Формирование гражданского общества и демократических начал в функционировании государства предполагает объединение граждан на основе осознания и защиты своих интересов в различные социальные группы общественно-политической и социально-экономической деятельности — профессиональные союзы, социально-демографические и национально-этнические группы населения, партии, движения, ассоциации, землячества, объединения по интересам и т.п.
На сегодняшний день информационно-психологическая безопасность понимается как состояние защищенности не отдельной личности, а скорее разнообразных социальных групп и объединений людей. Безопасность в данном случае заключается в защищенности от воздействий, способных против воли и желания изменять психические состояния и психологические характеристики отдельных членов групп, а вследствие и всей группы в целом. К последствиям каких масштабов может привести незащищенность от психологического воздействия одного человека? А к каким – незащищенность целой группы людей? Этот факт заставляет задуматься о переосмыслении подходов к роли общения и информационного взаимодействия как внутри социальной группы, так и извне.
Социальная группа – это совокупность людей, имеющих общий социальный признак и выполняющих общественно необходимую функцию в структуре общественного разделения труда и деятельности. Но это не единственная трактовка понятия социальной группы.
В зависимости от плотности, формы осуществления связей и составляющих их членов различаются большие и малые, первичные и вторичные социальные группы. Интересно отметить, что основным объектом социологических исследований являются малые социальные группы. Среди малых групп выделяют также референтные группы – т.е., система ценностей и норм которых выступает для индивида своеобразным эталоном. Человек всегда (вольно или невольно) соотносит свои намерения и поступки с тем, как могут их оценить те, чьим мнением он дорожит, независимо от того, наблюдают они за ним реально или только в его воображении.
Средства массовой коммуникации, предоставляя доступ к использованию своих возможностей для различных социальных субъектов осуществляют критику социально значимых действий различных государственных и общественных структур, формируют общественное мнение и тем самым реализуют функцию социального контроля в обществе.
Без доступа к средствам массовой коммуникации невозможно влияние общественности на происходящие политические и социально-экономические процессы в обществе. Основным фактором формирования и изменения общественного мнения также является деятельность масс-медиа.
Однако, средства массовой коммуникации могут выступать и как деструктивная сила в обществе. Они трансформируются в информационное оружие, которое активно используется различными политическими силами в проведении информационно-психологических операций, направленных на общество, различные социальные группы.
Источниками информационно-психологического воздействия на социальную группу могут являться такие образования как государство, общество, непосредственно сами социальные группы или отдельные личности.
Внутренние источники угроз информационно-психологической безопасности заложены в самой биосоциальной природе психики человека, в особенностях ее формирования и функционирования, в индивидуально-личностных характеристиках индивида.
Существует несколько типов приемов оказания информационно-психологического воздействия на социальную группу. Так, выделяют логико-риторические, логические, психологические и манипулятивные приемы.
На основе содержания приемов воздействия была разработана их классификация.
Таблица 1. Классификация приемов воздействия на социальную группу.
Общий признак |
Частный признак |
Классификация |
По характеру |
По средствам воздействия |
СМИ (в том числе интернет) |
Литература |
||
Искусство (в том числе, различные направления так называемой массовой культуры и т.п.) |
||
Образование |
||
Воспитание |
||
Личное общение |
||
По длительности воздействия на социальную группу |
Одноразовое |
|
Среднесрочное |
||
Долгосрочное |
||
По времени получения результата от воздействия |
С незамедлительным результатом |
|
Результат получен спустя определенный временной промежуток |
||
По сложности применения приема воздействия |
Простые (например: да,…,но…) |
|
Сложные (например: подтасовка фактов) |
||
По степени последствий при раскрытии приёма со стороны того, на кого воздействуют |
Незначительные последствия |
|
Значительные последствия |
||
По содержанию |
По способу воздействия на социальную группу |
Прямые |
Косвенные |
||
Скрытые |
||
По типу воздействия |
Логико-риторические |
|
Логические |
||
Психологические |
||
Манипуляции |
||
По объектам применения |
По размерам социальной группы, на которую оказывается влияние |
Малые социальные группы |
Большие социальные группы |
||
По объекту воздействия |
На сознание |
|
На подсознание |
||
По источнику воздействия |
Человек |
|
Группа лиц |
||
Общество |
||
Государство (власть) |
Несмотря на то, что интуитивно кажется, что воздействовать на отдельную личность проще, чем на группу людей, данные исследования говорят нам об обратном – порой, проще добиться какого-либо результата, воздействуя на несколько личностей. Вероятно, это объясняется тем, что люди, входящие в одну социальную группу, скорее всего имеют одинаковые взгляды на какую-либо сторону жизни, а следственно и метод воздействия для них будет одинаков. Таким образом, применив один и тот же прием можно воздействовать не на одного человека, а на группу целиком.
Разнообразие приемов воздействия и богатой классификации подкрепляется тем фактом, что в современном мире человеку необходим доступ к широкомасштабному использованию новых информационных технологий и контролю за средствами массовой коммуникации, что в свою очередь усиливает возможности информационно-психологического воздействия на людей.
- Грачев В. Г. Личность и общество: информационно-психологическая безопасность и психологическая защита. М.: Когито-Центр, 2003 г.
- Герасимова И. А. Введение в теорию и практику аргументации. – М.: Логос, 2012 г.
- Шейнов В. П. Пиар «белый» и «черный». Технология скрытого управления людьми. М.: АСТ, 2006 г.
- Карнеги Д. Язык убеждения. М.: Эксмо-Пресс, 2012 г.