Методика преподавания математики – педагогическая наука, которая исследует процесс преподавания математики. Она направлена на повышение качества и эффективности образовательного процесса.
Методика преподавания математики призвана решить ряд задач, которые представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Задачи методики преподавания математики [4, c. 35]
Обучение математики базируется на индивидуальных особенностях учеников каждой из возрастных групп с учетом их когнитивных возможностей. Благодаря этому, у учеников не только развиваются личные качества: воля, аккуратность, настойчивость и пунктуальность, но и формируется рациональное мышление. Если гуманитарные науки нацелены на раскрытие творческих способностей учащихся, их импровизации, то математика направлена на формирование у ученика твердой позиции в оценке той или иной ситуации, на возможность делать правильные выводы и принимать на их основе решение. Кроме того, решение математических задач помогает ученикам: усилить навыки концентрации внимания; улучшить качество и количество усваиваемой информации и развить наблюдательность, логическое мышление и пространственное воображение.
В настоящее время для методики преподавания математики характерен ряд проблем, которые отражены на рисунке 2.
Рисунок 2. Проблемы, характерные для методики преподавания математики [2, c.316]
Методика обучения предполагает взаимосвязь деятельности учеников и учителя, поэтому решение проблем, описанных на рисунке 2, становится невозможным без передачи педагогом знаний, навыков и умений для учащихся, процесс передачи которых в последнее время основан на применении информационных технологий в процессе преподавания.
Обучая математике, важно не только развивать кратковременную память учеников, но и оперативную, развить которую способствует умение классифицировать один объект по разным признакам, самостоятельно предлагать решения теорем, обосновывая каждый шаг и т.д. Организованность памяти складывается действенно у тех, кто осознает то или иное действие. Качественная передача знаний основана на достижении обязательных результатов обучения, когда каждый из учеников действительно осознает материал и правильно им пользуется, что отслеживается после проведения проверочных и контрольных работ.
Каждый преподаватель имеет в своем арсенале индивидуальные навыки и стратегии, которые помогают ему донести до учеников нужную информацию. В последнее время, данный процесс невозможно представить без применения информационных технологий, которые помогают разнообразить процесс преподавания, путем внедрения презентаций, где с помощью звука и анимации наглядно можно смоделировать тот или иной процесс или игр, где за правильные ответы даются карточки. Кроме того, использование информационных технологий облегчает труд учителя, так как у него в электронном виде хранится банк заданий, необходимый ему, для проведения урока.
Интеграция знаний преподавателя и информационных технологий позволяет учителю переложить часть деятельности на компьютер, делая процесс изучения математики более увлекательным и активным. При этом компьютер не замещает учителя, а дополняет его знания красивой картинкой. Подбор заданий, решаемых учениками на компьютере, варьируется от возраста учащихся, значения подготовки обучаемых и от текущего учебного материала [1, c.2].
Внедрение в образование современных информационных технологий рассматривают не как самоцель, а как метод заключения современных педагогических задач. Это приводит ориентацию электронных учебных материалов на передовую образовательную парадигму, в согласовании с которой образовательный процесс обязан очень максимально инициировать духовное, моральное и умственное становление. В итоге конструирования и использования базы учебно-методической информации обязаны создаваться обстоятельства для поэтапного перехода к совершенно новому уровню образования на основе информационных технологий [3, c.212].
Таким образом, методика преподавания математики на современном этапе развития общества невозможна без применения информационных технологий, которые в совокупности со знаниями педагога, позволяют сделать процесс передачи знаний ученикам красочным, анимированным, что позволяет повысить вовлеченность учащихся в образовательный процесс, развить их индивидуальные навыки и, посредством наглядного примера, закрепить в их памяти сложные для понимания моменты, так как ученики не механически воспринимают информацию, а полностью её осознают.
Использованные источники:
- Перепелкина О.К. Методика преподавания математики на региональном и историческом компоненте // Интернет-журнал «Мир науки». – 2018. – №6. – С. 1-9.
- Саидова Н. Р. Проблемы преподавания математики в начальных классах и некоторые способы их решения / Н. Р. Саидова // Молодой ученый. — 2018. — № 16 (202). — С. 315-317.
- Стефанова Н. Л. Методика и технология обучения математике. Курс лекций: пособие для вузов / Н. Л. Стефанова, Н. С. Подходова и др. – М.: Дрофа, 2005. – 416 с.
- Ястребов А. В. Исследовательское обучение математике в школе / А. В. Ястребов. – Ярославль: РИО ЯГПУ 2018. – 158 с.