АНАЛИЗ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В ПРИМОРСКОМ КРАЕ НА КОНЕЦ 2019 ГОДА

15 марта 7:04

Анализ политической ситуации

Вступление О. Кожемяко на пост губернатора Приморского края (ПК) в 2018 году ознаменовало новую веху в политической жизни региона, о котором заговорили как о политически стабильном. Однако, на данный момент серьезные проблемы намечаются в двух крупнейших городах Приморья, Владивостоке и Уссурийске. Еще одной точкой напряжения стал Хасанский район, где сошлись интересы разнообразных краевых элит. В период серьезной реформы системы управления в регионе такие конфликты создают почву для нестабильности.

Исполнительная власть в Приморском крае

  1. Мэр Владивостока, О. Гуменюк, — одна из самых проблемных фигур краевой политики, деятельность которого вызывает недовольства не только со стороны вышестоящих властей, но и жителей Владивостока. Однако, вопрос об его отставки снят с повестки дня из-за присутствия в регионе внутриполитического напряжения, связанного с активизацией «старых элит».
  2. Внутриполитический блок Администрации ПК совместно с другими ведомствами разрабатывает три основных вопроса:
  • Реформа местного самоуправления;
  • Перезагрузка модели межэлитных взаимоотношений;
  • Подготовка к выборам 2021 года, за которые ответственен сам О. Кожемяко[1, ст.3].
  1. Администрацией ПК прорабатывается новая партийно-политическая конфигурация под выборы в Государственную думу РФ и Законодательное Собрание ПК в 2021 году. Основными направлениями являются:
  • Полная смена руководства системной оппозиции Законодательного Собрания ПК;
  • Пересмотр сетки закрепления региональных элит за территориями;
  • Привлечение электоральных специалистов на подготовку выборов 2021 года [7].
  1. В ПК заметна активация правоохранительных органов с целью наведения порядка в органах власти края. На сегодняшний день работа ведётся в трёх направлениях:
  • Кадровое обновление за счёт административной реформы по запуску Правительства ПК (О. Кожемяко, В. Щербины и А. Волошко);
  • Проверка соблюдения законодательства чиновниками и главами муниципальных образований (Прокуратура РФ);
  • Аресты и уголовные дела пи грубых нарушениях законодательства (УФСБ ПК) [6].

Особое внимание уделяется кадровому пласту чиновников, пришедших к власти в период губернаторства В. Миклушевского. По предварительным оценкам, такое обновление органов власти продлится до 2021 года.

  1. Отмечается активизация в публичном поле региона первого вице-губернатора В. Щербины, которая давно является основным рупором нынешней повестки региона в информационном поле. Усиление её публичной активности связано с реформой исполнительной власти и запуска с 1 января 2020 года Правительства ПК, где она займёт пост Председателя Правительства. Такое разделение полномочий позволит более эффективно осуществлять свои полномочия, и предоставит губернатору возможность стабилизировать собственный рейтинг.
  2. Администрация ПК обозначила ряд тезисов, взятых за основу в рамках построения внутренней политики региона:
  • «Партии войны» со стороны региональных властей не будет. Губернатор жестко придерживается позиции внешнего наблюдателя за процессами с полномочиями по стабилизации ситуации в случае необходимости;
  • Губернатор готов работать со всеми, кто заинтересован в развитии региона;
  • При дестабилизации внутриполитической ситуации в крае, применится необходимый инструментарий: силовые структуры и федеральный центр[7].

Законодательная власть в Приморском крае

  1. В сентябре консалтинговым центром «Expert Group» при участии экспертного сообщества ПК был опубликован рейтинг эффективности депутатов Законодательного Собрания ПК. В результате была отмечена крайне низкая эффективность действующего созыва краевого парламента. Объясняется это тем, что в 2016 году краевая администрация во главе с В. Миклушевским сформировала Законодательно Собрание ПК таким образом, чтобы в результате получить управляемый депутатский корпус. Парламентарии на сегодняшний день до сих пор подстраиваются под любую исполнительную власть, при этом их фактическая деятельность сводится к их формальному присутствию на заседаниях Законодательного Собрания ПК, при минимальном участии в жизни своего избирательного округа.

