МЕРЫ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА СОВЕРШЕНИЯ ПРАВОНАРУШЕНИЙ ЭКСТРЕМИСТСКОГО ХАРАКТЕРА

MEASURES OF ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY FOR COMMITMENT OF OFFENSES OF AN EXTREMIST NATURE

Наличие административной ответственности является одним из основных и самых эффективных правовых средств сдерживания роста экстремисткой деятельности. Следовательно, данный фактор позволяет пресечь более тяжкие последствия ­– совершение преступлений экстремистской направленности. Поскольку на сегодняшний день отношения, связанные с распространение экстремистской деятельности, стремительно меняются, изменения также происходят на законодательном уровне в части противодействия экстремизму не только силами полиции, но и другими структурами. На наш взгляд, Российская Федерация уделяет достаточное внимание данному аспекту, что подтверждается рядом статей КоАП РФ.

Так, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях – это серьезный сдерживающий фактор распространения уголовных деяний экстремистской направленности. К примеру, ст. 5.26 КоАП РФ закрепляет ответственность за «Нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях», ст. 13.15 КоАП РФ предусматривает ответственность за злоупотребление свободой массовой информации, в том числе за публичное распространение выражающих явное неуважение к обществу сведений о днях воинской славы и памятных датах России, связанных с защитой Отечества, либо публичное осквернение символов воинской славы России, в том числе совершенные с применением средств массовой информации или информационно-телекоммуникационных сетей. Более того, ст. 20.2 КоАП РФ устанавливает ответственность за нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования; ст. 20.3 КоАП за пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики. Ст. 20.28 КоАП закрепляет ответственность за организацию деятельности общественного или религиозного объединения, в отношении которого принято решение о приостановлении его деятельности. В свою очередь ст. 20.29 КоАП закрепляет административную ответственность за массовое распространение экстремистских материалов, включенных в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, а также их производство либо хранение в целях массового распространения[1].

Объектом правонарушения в правонарушениях данного вида являются безопасность общества и общественный порядок, поскольку создается угроза национальной безопасности, государственной целостности. С точки зрения объективной стороны правонарушений они являются формальными. Достаточным является факт угрозы наступления опасных последствий. Отметим, что в большинстве случаев данный вид правонарушений носит форму действия.

Помимо этого, предмет также является ключевым фактором при квалификации правонарушений экстремистской направленности. Им могут являться нацистская атрибутика или символика, а также атрибутика или символика, сходная с нацистской атрибутикой или символикой. Встречаются ситуации, при которых необходимо привлечение экспертов для определения предмета объективной стороны правонарушения.

Следующим признаком объективной стороны правонарушения экстремистской направленности является массовость распространения экстремистских материалов, который закреплен в Федеральном списке экстремистских материалов, размещенный на сайте Минюста РФ. В случае наличия материалов в указанном списке, следует назначение ответственности. При этом данный список может пополняться и подвергаться корректировкам.

Рассмотрим субъективную сторону правонарушений экстремистской направленности. В данном случае она предполагает умысел: прямой и косвенный. Между тем, факультативные признаки, такие как цель правонарушения, имеют важное значение для правильной квалификации.

Субъектами такого вида правонарушений являются лица, достигшие 16-летнего возраста, должностные лица и организации (юридические лица).

Санкциями за правонарушения экстремистской направленности могут выступать административный штраф или арест, конфискация предмета административного правонарушения, административное приостановление деятельности.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица органов полиции. Приказом МВД России от 5 мая 2012 г. № 403 закрепляет перечень конкретных должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях[2]. Согласно ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях рассматривают судьи районных судов.

Отметим, что административно-правовые формы и средства противодействия и профилактики экстремизма представлены двумя основными критериями. Первый представляет собой постоянно действующий механизм функционирования специально уполномоченных государственных органов и иных организаций. Второй критерий состоит из административно-правовых средств противодействия и профилактики экстремизма в виде мер административной ответственности за совершения правонарушений, предусмотренных КоАП РФ.

