ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ВОЕННОЙ ПРОКУРАТУРОЙ НАДЗОРА НА ПЕРВОНАЧАЛЬНЫХ ЭТАПАХ РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

29 июля 10:32

Значение прокуратуры закреплено в ст. 1 Федерального закона
«О прокуратуре Российской Федерации», где указывается, что прокуратура Российской Федерации представляет собой единую централизованную систему[1]. Из содержащегося в данной норме определения следует,
что главная функция прокуратуры – осуществление надзора за соблюдением и исполнением законов.

В свою очередь военная прокуратура входит в систему органов прокуратуры Российской Федерации и осуществляет свои полномочия
в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях
и организациях, при этом на органы военной прокуратуры также возложены полномочия по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное следствие.

Предметом прокурорского надзора за исполнением законов органами осуществляющими предварительное следствие, является соблюдение прав
и свобод человека гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершённых и готовящихся преступлениях, выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования, а также законность решений, принимаемых органами осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание
и предварительное следствие.

В целом, можно говорить о том, что предмет надзора военных прокуроров за законностью аналогичен предмету надзора прокуратуры
в целом, но органичен кругом лиц, в отношении которых он реализуется.

Следует обратить внимание на тот факт, что структура совершаемых военнослужащими преступлений является зеркальным отношением гражданского общества, а правоприменительная практика в органах военной прокуратуры обусловлена единой нормативно-правовой основой. Отчасти это может быть объяснимо тем, что военная прокуратура не является отдельной системой, она – часть прокуратуры РФ, в связи с чем, ее функции фактически те же самые, а отличие заключается лишь в дополнительном надзоре за исполнением законов в области обороны, военной службы
и государственной безопасности. Вместе с тем в надзорной деятельности имеют место и особенности.

Так, полномочия военного прокурора на стадии предварительного расследования регламентированы ст. 37 УПК РФ[2] и включают надзор
за законностью деятельности следователя и руководителя военного следственного органа.

Например, в ходе надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия военный прокурор правомочен:

  1. Проверять исполнение требований федерального закона
    при приёме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях.
  2. Выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания
    для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства.
  3. Требовать от следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания
    или предварительного следствия.
  4. Истребовать и проверять законность и обоснованность решений следователя или руководителя следственного органа об отказе
    в возбуждении, приостановлении или прекращении уголовного дела
    и принимать по ним решение в соответствии с УПК РФ.
  5. Отменять незаконные или необоснованные постановления следователя в порядке, установленном уголовно-процессуальном законодательством.
  6. Рассматривать представленную руководителем следственного органа информацию следователя о несогласии с требованиями прокурора
    и принимать по ней решение.
  7. Участвовать в судебных заседаниях при рассмотрении в ходе досудебного производства вопросов об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, о продлении срока содержания под стражей либо
    об отмене или изменении данной меры пресечения, а также
    при рассмотрении ходатайств о производстве иных процессуальных действий, которые допускаются на основании судебного решения,
    и при рассмотрении жалоб в порядке, установленном ст. 125 УПК РФ.
  8. При наличии оснований возбуждать перед судом ходатайство
    о продлении срока домашнего ареста или срока содержания под стражей
    по уголовному делу, направленному в суд с обвинительным заключением или обвинительным актом.
  9. Передавать уголовное дело или материалы проверки сообщения
    о преступлении от одного органа предварительного расследования другому (за исключением передачи уголовного дела или материалов проверки сообщения о преступлении в системе одного органа предварительного расследования) в соответствии со ст. 151 УПК РФ, изымать любое уголовное дело или любые материалы проверки сообщения о преступлении у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти (и передавать
    его (их) следователю Следственного комитета Российской Федерации
    с обязательным указанием оснований такой передачи.
  10. Утверждать обвинительное заключение, обвинительный акт
    или обвинительное постановление по уголовному делу.
  11. Возвращать уголовное дело следователю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объёма обвинения либо квалификации действий обвиняемых или для пересоставления обвинительного заключения, обвинительного акта или обвинительного постановления и устранения выявленных недостатков.
  12. Осуществлять иные полномочия, предоставленные прокурору уголовно-процессуальным законом.

Вместе с тем, в органах военной прокуратуры наблюдается различная практика устранения нарушений закона в уголовно-процессуальной деятельности органов дознания и предварительного следствия, что в свою очередь указывает на отсутствие в УПК РФ мер прокурорского реагирования по устранению нарушений закона на этапе регистрации и разрешения заявлений и сообщений о преступлениях.

Так в ст. 37 УПК РФ говориться, что в ходе досудебного производства по делу прокурор уполномочен проверять исполнение требований федерального законодательства при приёме регистрации и разрешении сообщений о преступлениях.