Обновления краевого парламента – одна из задач внутриполитического блока. Существует внутренняя установка на обновление более 50 % депутатского корпуса, однако внутриполитический блок продвигает более жёсткий вариант по обновлению 70 % депутатов [4, ст. 23]. Это позволит отстранить от власти «старые элиты», которые не заинтересованы в эффективной работе законодательной власти и своим бездействием негативно влияют на рейтинги органов государственной власти.

  1. Заместитель председателя Думы Г. Куликов (КПРФ) сложил свои полномочия, что является очередным ослаблением позиций коммунистов. В целом, происходящие события вокруг КПРФ являются отражением затяжного внутрипартийного кризиса, который развивается последние несколько лет. На этом фоне интерес к покупке регионального отделения КПРФ может появиться не раньше 2021 года.

Другие акторы

  1. В ПК «старые элиты» активизировали свою деятельность. Клуб «Нам здесь жить», члены которого — политические деятели периода губернаторства С. Дарькина. Уже сейчас Клуб является прообразом избирательного блока, который может быть использован для похода во власть представителей «старых элит». В Хасанском муниципальном районе, где запланировано проведение реформы местного самоуправления, элиты пытаются всеми силами вернуть себе власть в районе.
  2. О. Кожемяко выбран на пост секретаря регионального отделения «Единой Росси». Несмотря на то, что «партия власти» представлена в регионах на законодательном уровне, её деятельность редко синхронизирована с исполнительной властью, что фактически лишает её возможности формировать повестку реальных дел. Реальный рейтинг «партии власти» в Приморье варьируется от 28 до 33 % [5]. При этом со стороны местного руководства партии никаких эффективных мер для улучшения ситуации не предпринимается.

Главная цельна текущий момент –возвращение «Единой России» статуса «партии власти». Губернатор достаточно жёстко обозначил свою позицию относительно нынешней ситуации и запланировал ряд структурных преобразований: 1) исключение лиц, дискредитирующих партию; 2) обновление регионального политического совета на 30 % и президиума регионального политического совета на 50 %. Губернатор заявил, что при помощи партии он продолжит наводить порядок в регионе, лишая возможности элит решать свои проблемы через «Единую Россию».

Определены основные направления работы партии:

  • Партия должна стать помощником исполнительной и законодательной власти региона. Партийная структура на местах должна быть активной;
  • Обновление партийных органов будет происходить на постоянной основе. Управления партией будет в руках людей, настроенных на эффективную работу;
  • Достижения партии должны ассоциироваться ни с определённым человеком, а со всей партийной структурой [7, ст. 4];

Электоральные особенности и политические настроения в регионе

В соответствии с Уставом Приморского края Законодательное Собрание ПК состоит из 40 депутатов, 20 из которых избираются на основе пропорциональной избирательной системы по единому избирательному округу, включающему в себя всю территорию ПК, остальные на основе мажоритарной избирательной системы относительного большинства по одномандатным избирательным округам, образуемым на территории ПК [4, ст.17].

На сегодняшний день разрабатываются поправки избирательной системы, которые могут привести к увеличению к 2021 году число одномандатных округов до 20-ти и увеличению числа депутатов, избираемых по одномандатным округам до 30, остальные 10 мест будут распределены по партийным спискам.

Предлагаемые изменения являются попыткой оптимизировать региональную избирательную систему к нынешней политической ситуации в регионе и стране. На лицо общая тенденция на утрату доверия к политическим партиям как институтам, влияющим на качество принимаемых решений. Несмотря на то, что рейтинг «Единой России» сейчас ниже, чем был пять лет назад, тем не менее другие партии не выросли, сохраняется баланс, а количество серьезных политических игроков не увеличивается. Следовательно, уровень общественной поддержки партий не растет, а скорее падает. Одним из выходов из данной ситуации –создание необходимого баланса между мажоритарной и пропорциональной избирательной системами.

