В качестве объекта исследования было взято приложение к диплому специалиста архитектуры 60-х и 90-х гг., а также бакалавра архитектуры Новейшего времени. В качестве предметов исследования принято — дисциплинарное наполнение образовательных программ, активно влияющих на формирование ментальности студентов и средства архитектурного образования, обеспечивающие широкую гуманитарную подготовку и профессиональную компетентность выпускников.
Основная цель исследования — рассмотреть как предметное наполнение учебных программ и средства архитектурного образования влияли на формирование ментальности в различные этапы общественного развития. В основу суждения положена гипотеза о соответствии образовательных программ высшего профессионального образования в области архитектуры 60-90-х годов идейно-политическому содержанию названных периодов. Выбор этапов определился особенностями идеологических установок, меняющимися в зависимости от политической ситуации, складывающейся в обществе.
Вторая половина 60-х годов характеризуется отходом от идей характерных для периода «оттепели», который возник как протестное движение против чрезвычайных мер предвоенного, военного, восстановительного периодов, завершивших этап построения государства социалистического типа и перешедших к этапу построения коммунистического общества. По мысли Н.С. Хрущёва переход к развёрнутому построению нового общества требовал отказа от прежних методов руководства страной.
Начало 90-х — период распада СССР, период демонстрации суверенитетов союзных республик и отдельных областей страны. Период противоречивых образовательных парадигм, продиктованных изменениями политических и идеологических установок в стране.
Новейшее время – ассоциируется с приходом на пост президента В. В. Путин и новыми подходами в формировании внешней и внутренней политики. Подходы демонстрируют новые шаги в восстановлении и развитии экономики и социальной сферы страны.
Давайте рассмотрим особенности высшего образования заявленных годов:1966, 1994, 2019.
На основе изученных документов стоит заметить, что количество дисциплин увеличилось (таблица 1). Это связанно с появлением новых технологий в архитектурной деятельности, которые включают пространственное моделирование и современные информационные системы в социальных коммуникациях и презентациях. Также стоит отметить дисциплины «Экологические основы архитектурного проектирования» и «энергосбережения в архитектуре», которые направленны на решения современных потребностей городов. Ряд дисциплин преобразовались, например, дисциплина «История архитектуры» теперь включает в себя две дисциплины «История всемирной архитектуры» и «История русской архитектуры». При этом срок обучения сократился на год.
Таблица 1 – предметное наполнение учебных программ и средства архитектурного образования
Год
|
Кол-во. дисц., Практик. |
Общие дисциплины. |
Новые дисциплины. |
Исключенные дисциплины. |
Средства образования, влияющие на ментальность. |
1964 г. |
42 |
высшая математика; начертательная геометрия; иностранный язык; физическая культура; теоретическая механика; сопротивление материалов; архитектурные конструкции и теория конструирования; архитектурно-строительные технологии; инженерные конструкции; инженерные системы и оборудования в архитектуре; архитектурная физика; экономика архитектурных решений и строительства; профессиональная практика; рисунок; живопись; скульптура; история искусств; история градостроительства; архитектурное проектирование; транспорт и инженерные системы городов; история архитектуры; строительные материалы; геодезия; ландшафтная архитектура и проектирования. |
|
|
учебники, журналы, мольберты, ватманы, образные представления, картины, карты, диаграммы, радио, текстовый материал, визуальный учебные кабинеты. |
1994 г. |
51 |
экологические основы архитектурного проектирования; вычислительная техника в архитектурном проектировании. |
марксистско-ленинская философия; основы научного коммунизма; марксистко-ленинская эстетика, политическая экономия. |
компьютеры, учебники, журналы, мольберты, ватманы, образные представления, картины, карты, видеомагнитофоны, диаграммы, радио, телевидение, электронные компьютерные программы, интернет, учебные кабинеты.
|
|
2018 г. |
67 |
история России; право; средовые факторы в архитектуре; безопасность жизнедеятельности в архитектуре; теория архитектуры и пространственных искусств; современные информационные системы в социальных коммуникациях и презентации; пространственное моделирование; эргономика и основы проектирования интерьера; энергосбережения в архитектуре.
|
основы религиоведения история КПСС; марксистско-ленинская философия; основы научного коммунизма; марксистко-ленинская эстетика, политическая экономия. |
компьютеры, учебники, журналы, мольберты, ватманы, образные представления, картины, карты, проекторы, видео, диаграммы, радио телевидение, компьютерные программы, графический планшет, интернет, учебные кабинеты. |
В любой из рассматриваемых периодов для успешного и рационального усвоения учащимися поставленных целей и задач той или иной дисциплины возникала потребность в использовании средств архитектурного образования. Средства архитектурного образования — это разнообразные источники информации, условия, социально обусловленные процессы, оборудование, материалы и инструменты, благодаря которым достигается осознание и реализация целей и задач архитектурно-образовательной деятельности, раскрывается потенциал личности [1]. Средства архитектурного образования нацелены на взаимодействие между учителем и учащимися, взаимодействие учащихся и пространства, а также на хранение, анализ и синтез информации.
Современное образование затрагивает технический прогресс. Традиционное образование отходит на второй план. На смену ручной подаче приходит компьютерная графика и параметрическое моделирование. Появляются другие средства визуализации. Но, несмотря на все новшества, ручная графика остаётся на первом плане, так как именно она является проверенным средством коммуникации архитектора или дизайнера, которое способно быстро и эффективно передать идеи. Об этом свидетельствуют различные творческие конкурсы, проводимые в России: АрхиГрафика, Citycelebrity и другие.
