Жизненные ценности подростков в настоящее время складываются, в основном, стихийно, под влиянием самых различных факторов. Ценности данного возраста формируются в семье, школе, неформальных сообществах и компаниях, общественных объединениях, кружках, секциях и участии в различных видах досуга и отдыха. Ценностные ориентации зависят от того, в какую деятельность включён подросток. Рассматривая подростковый возраст, Д.Б. Эльконин характеризовал данный период развития как смену этапов овладения предметной деятельностью и деятельностью общения.
Немаловажную роль в формировании ценностей подростков, на наш взгляд, может сыграть участие в волонтёрской деятельности. В 2018 году нами была создана Добровольная Волонтёрская Школьная Лига «ЭНЕРЕЛ» Бай-Тайгинского района республики Тыва. За период существования нашей организацией было проведено около 150 различных мероприятий. На сегодняшний день участниками Школьной Лиги «ЭНЕРЕЛ» являются 154 человека. Важность такого социального феномена, как волонтёрская деятельность, признаётся и на государственном уровне, ведь не случайно 2018 год был объявлен годом добровольца (волонтёра) в России.
Гипотеза исследования полагает, что участие в волонтёрской деятельности может определённым образом влиять на ценностные ориентации подростков, волонтёры и подростки, не занимающиеся волонтёрской деятельностью, имеют различные ценностно-смысловые ориентации.
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы применялись следующие методы исследования: 1) теоретические – анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;2) эмпирические: опросник ценностных ориентаций Ш. Шварца; наблюдение; беседа; качественный и количественный анализ результатов диагностики.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что проведённое исследование позволит уточнить и расширить представления об особенностях влияния волонтёрской деятельности на формирование ценностных ориентаций подростков.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты могут быть использованы в практической деятельности людей, работающих с подростками, в том числе, педагогами-организаторами школ при планировании мероприятий внеурочной деятельности, при организации кружков и добровольческих движений, а также для дальнейших исследований в данной области.
Надёжность и достоверность результатов, полученных в работе, обеспечивается применением методик, адекватных цели и объекту исследования и применением методологического аппарата психологической науки, количественным и качественным анализом данных эмпирического исследования.
Экспериментальная база исследования: МБОУ Тээлинская СОШ имени В.Б. Кара-Сала, Бай-Тайгинская волонтёрская организация «Энерел»
База исследования: МБОУ Тээлинская СОШ имени В.Б. Кара-Сала, Бай-Тайгинская волонтёрская организация «Энерел».
Выборка исследования представлена контрольной и экспериментальной группой. Контрольная группа: 17 человек (7 мальчиков и 10 девочек), обучающиеся 8-10 классов МБОУ Тээлинской СОШ имени В.Б. Кара-Сала, не занимаются волонтёрской деятельностью. Экспериментальная группа: 17 человек (7 мальчиков и 10 девочек), активисты Бай-Тайгинской волонтёрской организации «Энерел». Возраст испытуемых: 14-16 лет. Проведение диагностики осуществлялось в марте 2019 года.
Для того, чтобы сравнить особенности ценностных ориентаций подростков, занимающихся волонтёрской деятельностью и не принимающих участия в ней (экспериментальная и контрольная группа), нами было проведено эмпирическое исследование.
Методик для исследования ценностно-смысловой сферы личности разработано достаточно много. В числе прочих можно отметить следующие методики: «Ценностные ориентации» (М. Рокич); опросник ценностных ориентаций (Ш. Шварц)
Для исследования особенностей ценностных ориентаций подростков, занимающихся волонтёрской деятельностью, был использован опросник ценностных ориентаций Ш. Шварца (1992). Эта методика носит комплексный характер, состоит из трёх субтестов.
На основании данных, полученных при помощи диагностики, а также посредством наблюдения и бесед, нами был сделан вывод, что подростки, занимающиеся волонтёрской деятельностью (экспериментальная группа) в целом более уверены в себе, в будущем, ставят более долгосрочные цели, имеют несколько иные ценностно-смысловые ориентиры по сравнению с подростками, не принимающими участие в волонтёрской деятельности (контрольная группа). Представители контрольной группы игнорируют большую часть ценностей, опросник у них вызвал меньший интерес, на проведение диагностики соглашались неохотно. Представители экспериментальной группы более контактны, высказывают своё мнение, обсуждают вопросы предлагаемой методики, проявляют интерес. типов ценностей на уровне нормативных идеалов.
- По результатам проведённой диагностики (методика ценностных ориентаций Ш. Шварца) был сделан вывод, что участие в волонтёрской деятельности влияет на ценностные ориентации подростков, а именно: значимость ценностей для личности, как на уровне убеждений, так и на поведенческом уровне, возрастает. Наиболее значимыми для подростков-волонтёров являются коллективные ценности: успех участия в общем деле, альтруизм, помощь нуждающимся, сохранение природных богатств, доброта, саморегуляция и самоконтроль, в числе наименее значимых для волонтёров ценностей можно назвать такие, которые связаны с достижением индивидуальных успехов (власть, личные успехи), а также традиции.
Список литературы:
- Федеральный закон от 5 февраля 2018 г. № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам добровольчества (волонтёрства)» [Электронный ресурс]. – URL: https://rg.ru/2018/02/07/volonteri-dok.html (дата обращения: 27.06.2019 г.).
- Бай-Тайгинские волонтёры «Энерел» (официальная группа организации) [Электронный ресурс] / Вконтакте. – URL: https://vk.com/club 163476604 (дата обращения: 27.06.2019 г.).
- Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание / пер. с англ. М. Б. Гнедовского, М.А. Ковальчука. – М: Прогресс, 1986. – 422 с.
- Братусь, Б.С. К изучению смысловой сферы личности / Б.С. Братусь // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 1981. — № 2. – с. 46-56.
- Володева, А. А. Ценностные ориентации старшеклассников в современном обществе // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XXXVI междунар. науч.‑практ. конф. № 1 (36). – Новосибирск: СибАК, 2014. – с. 26-28.