В связи со спецификой работы врача-стоматолога ему необходимо постоянно контактировать с коллективом, а именно с главным врачом, заведующим, врачами смежных специальностей, средним и младшим медицинским персоналом, а так же с администрацией. Поэтому особое значение приобретает налаживание правильных взаимоотношений между медицинским персоналом, взаимопомощь, доверие, понимание, слаженность в работе всех сотрудников, от которых зависит успех стоматологической клиник и здоровье пациентов.
На сегодняшний день стоматологическая помощь населению очень востребована. Большое количество медицинского персонала работают как в государственных, так и в частных клиниках, где происходит постоянное взаимодействие между сотрудниками. Поэтому данная тему актуальна в наше время.
Этические аспекты взаимоотношения сотрудников стоматологической клиники являются важнейшими составляющими медицинской деонтологии. Каждый человек коллектива является не только профессионалом в своей сфере, а прежде всего личностью со своими взглядами, манерами поведения. Но при этом каждый должен руководствоваться чувством ответственности, быть требовательным к себе и справедливым к другим. Невежливость и неприветливость в коллективе введет к недоверию, натянутость отношений, что травмирует психику коллег и пациентов. [3, с.118]
Формирование медицинского коллектива в большинстве случаев происходит постепенно, его состав постоянно обновляется или пополняется. При этом подбор новых сотрудников чаще проводится, исходя из их профессиональных достоинств, но без учета личностных особенностей, деловой психологической совместимости с другими членами коллектива. В процессе продолжительной совместной деятельности создаются устойчивые отношения товарищей по работе.
Между сотрудниками стоматологической клиники существует несколько групп профессионально-этических проблем. К ним относятся коллегиальная, бригадная и коллективная проблемы.
При взаимоотношении врачей между собой может возникнуть коллегиальная проблема.
Самым основным негласным правилом является вежливость по отношению к своему коллеге. Важно быть тактичным при общении. При возникновении разногласий по поводу лечения пациентов не ставить под сомнение компетенцию врача перед пациентом. Важно считаться с мнением каждого врача, независимо от его стажа и возраста. При нехватке собственных профессиональных знаний, которые касаются здоровья и жизни пациентов, необходимо попросить помощи у более опытного коллеги.
Обращение за помощью к другому врачу свидетельствует не о слабой профессиональной подготовке самого врача, а наоборот, о серьезном и вдумчивом подходе к выполнению своих врачебных обязанностей, об ответственности врача перед больными. Не обращение врача за советом к своему более опытному коллеге в сложных для диагностики и лечения случаях является серьезным деонтологическим нарушением.
В коллективе не должно допускаться распространение о врачах не подтверждающих слухов, например, об их врачебных ошибках или неправильном лечении. Такое явление имеет место при возникновении большой конкуренции между врачами одной специальности.
Врачам следует не пренебрегать принципам внешней культуры. Соответствующий вид доктора, его опрятность поддерживает визуальную целостность коллектива.
Основополагающим фактором успешной работы стоматологии является коллектив сотрудников. Для того чтобы разобраться с проблемами коллектива стоит познакомиться с понятием этого слова. Коллектив – это группа людей, связанных устойчивой, совместной и общественно полезной деятельностью, которая предполагает наличие единых целей, организации и управления. Термин «коллектив» связан с характеристикой некоторого объединения людей. В переводе с латинского «коллектив» означает «собирательный»; «собранный вместе»; «собрание людей».[1, с.3].
Межличностные отношения представлены двумя видами: официальным и не официальным. Официальными или по-другому формальными называют отношения, возникающие на должностной основе. В подобные взаимоотношения люди вступают, получив определённую должность. Неофициальные (неформальные) отношения формируются на базе личных взаимоотношений людей и не ограничиваются никакими официальными ограничениями. Примером несоблюдения правил официальных отношений может служить ситуация, когда младший медицинский персонал не подчиняется распоряжениям врача или называет врача на «ты» при пациенте. Неофициальные отношения строятся на личном отношении коллег друг другу. Можно проявлять симпатию или антипатию, уважать или не уважать своего коллегу, заводить дружеские или враждебные отношения.