По словам политолога О. Кишаковской, по регионам наблюдается тренд на уход от партийной составляющей в пользу одномандатных округов. Политические менеджеры страны оценивают, каким образом можно эффективно провести выборы, чтобы сохранить контроль над представительными, законодательными органами власти. Однако существуют определенные риски для действующей власти и для всей системы. Если отказываться от партийной составляющей, то ресурс партии не будет важен ни для избирателей, ни для кандидатов. В таком случае суть самого существования партий обесценивается. В то же время выборы, при которых больше депутатов избираются по одномандатным округам, для региональных властей являются моментом неопределенности. Сейчас на выборах нарастает популистский тренд, когда серьезные позиции получают политики-популисты, а победить могут люди без политического опыта.

Стоит отметить, что среди партий, представленных в ПК, наиболее серьезным кадровым ресурсом обладает «Единая Россия», и ей будет легче найти в своих рядах сильных кандидатов на одномандатные округа, при их увеличении. Однако проблема заключается в том, что представители этой партии могут идти на выборы как самовыдвиженцы и не афишировать связь с «партией власти». В этом случае шансы получают кандидаты от оппозиционных партий за счет использования партийного бренда. Такой уход от партийной составляющей в пользу одномандатных округов не является новым явлением, однако власти ПК рискуют получить неподконтрольный им парламент.

За последние несколько месяцев в ПК активизировались политические выступления граждан, недовольных политикой региональных властей:

  1. Наиболее заметными стали трудовые протесты, проходящие по двум направлением.
  • С сентября по октябрь 2019 года жители ПК вышли на акции против снижения районного коэффициента.
  • В начале октября 2019 прошли митинги в крупнейшем промышленном городе края – Арсеньеве, где работники градообразующих предприятий «Аскольд» и «Прогресс» выступают против сокращений. Ситуация в Арсеньевском городском округе усугубляется и тем, что в городе несколько месяцев отсутствует полноценный глава, так как краевая администрации и не представила членов конкурсной комиссии для повторного запуска конкурса на замещения вакантной должности главы городского округа. Таким образом, у региональных властей фактически отсутствует на территории лицо, способное выступать гарантом социальной стабильности.
  1. Ещё одним фактором роста протестной активности является проводимая по «мягкому» сценарию реформа местного самоуправления по образованию муниципальных округов. Несмотря на то, что причиной подобной реакции является конфликт глав поселений с районной властью, для региональных властей это является сигналом о необходимости более тщательной подготовки реформы, в том числе через проведение дополнительных переговоров «на местах». Именно поэтому в 2019 году планируется ограничиться объединением только трёх муниципальных районов в округа, для стабилизации политического поля в 2020 году.
  2. Протестная активность отмечается и на уровне регионального информационного поля. В социальных сетях проявляет активность депутат краевого парламента А. Ищенко (КПРФ), который для противостояния курса главы региона использует оскорбления и клевету в качестве основных инструментов.

Таким образом, на данный момент в ПК заметна общая дестабилизация политического поля и неспособность региональных властей справиться с потоком негативных событий. Отсутствие контроля над информационной повесткой в первую очередь влияет на репутацию первого лица. Учитывая то, что О. Кожемяко на своём посту официально находится меньше года, то подобная внутриполитическая ситуация может привести к потере нынешнего политического потенциала руководителя, а также контроля над ситуацией в регионе.

Прогноз развития ситуации и стратегии действий для власти

Таким образом, из представленной выше информации видно, что на данный момент ситуацию в регионе нельзя назвать полностью стабильной. То, как будут решены вопросы, относительно местных элит и роста влияния старых в наибольшей степени отразится на ситуации в регионе. Несмотря на то, что команда губернатора предпринимает определенные действия в этом на правлении, пост главы Уссурийска в результате «выборов» занял человек из старой элиты, и полностью незаинтересованный в развитии города. Пост мэра Владивостока, который стал столицей ДВФО, в будущем продолжит занимать некомпетентный деятель, который уже несколько раз был обвинен в нарушении законодательства РФ.

