РИСКИ ПРОЕКТА ВЫСОКОСКОРОСТНОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

18 января 12:26

Российские Железные Дороги (РЖД) направляют большие усилия на увеличение скоростей движения в пассажирских сообщениях. Это касается как существующих линий, так и строительства специализированных скоростных магистралей на основе Указа Президента Российской Федерации от 16 марта 2010 г. № 321 «О мерах по организации движения высокоскоростного железнодорожного транспорта в Российской Федерации». В настоящее время планируется строительство высокоскоростных магистралей Москва – Ст. Петербург (ВСМ 1), Москва – Нижний Новгород – Казань– Екатеринбург (ВСМ 2) и Москва – Ростов-на-Дону – Краснодар – Сочи – Адлер (ЦЕНТР – ЮГ).

Проекты высокоскоростных магистралей предполагают обеспечение высочайшего уровня надежности и безопасности обеспечения перевозок, создание необходимого комфорта для пассажиров. Решение указанных задач возможно только на основе использования самых современных технологий и средств их обеспечения. Реализация проектов создаст импульс для развития инновационных технологий в отраслях экономики Российской Федерации, предприятия которых будут задействованы в обслуживании подвижного состава, оборудования для инфраструктуры железнодорожного пути с учетом планируемых скоростей движения поездов на рассматриваемой линии (до 400 км/ч).[6] Более того, на примере высокоскоростной магистрали «Москва-Казань» можно сказать, что такие проекты экономически эффективны.[4]

Каждый инвестиционный проект весьма рискован, и чтобы оценить насколько он будет проблемным или прибыльным, проводится анализ экономических рисков проекта. Тем не менее, оценка технических рисков при создании качественно новых решений играет немаловажную роль. Одно значение максимальной скорости 400 км/ч создаёт определённый потенциальный уровень рисков. Рядом с оценкой воздействия на проект также должны быть заранее определены меры, которые позволяют снижение размера ущерба и вероятности возникновения.

Вообще, риск проекта представляет собой неопределенное событие или условие, наступление которого отрицательно или положительно сказывается на целях проекта, таких как содержание, расписание, стоимость и качество.

В ГОСТ Р 54505 – 2011 проводится различие между двумя видами рисков на железнодорожном транспорте. Внутренний риск, т.е. комплексный риск, связанный с влиянием функционирования железнодорожного транспорта на пассажиров, работников железнодорожного транспорта, с работой объектов инфраструктуры и подвижного состава, а также с недополучением прибыли субъектами деятельности в сфере железнодорожного транспорта. Внешний риск, т.е. комплексный риск, связанный с влиянием функционирования железнодорожного транспорта на общество (социальный риск) и окружающую среду (экологический риск).[2]

В статье «Идентификация рисков развития высокоскоростного железнодорожного сообщения в России и потенциальные способы реагирования на них (на примере проекта ВСМ «Москва-Казань») изложены результаты исследования рисков, характерных для проектов развития высокоскоростного железнодорожного сообщения в России.[5]

Для целей систематизации выявленные риски классифицированы по признаку сферы возникновения, выделены следующие десять групп:

1) макроэкономические риски – риски, обусловленные вектором, темпами, качеством и условиями экономического развития страны;

2) рыночные риски – риски, связанные с низким спросом на услуги высокоскоростных пассажирских перевозок железнодорожным транспортом, нерациональным выбором целевых сегментов рынка, неэффективностью рекламной кампании, ценовой политики;

3) риски, связанные с персоналом – риски, связанные с управленческой командой, персоналом проекта;

4) риски, связанные со строительством и поставкой оборудования – риски, связанные с нанесением ущерба недобросовестными поставщиками / подрядчиками, как на этапе строительства, так и на этапе эксплуатации ВСМ;

5) технические риски – риски, связанные с особенностями технологии оказания услуг высокоскоростных пассажирских перевозок железнодорожным транспортом;

6) финансовые риски – риски, связанные с финансовым состоянием, ликвидностью и платежеспособностью, определяются снижением стоимости инвестиционно-финансового портфеля в результате изменения процентных ставок по кредитам, снижением доходов от перевозок и др.;

7) юридические риски – риски, связанные с юридическими особенностями и правовым полем деятельности в сфере высокоскоростных железнодорожных пассажирских перевозок;

8) риски стейкхолдеров проекта (государства / инвесторов / клиентов / поставщиков и др.) – связаны с неисполнением менеджментом принятых обязательств, несоответствием полученных результатов в результате реализации проекта ожиданиям заинтересованных сторон;

9) социальные риски – возможность негативных изменений в жизни общества: ухудшение качества жизни, снижение уровня жизни, неразвитость социальной инфраструктуры и т.п.;

10) экологические риски – подразумевают возможность наступления гражданской ответственности за нанесение ущерба окружающей среде.

Основной задачей системы управления рисками на высокоскоростном железнодорожном транспорте является достижение и поддержание допустимого уровня риска при обеспечении функциональной безопасности объектов инфраструктуры и подвижного состава. Управление рисками на железнодорожном транспорте способствует принятию верных решений, учитывающих неопределенность условий, возможность наступления определенных событий или обстоятельств в будущем, а также их влияние на достижение поставленных целей организации в области функциональной безопасности объектов инфраструктуры и подвижного состава.

