Познавательная активность — это особая избирательная направленность личности на познание и избирательный характер, выраженный в той или иной предметной области знаний. В условиях обучения познавательный интерес выражен расположенностью школьника к учебному процессу, к педагогическому познанию, к педагогической деятельности.
При развитии познавательных учебных действий решается вопрос о том, как учить, какие методы использовать и в какой последовательности. Специально выделяются условия, реализация которых позволяет учителю гарантировать достижение планируемых результатов. Особое внимание при этом уделяется функциональному контролю во время учебного процесса.
Универсальные учебные действия должны быть положены в основу выбора и структурирования содержания образования, приемов, методов, форм обучения, а также построения целостного образовательного процесса.
Познавательные учебные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.
Познавательные учебные действия включают общеучебные и логические универсальные учебные действия [3, с. 27].
Общеучебные универсальные действия включают:
— самостоятельное нахождение и формулирование познавательной цели;
— поиск и выделение нужной информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью технических средств:
— структурирование знаний;
— выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
— рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности [3, с. 27];
— смысловое чтение как осмысление содержания и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
— умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи, передавая содержание текста в соответствии с цельюи соблюдая нормы построения текста;
— постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
— действие со знаково-символическими средствами (замещение, кодирование, декодирование, моделирование).
Вопрос игровой технологии привлекал и привлекает к себе внимание не только педагогов, но и психологов, исследователей [2, с.11].
Игровая технология имеет первостепенное значение в развитии познавательных учебных действий и в развитии познавательной активности у младших школьников. Игровая технология требует, чтобы ученик был сосредоточенным, внимательным, отдал ей максимум своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности. Дети повторяют в играх то, к чему относятся с полным вниманием, что им доступно наблюдать и что доступно их пониманию. Уже потому игра, по мнению многих ученых, есть вид развивающей, социальной деятельности, форма освоения социального опыта, одна из сложных способностей человека.
Детские игры убеждают, что они связаны с миром взрослых. Одним из первых, кто доказал это положение, оснастив его научно-психологическими данными, был К.Д. Ушинский. В работе «Человек как предмет воспитания» (1867) К.Д. Ушинский определил игру как посильный для ребенка способ войти во всю сложность окружающего его мира взрослых. Детские игры отражают окружающую социальную среду, дающую «…материал, гораздо разнообразнее и действительнее того, который предлагается игрушечной лавкой».
Но окружающая ребенка действительность чрезвычайна многообразна, а посредством игровой технологии можно отразить отдельные ее стороны и эффективно использовать и развивать познавательные учебные действия.
Таким образом, игровая технология становится способом выделения и моделирования, а, следовательно, помогает усвоению познавательных учебных действий. Целенаправленное использование игровой технологии в учебной деятельности учащихся в учебном процессе создает эффективные условия развития познавательных учебных действий.
Литература
- Амонашвили Ш.А. Развитие познавательной активности учащихся в начальной школе // Вопросы психологии. — 1984. — № 5.
- Будникова Т.Л. Психолого-педагогические технологии развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 12. – С. 10–14.
- Семенова А.Д., Ядрихинская Л.С. Формирование универсальных учебных действий: технологический подход. – Якутск, 2012. С. 26-30
References
- Amonashvili Sh.A. The development of cognitive activity of students in elementary school // Questions of psychology. — 1984. — № 5.
2. Budnikova T. L. Psychological and pedagogical technologies of development of cognitive activity of children of senior preschool age // Scientific-methodical electronic journal «Concept». — 2017. — V. 12. — P. 10–14.
3. Semenova A.D., Yadrikhinskaya L.S. Formation of universal educational actions: a technological approach. — Yakutsk, 2012. P. 26-30.
© Т.М. Борисова, А.И. Казакова, 2018