Одним из самых важных и основных прав человека является право на образование, которое закреплено в фундаментальных международно-правовых актах и на конституционном уровне Российской Федерации. Свое отражение оно нашло в таких основополагающих актах международного характера, как: Всеобщая декларация прав человека 1948 года, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 года, Конвенция о правах ребенка от 1989 года, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 года, Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования от 1960 года. Позже в 1993 году данное право было закреплено и нашло свое отражение в Конституции Российской Федерации. И в соответствии с частью 1 статьи 43 Конституции Российской Федерации каждому гарантировано право на образование, которое является и относится к неотчуждаемым правам человека, принадлежащим каждому человеку с момента рождения.
Однако следует отметить факт того, что в действующем законодательстве нет закрепления понятия «право на образование». Данный факт обуславливает отсутствие единства мнений в отечественной юридической науке по поводу определения данного понятия, а также ее структурной содержащей. На протяжении нескольких лет не утихают дискуссии касаемо этих вопросов и в данной работе хотелось бы обратить внимание на мнения видных отечественных ученых в данной области, которые рассматривают право на образование через призму различных отраслей законодательства и иных критерий.
Заслуживает внимания точка зрения исследователя А.Ф. Ноздрачева, который считает, что право на образование — это «право человека на получение определенной суммы знаний, культурных навыков, профессиональной ориентации, необходимых для нормальной жизнедеятельности в условиях современного общества»[1]. Приведенная позиция является бесспорно верной, но не раскрывающей ее структурные элементы более подробным образом.
Так же, справедливо отмечает В.И. Шкатулла, который трактует право на образование как «основное и естественное право, имеющее своей целью удовлетворение потребностей человека в информации и непосредственно в самом образовании»[2].
По нашему мнению более правильным определением, который бы раскрывал рассматриваемое понятие со всех аспектов является позиция Т.В. Грачевой, которая считает, что право на образование следует относить по своей юридической природе к неотчуждаемым, субъективным правам человека, то есть данное право – это правовая возможность владеть и использовать различные знания, профессиональные навыки и умения для повышения своего интеллектуального, культурного и духовного уровня в своих личных целях и в интересах всего социума, которая закреплена как в национальном законодательстве государства на конституционном уровне, так и в основополагающих международных нормативно правовых актах, имеющих фундаментальное значение для существования основных прав, свобод и законных интересов человека и гражданина.
Несомненно интересной позицией является мнение Т.В. Жуковой, которая рассматривает данный термин через призму гражданского права относя его в категорию неимущественных прав, выделяя систему принципов на котором оно и образовывается, это: «принцип равенства, автономии воли и имущественной автономности субъектов». Но к сожалению приведенная трактовка не отражает сущностной структуры и содержания изучаемого понятия.
Некоторыми учеными разделяются мнения касаемо того, что структурное содержание данного права состоит из определенных «полномочий», которые закреплены в основном законе страны. Так, например, В.И. Шкатулла к данной категории «полномочий» относит различные существующие уровни образования. При этом автор акцентирует внимание на том, что данное право получает свои истоки из конституциональных положений и именно из них переходит в другие, обвивающие их, отрасли и институты права. Проведя анализ действующего законодательства, регулирующего участок правоотношений в сфере образования, В.И. Шкатулла, выделяет вышеупомянутые элементы права, которые и образовывают само содержание данного понятия.
Другую позицию касаемо структурного содержания представляется И.В. Сухаревой, которая считает, что содержание находится в прямой зависимости от категорий образования и выделяет следующие составляющие: «право на среднее образование; право на среднее профессиональное образование; право на высшее профессиональное образование; право на послевузовское образование»[3]. Ею акцентируется внимание на то, что все составляющие части содержания права на образование обусловлены индивидуальной внутренней структурной организацией, приводя в пример факт того, что право на среднее образование характеризуется менее сложным содержанием и организацией, нежели право на высшее образование.
По нашему мнению, наиболее верным и не лишенным формальной логики определением структурного содержания рассматриваемого права является то, где составляющими элементами являются, закрепленные в международном и национальном законодательстве «правомочия», то есть возможности человека, гарантированные международным и национальным сообществом, это: право на образование каждого, право на получение различных уровней образования, правовая обязанность получения определенного уровня образования (основного общего), право на получение образования в различных формах обучения (заочная, очная, очно-заочная), свобода выбора, свобода осуществления педагогической деятельности и преимущественное право законных представителей касаемо выбора вида образования для своих несовершеннолетних детей.
Представляется, что перечисленные элементные составляющие содержание права на образование раскрываются и отражают весь спектр существующих и сложившихся общественных и правовых отношений на изучаемом участке деятельности и позволяют более подробным образом раскрыть и определить само понятие «право на образование».
Таким образом, можно прийти к выводу о том, что право на образование является одним из основополагающих и важнейших для обеспечения успешной и достойной жизнедеятельности любого человека, которое является неотчуждаемым с момента рождения. По своему характеру являющимся субъективным для каждой личности, представляющую собой комплекс возможностей и обязанностей, право на образование предполагает собой владение и возможность использования данного права для получения определенных знаний, умений и навыков в целях обеспечения необходимых условий для жизнедеятельности человека.
Библиографический список:
- Всеобщая декларация прав человека. Принята резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 г. // Официальный сайт URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/ declarations/declhr.shtml (дата обращения: 24.12.2019)
- Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи ООН от 16 декабря 1966 г. // Официальный сайт URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/ pactecon. shtml (дата обращения: 24.12.2019)
- Конституция Российской Федерации: принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.: в ред. Федерального конституционного закона от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ // Рос. газета. 1993. 25 дек.; 2014. 7 февр.
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.12.2019) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.12.2019) // «Собрание законодательства РФ», 31.12.2012, N 53 (ч. 1), ст. 7598.
- Грачева Т.В. Реализация конституционного права человека и гражданина Российской Федерации на образование: на примере города Москвы: Автореф. дис. канд. юрид. наук. – М., 2007. – 32 с.
- Матюшева Т.Н. Право на образование – конституционно защищаемая духовная ценность // Законность.. – 2010. – № 12. – С. 23-35.
- Сухарева И. В. К вопросу о содержании конституционного права на образование // Законность. – 2009. – № 7. – С. 7-18.
- Жукова Т.В. О праве на образование как о личном неимущественном праве // Законы России: опыт, анализ, практика. – 2015. – № 4. – С. 42-47.
- Шкатулла В. И. Право на образование // Государство и право. – 1997. – № 7. – С. 10-17.
- Шкатулла В.И. Образовательное право. – М.: Изд-во НОРМА, 2001. – 782 с.
[1] Матюшева Т.Н. Право на образование – конституционно защищаемая духовная ценность // Современное право. – 2008. – № 12. – С. 33-38.
[2] Шкатулла В. И. Право на образование // Государство и право. – 1997. – № 7. – С. 5-13.
[3] Сухарева И. В. К вопросу о содержании конституционного права на образование // Право и образование. – 2010. – № 7. – С. 4-15.