриваемая служба должна формироваться на жесткой иерархии и централизации, отказе от всевозможных контрактов и других договорных отношений на государственной службе» [4].

Таким образом, можно отметить, что ученые не пришли к общему мнению в вопросах понимания основных направлений развития института государственной службы.

Так, до текущего момента, проблема поиска оптимальной модели организации абсолютно всей отечественной публичной службы не приобрела однозначного ее разрешения. Невзирая на то, что на сегодняшний день, осуществлена концепция, при которой государственная служба и муниципальная служба являются разграничены по специальным законодательным актам, такое решение не приобрело однозначного одобрения среди ученых-административистов [6].

В качестве другой значимой проблемы улучшения государственной службы на территории России можно выделить повышение доверия граждан к аппарату государственной власти и его деятельности [5]. Это обуславливается тем, что институт общественного мнения считается одним из наиболее значимых факторов демократии и реализации волеизъявления граждан, поскольку он считается связующим элементом между властью и народом, гражданским обществом и государством. Рост уровня доверия граждан к государственным служащим, по нашему мнению, характеризуется следующими факторами:

— повышение противодействия коррупции в области государственной службы;

— рост компетентности государственных служащих;

— четкое соблюдение государственными служащими ограничений, которые установлены законом;

— нравственное воспитание государственных служащих;

— рост мотивации государственных служащих к повышению качества собственной деятельности [6].

На сегодняшний день, особенное значение также придается и повышению уровня информированности граждан о результатах работы государственных служащих. В последнее время, в рассматриваемой области были реализованы существенные меры, которые в первую очередь, касаются освещения деятельности государственных органов посредствам средств массовой информации, а кроме того посредством использования интернет сайтов и социальных сетей [4].

В качестве следующей проблемы развития государственной службы все еще остается вопрос совершенствования правового координирования труда государственных служащих, их социальных гарантий, а кроме того и их подготовки.

В период 2014-2015 гг., в Федеральный Закон от 27.07.2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» был внесен ряд определенных изменений [3].

Возникли дополнительные ограничения для государственных служащих, а именно — был определен механизм прохождения испытательного срока. Определенные изменения были внесены в порядок исчисления стажа на государственной гражданской службе. Помимо этого, поправки в закон, которые были приняты в 2016 году установили минимальную продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска, который составляет 30 календарных дней. Также в данном законе было определено предоставление гражданским служащим ежегодного дополнительного отпуска: за выслугу лет, за ненормированный служебный день, а кроме того по причине тяжелых, вредных и (или) опасных условий гражданской службы, и определен порядок его замены денежной компенсацией сотрудникам [3].

На наш взгляд, регулирование труда и отдыха государственных служащих, безусловно, считается значимым аспектом государственной службы, поскольку от этого, непосредственно, зависит качество работы служащих, а как результат – эффективность системы государственной службы в целом.

Имеются и иные проблемы, которые относятся к потребности реформирования государственной службы Российской Федерации. К числу таких проблем следует отнести недостаточную правовую регламентацию деятельности государственных органов и недостаточный контроль со стороны гражданского общества. Нормы морали и идеологического влияния, которые существовали ранее, почти утратили свою силу. Они осуществляли регулирование поведения сотрудников органов государственной власти и управления, а кроме того выступали в качестве барьера на пути злоупотреблений, коррупции и произвола в рассматриваемых органах [6].

С целью преодоления представленных негативных тенденций признано необходимым обеспечить решение таких проблем государственной службы, как:

— нарушение принципа единства государственной службы и системы управления государственной службой на федеральном уровне и региональном уровне;

— отсутствие разработанности законодательных механизмов взаимосвязи государственной службы и муниципальной службы;

— наличие противоречий и пробелов в законодательстве России о государственной службе;

— низкая результативность правовых мер и организационных мер контроля деятельности государственных органов со стороны гражданского общества;

— сохранение консервативной системы подготовки и профессионального развития государственных служащих;

— отсутствие достаточной ресурсной обеспеченности государственной службы [5].

Представленные выше проблемы плотно взаимосвязаны между собой и не способны быть решены по отдельности.

Таким образом, можно отметить, что на сегодняшний день решение проблем, которые существуют в системе государственной службы России является необходимым условием. В качестве одной из задач проведения в России реформы органов государственной власти выступает устранение противоречий и пробелов в законодательстве РФ о государственной службе для улучшения системы государственного управления Российской Федерации, определения правового положения государственных служащих, а кроме того роста авторитета государственной службы и прочее.

Список использованной литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008, № 7-ФКЗ, от 05.02.2014, № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398.
  2. О системе государственной службы Российской Федерации. Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ (ред. от 23.05.2016) // Собрание законодательства РФ. 2003. № 22. Ст. 2063.
  3. О государственной гражданской службе Российской Федерации. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 19.12.2016) // Собрание законодательства РФ. 2004. № 31. Ст. 3215.
  4. Куянова А. В. Правовые признаки государственного гражданского служащего РФ // Административное и муниципальное право. 2016. № 12. C. 969–973.
  5. Немцов Б. Стратегия России // Известия. 2003. 25 марта.
  6. Попова О. В. Государственная гражданская служба субъектов России — самостоятельный государственно-правовой институт // Государственная власть и местное самоуправление, 2015. № 2. С. 21-28.
  7. Юданова Д. М. Проблемы реформирования института государственной службы РФ // Экономика, государство, общество. – 2010. – № 2. – С. 219–221.