Возникновение нотариата неотъемлемый процесс развития любого гражданского общества, возникает необходимость регулирования совершения сделок субъектами, а также содействие закреплению правового статуса таким сделкам.
Нотариат необходим как институт, защищающий частную собственность, обеспечивающий бесспорность имущественных прав, охраняющий права всех субъектов гражданских взаимоотношений при взаимодействии, сделках. В истории любого государства нотариат занимает важное положение в правовой системе.
В России историческое развитие нотариальной деятельности можно разделить на 5 периодов. Первый длится с XVI века до Соборного уложения 1649 г. Этот период ознаменован формированием нотариальной системы, ее органов и функций, регламентацией порядка совершения нотариальных действий, которая совершалась отдельными указами царя [4, С. 12-13].
Второй этап начинается принятием Соборного уложения 1649 года и заканчивается 14 апреля 1866 г. принятием «Положения о нотариальной части». Данный период характеризуется систематизацией оформления сделок субъектов, так сделки совершались только через площадных подьячих, затем запись заносилась в поместный приказ, таким образом разграничивалась функция органа, который проводил сделку, и органа, регистрирующего ее.
Третий этап – утверждение «Положения о нотариальной части» 14 апреля 1866 г. Функцию проведения и регистрации сделок совершали нотариусы [2, С. 39-42]. Имелась должность старшего нотариуса, состоявшего на государственной службе под руководством окружного суда. Его функции состояли в производстве, регистрации и хранении крепостных актов, которые были связаны с недвижимым имуществом. Младшие нотариусы как правило проводили регистрацию остальных актов, принимали на хранение документы от частных лиц. Создание такой правовой системы уже было началом деятельности нотариальных контор, а также сформировало и регламентировало все нотариальное делопроизводство в России [4, С. 9-13].
Для четвертого этапа отправной точкой послужило принятие 29 октября 1917 г. «Декрета о земле», которые повлекло за собой ликвидацию частного гражданского права. В 1918 г. нотариат упразднен. Лишь 4 октября 1922 г. рассматривается о вопрос о нотариальной деятельности и принимается документ – Положение о государственном нотариате РСФСР. В советской правовой системе нотариату была отведена роль государственного органа, а по ходу своего существования в советское время, нотариат входил то в систему судов, то органов юстиции [5, С. 67]. В этот же промежуток времени право на совершение отдельных нотариальных действий дается также сельским и городским советам, районным исполкомам. В советский период нотариат не мог быть частным, а государственный нотариус являлся должностным лицом государства, хотя последнее в свою очередь редко уделяло внимание содержанию государственных нотариальных контор. Взысканная государственная пошлина за совершение нотариального действия переходила государству, а нотариус получал лишь заработную плату, хотя и не нес никакой ответственности за неправомерное совершение какого-либо нотариального действия. В 1980-х гг. государство попыталось перевести деятельность государственных нотариальных контор на хозяйственный расчет, но и этой мерой улучшить положение контор и нотариусов не удалось. Такая ситуация сохранялась до 1993 г.
В начале 1990-х гг. в России было около 4500 государственных нотариусов, в 1992 г. уже более 6000. Уже 11 февраля 1993 г. Верховным Советом Российской Федерации были приняты «Основы законодательства Российской Федерации о нотариате», который определит развитие нотариальной деятельности.
Основы подразделяются на два раздела: «Организационные основы деятельности нотариата» (ст. 1-34) и «Нотариальные действия и правила их совершения» (ст. 35-109) [3, С. 7]. И если раздел II (ст. 35-109) претерпел незначительные изменения по сравнению с нормами ранее действовавшего Закона о государственном нотариате РСФСР 1974 г., посвященными непосредственно нотариальным действиям и правилам их совершения, то в нормах раздела I (ст. 1-34) закреплены совершенно новые принципы организации нотариата в России [6].
Одной из важнейших изменений – это появление негосударственного или частного нотариата. Нотариусы, занимающиеся частной практикой, наряду с государственными нотариальными конторами совершают нотариальные действия на территории Российской Федерации. После принятия Основ многие бывшие государственные нотариусы решили перейти на частную практику. Такие нотариусы назначались на должности в том же нотариальном округе, где находилась государственная нотариальная контора, в которой они изначально состояли [1, С. 35-37]. Нотариусам, работавшим в государственных нотариальных конторах без высшего юридического образования, что было вполне возможно, лицензия на занятие частной нотариальной практикой не выдавалась. Хотя такие государственные нотариусы и могли продлить трудовой договор на дальнейшую работу в государственной нотариальной конторе. По приказу Министерства юстиции РФ от 14 марта 1994 г. «О продлении сроков трудовых договоров с нотариусами» лица, не имевшие высшего юридического образования, оставались работать в государственных нотариальных конторах фактически до конца 2000 г., а где-то и дольше, пока после отмены этого приказа не закончились сроки их трудовых договоров.
