РЕЗУЛЬТАТЫ ОЦЕНКИ СТОИМОСТИ БИЗНЕСА В ЦЕЛЯХ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ СЕТИ ЭЛЕКТРОНИКИ DNS

11 ноября 10:22

 

Оценка бизнеса в целях реструктуризации позволяет выявить резервы развития компании на основании внутренних и внешних факторов. Кроме того, оценка реструктуризации предприятия предполагает поиск наиболее эффективного способа использования активов, который обеспечит увеличение текущей стоимости бизнеса. Так, реструктуризация сети DNS позволила дать оценку стоимости компании. По данным «Infoline-Аналитика», в 2018 году выручка группы составила 268,5 млрд рублей. Исходя из этой суммы Forbes оценивает весь бизнес DNS к концу 2018 года в $790 млн.

Пять лет назад выручка DNS не превышала 100 млрд рублей. А сама группа представляла собой набор из более чем 50 разрозненных компаний, зарегистрированных по всей стране — от Ростова-на-Дону до Владивостока, где находилась ее условная штаб-квартира. Не простой была и структура собственности — у DNS было 10 учредителей, знакомых еще с 1990-х, на каждого из них было записано несколько компаний.

Долгие годы такая сложная структура устраивала основателей DNS. Но летом 2014 года 15 складов компании опечатали таможенники, более года продолжалась борьба за конфискованные товары. После этого случая DNS запустила реструктуризацию. В марте 2018 года у группы появился центр прибыли — компания «ДНС Ритейл» (100%-ая «дочка» холдинговой структуры «ДНС Групп») поглотила 40 компаний, на которых ранее аккумулировалась большая часть выручки DNS.

Сегодня Алексеев — крупнейший акционер «ДНС Групп» с долей в 48,73%. Еще 43,88% акций находятся у финансового директора DNS Юрия Карпцова. Помимо Алексеева и Карпцова у DNS есть еще пять миноритариев с пакетами, не превышающими 3% акций.

По итогам 2018 года выручка группы составила 268,5 млрд рублей (по оценке «INFOLine — Аналитика»). Это означает, что сеть DNS по состоянию на конец прошлого года стоила примерно $790 млн, а состояния совладельцев — Алексеева и Карпцова — можно оценить в $380 млн и $340 млн соответственно. По собственным прогнозам компании, в 2019 году выручка группы вырастет еще на 15%.

История создания DNS уходит еще в 1990-е, когда Алексеев и Карпцов занимались сборкой и продажей компьютеров, обслуживая преимущественно корпоративных клиентов. Все изменил кризис 1998 года. Компании сокращали расходы на закупку оборудования, в то время как частные клиенты отказываться от гаджетов не собирались, поэтому партнеры перешли на розничную торговлю. Первый магазин открыли уже в 2000-е в родном Владивостоке, а в 2007 году запустили собственное производство. Под марками DNS, DEXP, ZET компания выпускает стационарные компьютеры, ноутбуки, мониторы, смартфоны, компьютерные аксессуары. По словам Алексеева, сейчас на собственную технику приходится немногим более 10% от общей объема продаж.

DNS является одним из крупнейших федеральных ретейлеров, торгующих электроникой и бытовой техникой. Во многом это стало возможным благодаря тому, что рынок в последние годы консолидируется. «М.Видео» под управлением группы «Сафмар» Михаила Гуцериева скупило крупнейших игроков: MediaMarkt и «Эльдорадо», ряд игроков обанкротились, например сети «Белый ветер цифровой» и Domo. При этом DNS не только не сдал свои позиции, но и активно наращивает обороты. На сегодняшний день у группы 1800 магазинов в 400 городах, работают в компании больше 27 000 человек.

Секрет успеха DNS — в правильно выбранной стратегии, которая напоминает стратегию «Магнита» в его лучшие годы, когда он еще находился под управлением Сергея Галицкого. Целью является получение потребителей в небольших и средних городах России, т.е. укрепление своих позиций в регионах, и только после этого на федеральном уровне. Это позволило DNS сделать сеть более универсальной с точки зрения форматов магазинов. Свою роль сыграло и то, что группа занималась собственным развитием, не ориентируясь на конкурентов: когда «М-видео», «Эльдорадо» и MediaMarkt еще не были единой группой, они зачастую просто брали объекты в аренду даже по неадекватной стоимости — лишь бы на этом месте не открылся магазин конкурента.

Впрочем, DNS не ограничивает свою стратегию только органическим ростом. В 2014 году группа приобрела петербургскую сеть магазинов «Компьютерный мир», а в 2019 году купила еще одну питерскую сеть «Кей». Аналитик «Атон» Виктор Дима отмечает, что консолидация рынка ретейла происходит не только в России, но и в Европе и США. При этом этот процесс сыграл на руку DNS — они получают те доли рынка, которые раньше принадлежали небольшим региональным игрокам.

Еще один канал продаж для всех ретейлеров — онлайн. DNS начал осваивать продажи через интернет раньше конкурентов. В онлайне невозможно быть успешным без развитой логистической сети, и у DNS уже существуют магазины в большинстве городов, благодаря чему стоимость доставки товаров, заказанных через интернет, практически сводится к нулю.

Итак, путем реструктуризации и непрерывной борьбы, а также благодаря правильной стратегии развития компании, сеть DNS выросла из отдельных региональных розничных магазинов в более чем успешную федеральную сеть общей стоимостью в $790 млн.

 

Список литературы:

  1. Акулич, М. В. Оценка стоимости бизнеса / М.В. Акулич. — М.: Питер, 2017. — 272 c.
    2. Дамодаран, Асват Оценка стоимости активов / Асват Дамодаран. — М.: Попурри, 2015. — 272 c.
    3.   З., Кристофер Мерсер Интегрированная теория оценки бизнеса / З. Кристофер Мерсер, Трэвис У. Хармс. — М.: Маросейка, 2016. — 288 c.