Одним из факторов успешной работы коллектива и установления доверительных взаимоотношений является хорошее знание членами коллектива друг друга и состояния дел в коллективе. Как правило, больший успех организации приносит дружный и сплоченный коллектив. Поэтому в стоматологических клиниках руководители приветствуют неформальные встречи сотрудников. Лучшим поводом для проведения корпоративов являются календарные праздники, особенно «новый год».
Важные условия для формирования коллектива в общем случае заключаются в том, что люди изо дня в день работают вместе в непосредственных контактах друг с другом и что они работают над решением общих проблем или ради достижения общих целей. [1,с.6]. В стоматологической практике в лечении одного заболевания принимают участие несколько врачей. Примером служит распространенное в наше время лечение адентии имплантацией. В первую очередь стоматолог – терапевт санирует полость рта пациента, затем стоматолог – хирург занимается установкой импланта, после этого за работу берётся стоматолог — ортопед. Только при здоровой атмосфере в коллективе работа всех врачей будет выполнена качественно и быстро.
На качество работы стоматологической поликлиники также большое влияние оказывают отношения, складывающиеся между врачом и средним медицинским персоналом. Доброжелательность, отзывчивость, взаимопонимание являются важными условиями благоприятной атмосферы в коллективе. В отношении врач — средний медицинский персонал преследуется общая цель — успешное лечение пациентов. Их совместная работа должна рассматриваться как партнерство.
Врач должен быть тактичным при общении с медицинскими сестрами, не нагружать их работой, которая не входит в круг обязанностей, в свободное время. Во время работы необходимо требовать от среднего медицинского персонала соблюдение дисциплины, внимательности и точности исполнения указаний врача. Грубость и несдержанность со стороны врача приводит к подрыву авторитета среднего персонала в глазах пациентов, что негативно сказывается на работе стоматологической поликлиники.
В свою очередь, медицинские сестры обязаны соблюдать субординацию при работе с врачом. Не допускается высказывать сомнения по поводу распоряжений или назначений доктора при пациенте. Роль медицинских сестер велика, они являются помощниками врачей, поэтому необходимо выполнять объем работы на высоком профессиональном уровне, обеспечивать качественный уход за больными. Личность медицинской сестры, стиль, методика её работы, умение общаться с больными, владение техникой психологического подхода к пациенту, все это, как в случаи врача, может служить лекарством, оказать исцеляющее действие. [2, с.23]
Кроме того медсестра должна быть предприимчивой и деятельной, стараться усовершенствовать свои навыки и умения. При работе с врачом необходима гармония, слаженность, умение без слов понять коллегу. Это приводит к достижению хороших результатов без лишних затрат энергии.
Очень важна слаженность в работе. Неблагоприятным является, когда один из пары выполняет свою работу в пол силы, перекладывая обязанности на товарища.
Доктор должен быть авторитетом для среднего персонала. В отношении врач — медицинская сестра особую роль играет доверие. Доверительные отношения являются залогом успешной работы, которая будет комфортна для двоих.
В любом рабочем коллективе могут возникнуть любые проблемы из выше перечисленных. Успешной на стоматологическом рынке будет та клиника, которая создаст гармоничные отношения среди работников. Пациентам всегда приятнее обращаться за помощью туда, где установилась доброжелательная атмосфера в коллективе.
Список литературы:
1.Хасанова Г.Б. Психология управления трудом коллективом, 2012 – С. 3,6.
2.Лигатюк П. .В.Формирование межличностной толерантности медицинских работников среднего звена в системе повышения квалификации: Автореф. дис. канд. пед. Наук, Калининград, 2011 – С. 23
3.Быстракова Е.Г. Профессиональное становление личности медицинского работника среднего звена, 2013 – С.118.