- 1. Понятие смысла умножения – замена одинаковых слагаемых соответственной записью и наоборот, т.е. учиться считать быстро.
- Создание мотивационной основы – решение интересных задач типа: «98 мальчиков пришли в школу. Каждый принес в кармане 5 полезный вещей. Сколько полезных вещей принесли мальчики?»
- Формирование обобщенных способов умственной деятельности – построение самими детьми таблицы.
- Изучение частных случаев» умножения с одновременным заполнением таблицы.
- Изучение табличных случаев умножения, начиная с конца, а не сначала (Истомина Н.Б.).
- Изучение переместительного свойства и «рифмованных» случаев умножения (2х2, 3х3, и т.д. «узелки на память»).
- Изучение взаимосвязи умножения и деления.
На уроках математики в начальной школе формированию навыков умножения и деления уделяется очень большое внимание в виде различных упражнений, заданий, игр. Собраны самые разнообразные приемы для объяснения и отработки всех существующих приемов в соответствии с изучаемыми на уроках темами, они рассчитываются на самые разные уровни подготовленности детей: это и самые простые приемы и те, которые требуют применения знаний, полученных на предыдущих этапах обучения:
— прием счета «двойками», «тройками» и т.д.;
— прием последовательного сложения – основной прием получения результатов табличного умножения (данный прием связан со смыслом действия умножения как сложения одинаковых слагаемых);
— прием прибавления слагаемого к предыдущему результату;
— прием взаимосвязанной пары (2х6, 6х2);
— прием запоминания последовательности случаев с ориентацией на возрастание второго множителя;
— прием внешней опоры – используется рисунок или прямоугольная таблица чисел;
— прием запоминания таблицы с конца;
— прием пальцевого счета.
Важным звеном в изучении таблицы умножения являются различные математические дидактические игры – одна из форм учебной деятельности. Обучение с привлечением игровых приемов заставит ребенка вникнуть в задание, по-настоящему заинтересоваться предметом умножения и забыть о нежелании учить таблицу умножения. Одно из главных правил запоминания гласит: интересное запоминается лучше и быстрее. Если мы сможем пробудить интерес к умножению и делению, то уже сделаем половину дела.
В 1996 году на семинаре «Педагогические мастерские» учителя из Франции представили свой подход к изучению таблицы умножения. На основе этого подхода преподаватель математики и методики преподавания математики педколледжа № 2 г.Санкт-Петербурга М. А. Остапенко разработала уникальные познавательные игры, помогающие не только легко выучить таблицу умножения, но и подготовиться к дальнейшему изучению математики
Игры, предлагаемые М.А.Остапенко, предназначены для совместной работы взрослого и ребенка. Если ребенок испытывает трудности в запоминании таблицы умножения или отказывается ее заучивать, предложите ему построить свою таблицу и разместить ее там, где он занимается. Пусть он постоянно к ней обращается, предлагайте игры с числами поиграть вместе с друзьями. В игре процесс запоминания ускоряется.
- Домино. Из плотной бумаги вырезать карточки и красиво написать на них выражения в левой части и числа – в правой части. Дальше играть по правилам домино.
- Цветной паркет. Этапы игры: построение таблицы; построение паркетов; заучивание таблицы; умножение и деление без помощи таблицы; совмещение паркетов.
- Квадраты «Пифагорчики». Виды игры: «Искатели», «Муха», «Зал драгоценностей», «Запоминай», «Кто быстрее?»
- Самодельные настольные игры – «Автогонки», «Бег с препятствиями»
В настоящее время различные игры можно купить в магазине. Это и книги-раскраски, и говорящие таблицы, и аудио-таблицы и т.д. Однако игры, которые ребенок сделал сам или совместно с родителями, берегутся, передаются младшим детям, приносят больше радости, чем покупные. Эта радость совместной работы бесценна, прочувствуйте ее.
Список использованной литературы:
- М.А.Остапенко. Как выучить таблицу умножения. Санкт — Петербург. 2007 г.
- Т.В.Ушакова. Учимся считать быстро. Санкт – Петербург. 2007 г
- Т.К.Жигалкина. Игровые и занимательные задания по математике. Москва. Просвещение. 1986 г
References:
- M.A.Ostapenko. How to learn the multiplication table. St. Petersburg. 2007
- T.V.Ushakova. Learning to count quickly. St. Petersburg. 2007
- T.K.Zhigalkina. Game and entertaining job in mathematics. Moscow. Education. 1986