Исходя из вышесказанного следует сделать вывод, что наличие административной ответственности играет важную роль в предупреждении преступлений экстремистского характера. При этом необходимо постоянно реагировать на современные изменяющиеся общественные отношения в сфере экстремистской деятельности и своевременно усиливать административную ответственность с использованием в качестве санкции применения обязательных работ, выдворения за пределы территории России иностранных граждан и лиц без гражданства. Мощным инструментарием по борьбе и профилактике с экстремистской идеологией также являются средства массовой информации, его необходимо активно использовать, особенно в подростковой среде. 
Кроме того, при рассмотрении административных правонарушений экстремистского характера необходимо руководствоваться всеми правовыми средствами и рычагами для привлечения к ответственности виновных лиц и недопущения рецидива экстремистских правонарушений.

Таким образом, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях закрепляет широкий перечень правонарушений экстремистского характера, которые совершаются по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что Кодекс об административных правонарушениях, закрепляя административную ответственность, является одним из основных источников сдерживания роста правонарушений, имеющих экстремистский характер, и, как следствие, пресекает дальнейшее совершение преступлений.

Список используемой литературы:

  1. Андреев, В.В. О понятии экстремизма / А. В. Андреев // В книге: Развитие российского права: новые контексты и поиски решения проблем: III Московский юридический форум. Х Международная научно-практическая конференция: в 4 частях. – 2016. – С. 131-137.
  2. Беликова, С.Б. Административная ответственность как важная правовая форма противодействия экстремизму / С.Б. Беликова // В сборнике: Актуальные проблемы противодействия экстремизму материалы международной научно – практической конференции. Северо-Кавказский горно-металлургический институт (государственный технологический университет). – 2018. – С. 219-227.
  3. Довгополов, Е.Ю. К вопросу о понятии экстремизма / Е.Ю. Довгополов // Культура и наука Дальнего Востока. – 2016 –. № 1 (19). – С. 12 – 17.
  4. Сергеева, Ю.В. К вопросу о понимании сущности административной ответственности в сфере противодействия экстремистской деятельности / Ю.В. Сергеева // В сборнике: Актуальные проблемы административного и административно – процессуального права Сборник статей по материалам ежегодной всероссийской научно – практической конференции. Под общей редакцией Ю.Е. Аврутина, А.И. Каплунова. – 2018. – С. 365 – 371.
  5. Соловьева С.В. Механизм реализации административной ответственности за возбуждение ненависти или вражды // Право и практика. 2020. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mehanizm-realizatsii-administrativ№y-otvetstven№sti-za-vozbuzhdenie-nenavisti-ili-vrazhdy (дата обращения: 15.12.2021).

References:

  1. Andreev, V.V. On the concept of extremism / A. V. Andreev // In the book: Development of Russian law: new contexts and searches for solutions to problems: III Moscow Legal Forum. X International Scientific and Practical Conference: in 4 parts. – 2016. – P. 131-137.
  2. Belikova, S. B. Administrative responsibility as an important legal form of countering extremism / S. B. Belikova // In the collection: Actual problems of countering extremism materials of the international scientific and practical conference. North Caucasian Mining and Metallurgical Institute (State Technological University). ­– 2018. – P. 219 - 227.
  3. Dovgopolov, E.Yu. On the issue of the concept of extremism / E.Yu. Dovgopolov // Culture and Science of the Far East. – 2016. – №1 (19). – P. 12-7.
  4. Sergeeva, Yu.V. On the issue of understanding the essence of administrative responsibility in the field of countering extremist activities / Yu.V. Sergeeva // In the collection: Actual problems of administrative and administrative - procedural law Collection of articles based on the materials of the annual All-Russian scientific - practical conference. Edited by Yu.E. Avrutin, A.I. Kaplunov. – 2018. – P. 365-371.
  5. Solovieva S.V. The mechanism for implementing administrative responsibility for inciting hatred or enmity // Law and Practice. 2020. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mehanizm-realizatsii-administrativ№y-otvetstven№sti-za-vozbuzhdenie-nenavisti-ili-vrazhdy (date of access: 15.12.2021).

 

[1] Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 15.10.2020, с изм. от 16.10.2020) // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 1.

[2] Приказ МВД России от 5 мая 2012 г. № 403 «О полномочиях должностных лиц системы МВД России по составлению протоколов об административных правонарушениях и административному задержанию» (с изм. и доп.) [Электронный ресурс] // Информационно-правовой портал «Гарант» (дата обращения: 09.11.2021).