Однако, ст. 37 УПК РФ не предусматривает единого для всех органов расследования акта прокурорского реагирования в случае выявления прокурором нарушений закона, допущенных в ходе приёма и регистрации сообщений о преступлении.

Так в п. 3 ч. 2 ст. 37 УПК РФ говориться лишь о требовании прокурора по устранению нарушений федерального законодательства, допущенных
в ходе дознания или предварительного следствия, то есть речь идёт
о требовании, которое может применяться по возбуждённому уголовному делу, в ходе дознания или предварительного следствия, а не в процессе надзора за законностью приёма, регистрации сообщений о преступлениях,
а также отказа в возбуждении уголовного дела.

В свою очередь ст.ст 24 — 28 главы 2 Федерального закона
«О прокуратуре Российской Федерации» прокурорам предоставлено право вносить представление в орган или должностному лицу, полномочному устранить нарушения закона

Однако, на следователей следственного комитета Российской Федерации, указанные меры прокурорского реагирования
не распространяются, так как согласно Федерального закона
«О Следственном комитете Российской Федерации» Следственный комитет
к органам исполнительной власти не относится[3].

Таким образом, практика реагирования прокуроров на нарушения закона на первоначальных этапах расследования преступлений различна, различается она и в органах военной прокуратуры, так как согласно ст. 151 УПК РФ подследственность уголовных дел о преступлениях военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы, лица гражданского персонала Вооружённых Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований относится к Следственному комитету Российской Федерации

На основании изложенного, представляется необходимым предусмотреть в ст. 37 УПК РФ в качестве средства прокурорского реагирования прокурора по устранению нарушений закона в ходе приёма регистрации разрешения сообщений о преступлениях такой
акт прокурорского реагирования как требование.

 

Список литературы

  1. Федеральный закон от 17 января 1992 г. N 2202-I (в ред. от 06.02.2020) «О прокуратуре Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. 20 февраля. N 8. Ст. 366.
  2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 24.12.2001 —
    № 52 (ч. I)/ — ст. 4921.
  3. Федеральный закон от 28 декабря 1992 г. N 403-ФЗ (в ред.
    от 27.12.2019) «О Следственном комитете Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 03.01.2011 № 1. Ст. 15.
  4. Приказ Генпрокуратуры России N 39, МВД России N 1070, МЧС России N 1021, Минюста России N 253, ФСБ России N 780, Минэкономразвития России N 353, ФСКН России N 399 от 29.12.2005 «О едином учете преступлений» (ред. от 20.02.2014) // Российская газета. 2006. 25 января. № 13.
  5. Настольная книга военного прокурора: пособие/ под общей редакцией заместителя Генерального прокурора Российской Федерации – Главного военного прокурора Фридинского С.Н. – М: «Граница», 2014. Издание второе, исправленное и дополненное. – 440 с.

 

List of literature

  1. Federal Law of January 17, 1992 N 2202-I (as amended by 06.02.2020) «On the Prosecutor’s Office of the Russian Federation «//Vedomosti of the Congress of People’s Deputies of the Russian Federation and the Supreme Council of the Russian Federation. 1992. February 20. N 8. Article. 366.
  2. Code of Criminal Procedure of the Russian Federation of December 18, 2001 No. 174-ФЗ//Assembly of Legislation of the Russian Federation. — 24.12.2001 -No. 52 (part I )/- Art. 4921.
  3. Federal Law of December 28, 1992 N 403-ФЗ (as amended from
    the 27.12.2019) «On the Investigative Committee of the Russian Federation «//Collection of Legislation of the Russian Federation. 03.01.2011 № 1. Article. 15.
  4. The order of the State Office of Public Prosecutor of Russia N 39,
    the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation N 1070, Emercom of Russia N 1021, Ministry of Justice of the Russian Federation N 253, FSB of Russia N 780, Ministry of Economic Development of the Russian Federation N 353, FSKN of Russia N 399 of 29.12.2005 «About uniform crime reporting» (an edition of 20.02.2014)//the Russian newspaper. 2006. January 25. No. 13.
  5. Table book of the military prosecutor: manual/edited by the Deputy Prosecutor General of the Russian Federation — the Chief Military Prosecutor of Fridinsky S.N. — M: «Border,» 2014. The second edition, corrected and supplemented. — 440 s.

 

[1] Федеральный закон от 17 января 1992 г. N 2202-I (в ред. от 06.02.2020) «О прокуратуре Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. 20 февраля. N 8. Ст. 366.

[2] Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ
(ред. от 07.04.2020) // Собрание законодательства РФ. – 24.12.2001 — № 52 (ч. I)/ — ст. 4921.

[3] Федеральный закон от 28 декабря 1992 г. N 403-ФЗ (в ред. от 27.12.2019) «О Следственном комитете Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 03.01.2011 № 1. Ст. 15.