К традиционным средствам все так же относят рисунок, макет, чертеж, отмывка и фотография. Также стоит отметить, что совмещение современных и традиционных средств архитектурного образования дает некий гибрид визуальных инструментов.
Применения лишь одного из средств не достаточно для оптимизации профессиональной подготовки в условиях компетентностного подхода. Необходимо использовать синтезированные технологии для обучения студентов, так как лишь словесного обучения не достаточно для эффективного усвоения материала.
Подбирая средства архитектурного образования для различных дисциплин, необходимо учитывать возможности и потребности общества. Нужно рассматривать возможности не только сегодняшнего дня, но и с перспективой бедующих изменений. Содержание обучения должно быть составлено так, чтобы создать возможность рационального воздействия воспитанников направления архитектуры бакалавриата на различные области действительности, через приобретенные знания и овладение различными умениями. Содержание, таким образом, позволяет формировать творческое отношение молодого поколения к таким важным проблемам в изменяющейся жизни обществакак родина и свой народ, другие народы, профессиональный труд, семья, социально-экономическая жизнь страны. Отсюда вытекает понятие ментальность, менталитет.
Расшифровкой понятия ментальности занимались различные ученые. Первым кто раскрыл суть термина был французский этнолог и социо-антрополог Л. Леви-Брюлем [2]. Ментальность (менталитет) — относительно целостная совокупность мыслей, верований, навыков духа, которая создает картину мира и скрепляет единство культурной традиции или какого-нибудь сообщества. Это понятие отражает специфику различных типов культур в их объяснении окружающего мира, понимании целей развития, основных ценностных ориентаций. Менталитет выражается не только в особенностях образа мыслей, но в эмоциональной оценке тех или иных событий [2].
При анализе архитектурного образования рассматриваемых периодов, отчетливо видно как влияют учебные программы на идеологию строительства. Строительство 60-х годов прошлого века сопровождалось резким ростом количества возведенных общественных зданий массового назначения. В новых жилых районах формировались общественные центры с предприятиями культурно-бытового обслуживания. Общественные и жилые здания возводились преимущественно по типовым проектам. В 90-е в России имели место новаторские поиски, основанные на заимствовании формальных приемов архитектуры из различных стилевых систем и их использование в современной строительной практике. Новейшее же время стало ключевым для формирования принципиально новой направленности познания окружающей среды на основе переосмысления существующих сегодня приемов и средств архитектурного проектирования и выявления наиболее перспективных путей его развития. Аналитическое знание испытало своеобразный подъем интеллектуальной активности, инициированный новыми возможностями изучения альтернативных способов воплощения неординарных замыслов в цифровом измерении, открывающем непредсказуемые горизонты для творчества [6].
Достоинством любого архитектурного образования являются традиции. Помимо новых идей должны сохраняться традиционные особенности. Особенно это касается учебных программ, где наряду с новыми технологиями обязательно должны сохраняться традиционные дисциплины академического рисунка, живопись и скульптура. Эти дисциплины приобретают еще большее значение сейчас, когда экран компьютера заменяет кульман и чертежную доску. Благодаря этим дисциплинам студент лучше чествует объем и пространство, что так важно для данной профессии. Профессия архитектора вынуждена вести постоянный диалог с обществом, заказчиком и, в конечном счете, со средой обитания. Поэтому, архитектурное образование должно быть направленно на формирование определенного уровня ментальности будущих студентов за счет использования различных средств архитектурного образования. Правильно поставленные цели и задачи в изучении различных дисциплин архитектурного образования позволяют студенту воспитать патриотизм через уважение к национальной культуре и формирование художественного вкуса.
Библиографический список
- А. В. Хуторский, Современная дидактика [Электронный ресурс] // metodich: [сайт]. [2018]. URL: http://metodich.ru/uchebnik-dlya-vuzov-hutorskoj-andrej-viktorovich-sovremennaya/index34.html (дата обращения: 13.12.2018).
- Концепция первобытного мышления Л.Леви-Брюля. — [Электронный ресурс] // Copyright: [сайт]. [2019]. URL: http://biofile.ru/chel/8197.html (дата обращения: 13.05.2019).
- Приложение к диплому специалиста специальности архитектора 1964 г.
- Приложение к диплому специалиста специальности архитектора 1994 г.
- Приложение к диплому специалиста специальности архитектора 2018 г.
- Процесс обучения. — Средства обучения. [Электронный ресурс] // литература для студента: [сайт]. [2018]. URL: https://libsib.ru/pedagogika/protsess-obucheniya/sredstva-obucheniya (дата обращения: 13.12.2018).
Bibliograficheskij spisok
- V. Hutorskij, Sovremennaya didaktika [Elektronnyj resurs] // metodich: [sajt]. [2018]. URL: http://metodich.ru/uchebnik-dlya-vuzov-hutorskoj-andrej-viktorovich-sovremennaya/index34.html (data obrashcheniya: 13.12.2018).
- Koncepciya pervobytnogo myshleniya L.Levi-Bryulya. — [Elektronnyj resurs] // Copyright: [sajt]. [2019]. URL: http://biofile.ru/chel/8197.html (data obrashcheniya: 13.05.2019).Prilozhenie k diplomu specialista special’nosti arhitektora 1964 g.
- Prilozhenie k diplomu specialista special’nosti arhitektora 1994 g.
- Prilozhenie k diplomu specialista special’nosti arhitektora 2018 g.
- Process obucheniya. — Sredstva obucheniya. [Elektronnyj resurs] // literatura dlya studenta: [sajt]. [2018]. URL: https://libsib.ru/pedagogika/protsess-obucheniya/sredstva-obucheniya (data obrashcheniya: 13.12.2018).