Прибыль — это самый важный показатель качества эффективности деятельности организации, который характеризует рациональность использования средств производства, трудовых, материальных и финансовых ресурсов.
В общем виде под прибылью понимают разницу между денежными средствами, полученными от продаж и услуг, и затратами предприятия на производство товаров и оказания услуг.
Однако для разных целей анализа принято включать в вычитаемые расходы различные затраты, и в результате показатели формирования прибыли характеризуют разную доходность:
- Прибыль от продаж– показатель учитывает затраты, понесенные в ходе продаж товаров или услуг, то есть уже учитывает административные и коммерческие расходы.
По строкам отчета о прибылях и убытках формула рассчитывается как:
Прибыль от продаж = Выручка – Себестоимость продаж – Коммерческие расходы – Управленческие расходы
- Валовую прибыль– показатель отражает такую величину прибыли предприятия, если бы затраты производились только на статьи себестоимости, то есть без учёта управленческих и коммерческих расходов;
По строкам отчета о прибылях и убытках формула рассчитывается как:
Валовая прибыль = Выручка – Себестоимость продаж
- Чистую прибыль– показатель отражает «сухой остаток» деятельности предприятия после вычета всех расходов и уплаты налогов в бюджет
По строкам отчета о прибылях и убытках формула рассчитывается как:
Чистая прибыль = Прибыль до налогообложения – Текущий налог на прибыль – Изменение отложенных налоговых обязательств – Изменение отложенных налоговых активов – Прочее.
- Прибыль до налогообложения– показатель суммирует всю выручку предприятия как от основной и от финансовой деятельности, а так же уменьшает её на сумму расходов на непосредственно производство, сбыт, а также прочих расходов
По строкам отчета о прибылях и убытках формула рассчитывается как:
Прибыль (убыток) до налогообложения = Прибыль от продаж + Доходы от участия в других организациях – Проценты к получению – Проценты к уплате – Прочие доходы – Прочие расходы.
Анализ прибыли организации или оценка ее расходов служат источником информации предназначенного для собственника предприятия, при оценке работы конкретных руководителей и управленцев. Для составления плана работы организации и бюджета на будущий период стоит применить прогнозирование доходов и расходов, с учетом анализа прибыли за предыдущий период.
Прибыль является основным оценочным показателем хозяйственной и коммерческой деятельности предприятия. Прибыль всегда определяется в стоимостной форме.
Анализ прибыли организации или оценка ее расходов служат источником информации, предназначенной для собственника компании, при оценке работы конкретных руководителей и менеджеров. Чтобы подготовить план работы и бюджет организации на будущий период, стоит применить расчетные доходы и расходы с учетом анализа прибыли за предыдущий период.
Прибыль является основным прогнозным показателем хозяйственной и коммерческой деятельности предприятия. Прибыль всегда выражается в стоимостной форме.
Бухгалтерским счетом, на котором в течение календарного года собирается информация о прибыли или убытке этого года, является счет 99 «Прибыли и убытки» (Приказ Минфина от 31.10.2000 № 94н).
Задачи анализа прибыли:
- Оценка достигнутого объема прибыли;
- Изучение степени выполнения плана и динамики;
- Выявление тенденций изменения прибыли;
- Изменение и определение факторов формирования прибыли;
- Выявление резервов увеличения прибыли;
- Изучение структуры прибыли;
- Разработка прогнозных показателей прибыли.
Важнейшими источниками информации для проведения анализа прибыли являются:
- учетный регистр — журнал-ордер №15 по учету прибыли и ее использования;
- финансовый план организации;
- бухгалтерский баланс (Ф. № 1 отчетности);
- отчет о прибылях и убытках (Ф. № 2 отчетности).
Прибыль организации складывается из трех основных элементов:
- операционные, внереализационные и чрезвычайные доходы и расходы. Основную часть получаемой прибыли составляет прибыль от реализации продукции, работ, услуг.
- прибыль (или убыток) от реализации продукции, услуг;
- прибыль (или убыток) от прочей реализации.
При анализе прибыли от реализации товарной продукции следует определить такой показатель, как маржинальный доход. Маржинальный доход является разностью между выручкой от реализации продукции и переменными затратами на ее реализацию и производство. Иначе говоря, маржинальный доход — это сумма постоянных затрат и прибыли от реализации.
Исходя из этого, прибыль от продажи товарной продукции равна маржинальному доходу за вычетом постоянных затрат. Отсюда следует, что компания получит прибыль только в том случае, если постоянные затраты будут возмещены за счет выручки от реализации определенного объема произведенной продукции. Этих доходов должно быть достаточно для возмещения переменных затрат и получения прибыли. Анализ здесь позволяет определить, за счет каких затрат (постоянных или переменных), включенных в себестоимость проданных товаров, изменяются.
Литература
- Federal’nyj zakon «O buhgalterskom uchete» ot 06.12.2011 N 402-FZ
- Vandina O.G. Teorija buhgalterskogo ucheta: uchebnoe posobie/ Vandina O.G.— Jelektron. tekstovye dannye. — Armavir: Armavirskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet, 2019.— 122 c.
- Buhgalterskij uchet: uchebnoe posobie/ E.R. Antysheva. — Jelektron. tekstovye dannye. — Sankt-Peterburg: Sankt-Peterburgskij politehnicheskij universitet Petra Velikogo, 2019.— 251 c.
- Kerimov V.Je. Buhgalterskij uchet: uchebnik dlja bakalavrov/ Kerimov V.Je.— Jelektron. tekstovye dannye. — Moskva: Dashkov i K, 2019.— 583 c.
- Prokop’eva Ju.V. Buhgalterskij uchet i analiz : uchebnoe posobie / Prokop’eva Ju.V.. — Cheljabinsk : Juzhno-Ural’skij institut upravlenija i jekonomiki, 2018. — 259 c.
- Zaslavskaja I.V. Buhgalterskij uchet :uchebno-metodicheskoe posobie / Zaslavskaja I.V., Smagina I.V.. — Moskva : MISI-MGSU, JeBS ASV, 2019. — 120c.
- Chuvikova V.V. Buhgalterskij uchet i analiz : uchebnik dlja bakalavrov / Chuvikova V.V., Izzuka T.B.. — Moskva : Dashkov i K, 2018. — 248 c.
- Borodin V.A. Buhgalterskij uchet : uchebnik dlja vuzov / Borodin V.A.. — Moskva : JuNITI-DANA, 2017. — 528 c.