При продолжении проведения выбранной политики, ситуация в ПК может заметно улучшиться. Однако это произойдет только в том случае, если все пункты его предвыборной программы и озвученные им идеи будут выполнены. На сегодняшний день стоит отметить, что проведение реформы по возвращению к прямым выборам, о которой так много говорил нынешний губернатор Приморья уже не стоит на повестке дня. По словам главы региона она будет проведена только после того, как будет закончена не имеющая успеха на сегодняшние день реформа местного самоуправления. Следовательно, рассчитывать на то, что губернатор намерен идти до конца в развитии региона не представляется возможным.

Рост доходов бюджета является одним из главных достижений со стороны Губернатора Приморского края по итогам первого года нахождения на посту, что было отмечено и простыми гражданами. При этом сейчас ведется серьезная работа на непубличном уровне не только с расходной частью регионального бюджета, но и бюджетами муниципалитетов. Использование огромного потенциала ПК в рамках создание в крае благоприятных условий для жизни, работы, учебы и предпринимательства, которые обеспечат миграционную привлекательность края для населения России при контроле со стороны компетентных властей – основная задача региональных властей. Для этого необходимо создать стабильную ситуацию в ПК, когда каждый будет заинтересован в развитии региона. Для этого необходимо повышения доверия к его главе, который в 2018 году вступил на пост как ставленник Москвы. Важно, чтобы и дальше проводились мероприятия по замене настоящих, коррумпированных чиновников времен В. Миклушевского, активными, компетентными и заинтересованными в развитии региона людьми.

Таким образом, на сегодняшний день стратегией региональных властей Приморского края видится продолжающиеся полномасштабное обновление состава государственных служащих, происходящее на всех правительственных уровнях региона. Только после того, как у власти встанут необходимые региону люди, будет возможно говорить о проведении реформ в транспортной, инфраструктурной, промышленной, социальной и других сфер жизни общества.

Список литературы:

  1. Протокол заседания Администрации Приморского Края под руководством Губернатора Приморского Края О.Н. Кожемяко // Протокол №7- АПК от 02.12.2019г.[Электорнный ресурс]. — Режим доступа: https://www.primorsky.ru/upload/medialibrary/113/113b723bb8ba2691739d9e45220a912b.pdf (дата обращения: 03.01.2019).
  2. План работы департамента на 2020 год // Департамент организационной работы аппарата Администрации Приморского Края [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.primorsky.ru/upload/medialibrary/d08/d08cb13cd8b2bfd39bb8ddc164bfbc4b.pdf (дата обращения: 02.02.2020).
  3. Предвыборная программа приморского регионального отделения всероссийской политической партии «Единая Россия» на дополнительных выборах депутата Законодательного собрания Приморского Края по одномандатному избираетльному округу № 19 (от 08.09.2019) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://primorsk.er.ru/party/election_programs/userdata/files/2019/08/22/programma__primorskij-kraj-zs.pdf (дата обращения 04.02.2020).
  4. Избирательный кодекс Приморского края (с изменениями от 4 мая 2018 года) от 25.06 2003 г.// Закон Приморского края 2018. Ст. 35.
  5. Информационно-аналитическая справка, 4-10 ноября 2019 года [Электорнный ресур]. – Режим доступа: http://exprtpk.com/spravki/2019/11/11/informacionno-analiticheskaya-spravka-4-10-noyabrya-2019-goda/ (дата обращения: 01.01.2020).
  6. Информационно-аналитическая справка, 11-17 ноября 2019 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://exprtpk.com/spravki/2019/11/19/informacionno-analiticheskaya-spravka-11-17-noyabrya-2019-goda/ (дата обращения: 03.02.2020).
  7. Информационно-аналитическая справка, 2-8 декабря 2019 года [Электронный ресур]. – Режим доступа: http://exprtpk.com/spravki/2019/12/10/informacionno-analiticheskaya-spravka-2-8-dekabrya-2019-goda/ (дата обращения: 03.02.2020).
  8. Информационно-аналитическая справка, 16-22 декабря 2019 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://exprtpk.com/spravki/2019/12/23/informacionno-analiticheskaya-spravka-16-22-dekabrya-2019-goda/ (дата обращения 28.12.2019).