Разработанная система управления безопасности имеет составные части: стратегия безопасности, коммуникация и документация, мониторинг технических и эксплуатационных рисков, и непрерывное совершенствование системы.

Процесс управления рисками используется для оценки уровня безопасности технических систем железнодорожного транспорта и его соответствия требованиям безопасности. Пункт 5.1 ГОСТ Р 54505 – 2011 «Безопасность функциональная — Управление рисками на железнодорожном транспорте» описывает составные части процесса управления рисками. Он включает:

  • определение области применения;
  • определение критерий риска;
  • идентификацию риска;
  • анализ частот;
  • анализ последствий;
  • определение уровня риска; Управление рисками
  • оценивание риска;
  • обработку риска;
  • мониторинг и пересмотр риска.

Критериями оценки технических рисков являются:

  • вероятность наступления события в процессах строительства высокоскоростной ж/д трассы или в её эксплуатации с определенным уровнем потерь;
  • вероятность выхода высокоскоростной ж/д системы из строя;
  • стоимость проведенных строительных и эксплуатационных операций, подверженных в результате некорректного исполнения бизнес-процессов;
  • среднее время простоя системы;
  • среднее время технического сбоя в связи с реализацией технического и эксплуатационного восстановления или ремонта ж/д системы, отвечающей за корректную реализацию бизнес-процесса.

Когда риски идентифицированы и оценены, из имеющихся данных необходимо извлечь полезную информацию для мониторинга риска. Также следует обеспечить достоверность полученной информации.  Существуют различные методы, которые используются для мониторинга риска, например:

  • Блок-схема;
  • Организационная структура;
  • Анкеты / вопросники;
  • Физические инспекции риска;
  • Нагрузочное тестирование / стресс-тест;
  • Исследования типа HAZOP;
  • Защитные меры;
  • Анализ влияния на бизнес (Business Impact Analysis);
  • Теста безотказности / проверка качества.

К факторам, которые влияют на безопасность объекта высокоскоростного железнодорожного транспорта, можно отнести системные условия, такие как технические характеристики, ремонтопригодность; условия эксплуатации, такие как производственные задачи, технологии, материально-техническое обеспечение, человеческие факторы, условия окружающей среды; а также условия технического обслуживания, такие как технологии обслуживания и ремонта, материально-техническое обеспечение обслуживания и ремонта, человеческие факторы.

Основными направлениями риска высокоскоростного железнодорожного транспорта являются:

  • Техническая надёжность системы колесо-рельс при скорости 400 км/ч;
  • Функционирование и надёжность системы тягового энергоснабжения;
  • Функционирование и надежность систем сигнализации, централизации и блокировки;
  • Функционирование и надёжность систем связи;
  • Особые риски верхнего строения пути;
  • Особые риски инженерных сооружений;
  • Климатические риски.

Таким образом, проекты высокоскоростного железнодорожного транспорта обеспечивают безопасность и комфорт для пассажиров с использованием инновационных технологий, которые в свою очередь влияют на развитие страны.

Такие масштабные проекты, как строительство высокоскоростных магистралей, весьма рискованны. К видам риска проектов можно отнести экономические, технические, социальные, экологические и другие. Управление рисками состоит из несколько частей и направлено на выявление и минимизацию рисков.

Безопасность реализации проектов высокоскоростного транспорта – одна из важнейших составляющих. Существуют основные направления риска таких проектов и критерии их оценки.

Библиографический список

  1. ГОСТ Р ИСО 31000-2010 Менеджмент риска. Принципы и руководство. – М.: Стандартинформ, 2012. – 24 с.
  2. ГОСТ Р 54505-2011 Безопасность функциональная. Управление рисками на железнодорожном транспорте. Москва, 2011. [Электронный ресурс]: http://docs.cntd.ru/document/1200094215
  3. Годовой отчет ОАО «РЖД» за 2018 год [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ir.rzd.ru/static/public/ru?STRUCTURE_ID=32#2
  4. Каллаур Г.Ю., Ромашкова М.Р., Метод анализа издержек и выгод при оценке инфраструктурных проектов // Актуальные проблемы и перспективы развития экономики: российский и зарубежный опыт. Выпуск №12. – М.: Маска. 2017. 34 — 41 с.
  5. Палкина, Е.С. Идентификация рисков развития высокоскоростного железнодорожного сообщения в России и потенциальные способы реагирования на них (на примере проекта ВСМ «Москва -Казань»)//Развитие экономической науки на транспорте: устойчивость развития железнодорожного транспорта. — Киров: МЦНИП, 2016. -С. 321-343.
  6. Ромашкова М. Р. Социально – экономическая значимость проекта высокоскоростной магистрали «Москва – Казань» // E-Scio [Электронный ресурс]: Электронное периодическое издание «E-Scio.ru» — Эл № ФС77-66730 — Режим доступа: http://e-scio.ru/wp-content/uploads/2019/10/Ромашкова-М.-Р.pdf: Загл. с экрана
  7. Руководство к Своду знаний по управлению проектами. – Newtown Square: Project Management Institute, 2013. – 614 с.