Само государство практически не вмешивалось в формирование частного нотариата в данный период, а сам негосударственный нотариат сложился за очень короткие сроки. Государство взяло на себя обязанность лишь по содействию становления нотариусов, занимающихся частной практикой. Таким нотариусам выдавались льготные долгосрочные кредиты на аренду необходимых помещений, а также не материально-техническое обеспечение. Обязательство по выделению надлежащих помещений нотариальным палатам было поручено органам исполнительной власти.
Нотариусы в 1990-е гг. при исполнении каких-либо нотариальных действий также руководствовались нормами Инструкции о порядке совершения нотариальных действий государственными нотариальными конторами РСФСР от 6 января 1987 г., но только в той части, которой она не противоречила принятому законодательству в области нотариальной деятельности. Некоторые нормы данной Инструкции действовали вплоть до 26 апреля 1999 г. [1, С. 372-373]
Министерство юстиции 15 марта 2000 г. выпустило приказ «Об утверждении Методических рекомендаций по совершению отдельных
видов нотариальных действий нотариусами Российской Федерации», хотя данные рекомендации охватывали далеко не все возможные нотариальные действия. 16 апреля 2004 г. Министерство юстиции приняло Правила нотариального делопроизводства, 27 декабря 2016 г. вышел приказ Об утверждении форм реестров регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств, удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах и порядка их оформления, а 30 августа 2017 года – регламент совершения нотариусами нотариальных действий, устанавливающий объем информации, необходимой нотариусу для совершения нотариальных действий, и способ ее фиксирования. Методические рекомендации были признаны утратившими силу 16 августа 2018 г. Именно поэтому принятие единого нормативного акта, регулирующего порядок совершения всех нотариальных действий одна из важнейших целей для современной нотариальной деятельности в Российской Федерации.
Если говорить о правовом статусе, то нотариусы после 1993 г. перестали быть должностными лицами, а сам нотариат не входит в систему исполнительных органов власти. Не является нотариус и представителем государственной власти, хотя и совершает все действия, скрепляя гербовой печатью Российской Федерации. Нотариуса в современное время можно охарактеризовать как представителя от государства, который имеет право совершать нотариальную деятельность, а также несет личную ответственность за каждое нотариальное действие. [3, С. 16-17].
Все нотариусы одного какого-либо субъекта Российской Федерации объединены в нотариальные палаты в соответствии с территориально-административным делением. В свою очередь все нотариальные палаты, находящиеся на территории Российской Федерации, являются обязательным членами Федеральной нотариальной палаты.
Нотариальная деятельность – это необходимая и неотъемлемая часть правовой системы, совершающая удостоверительные функции, регулирующие в сфере совершения сделок между субъектами. В выполнении всех таких задач непосредственно заинтересовано государство, которое и обеспечивает необходимые условия, в том числе нормативно-правовые, для функционирования и развития нотариальной деятельности. И в настоящий момент нотариат в Российской Федерации продолжает совершенствоваться.
Список использованных источников:
- Борисова Е.А. Правовые основы нотариальной деятельности в Российской Федерации / Е.А. Борисова. – М.: Юстицинформ, 2016. – 480 с.
- Демина Н.В. Исторические этапы развития нотариата в России / Н.В. Демина // Государство и право: теория и практика. 2008. № 4. С. 39-42.
- Диева М.Г. Нотариат: учебное пособие / М.Г. Диева. – Тамбов: Изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2013. – 80 с.
- Кириллова Е.А. Нотариат / Е. А. Кириллова, Р. А. Курбанова. М.: РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2017. – 115 с.
- Стешенко Л. А. Нотариат в РФ / Л. А. Стешенко, Т. М. Шамба. М.: Норма, 2001. – 485 с.
- Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 № 4462-1 (ред. от 27.12.2019) // http://www.consultant.ru/document /cons_doc_LAW_1581/ (Дата обращения: 30.10.2020).