На данном этапе культурного и исторического развития духовно–нравственные устои российского общества подвержены большим испытаниям. Современная Россия переживает духовно-нравственный кризис общество, следствием которого является то, что отдаление подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений.
Духовно-нравственное отхождение подрастающего поколения одна из серьезных проблем современного общества. Падение нравов все чаще воспринимается как одна из основных проблем современного российского общества.
Основной задачей современного воспитателя является формирование у воспитанников разносторонних и глубоких знаний о русском народе, его прошлом, традициях, культуре. В ходе сотрудничества, сотворчества и взаимодействия воспитателя и дошкольников происходит истинное погружение и постижение духовно-нравственного развития.
Дошкольное детство – это период, который приносит детям все новое и важное для дальнейшего развития его личности. В период дошкольного детства важно формировать и развивать духовно-нравственные качества, любовь к родине и патриотизм [1, с.15].
Патриотические чувства формируются в процессе жизни человека, который находится в определенно области конкретной социокультурной среды. Поэтому патриотизмом можно назвать культурную и духовную преданность своей родине и желание сделать все возможное, чтобы сохранить духовно-культурную самобытность каждого народа, который входит в состав Российской Федерации [2, с.20].
Поэтому в процессе воспитания современных дошкольников необходимо сохранить все то, что было накоплено поколениями и развивать знания о духовно-нравственных традициях нашей родины и ее народов, находящихся на ее территории. Духовно-нравственное воспитание в педагогике происходит путем формирования духовно-ценностного отношения в жизни, которое обеспечивает устойчивое и гармоничное развитие ребенка и включается в себя воспитание чувств справедливости, долга, ответственности и других способных придать высокий смысл мыслям и поступкам в будущем.
Нашим детям необходимо знать не только историю России, но и традиции национальной культуры. Русские традиции лучше всего помогают осознавать «патриотизм» как главное чувство современного человека. Знакомясь с народными традициями, дошкольник получает редкую возможность исторического «погружения» в прошлое, изучения любимых в народе обрядов и праздников, понимания и ощущения духа прошлых лет. Все это влияет на эмоциональную сферу детей и формирует нравственно-патриотические чувства [1, с.5].
Используя все компоненты народной культуры: фольклор, песни, сказки, пословицы, поговорки, праздники, воспитатель формирует у ребенка основные знания о нравственных правилах и идеалах, понимание добра и зла, нормы общения и человеческих отношений.
Традицией славян испокон времен являются народные игры и забавы, которые всегда занимали важное место в жизни народа. Народные игры формируют у дошкольника гармонически развитую личность, которая сочетает в себе духовное богатство и совершенство. Например, игра в прятки является старинным способом подготовить детей к охоте. Игры отражают любовь наших предков к удальству и веселью, поэтому всегда включали песни, танцы, догонялки, которые дети слышали от взрослых [3, с.2].
К игре наши предки относились также серьезно, как и к другим сторонам жизни, ни один праздник не проходил без игр. Игра создавалась в процессе жизни.
Песни, игры, загадки объединялись в народных праздниках. Ценность народных традиций очень важна и огромна, а их утрата не восполнится никакими материальными благами. Традиции являются хранителями народной культуры и заветов предков. Поэтому если полностью утерять все народные традиции, это может привести к гибели всего народа [3, с.54].
В дошкольном учреждении этим должен заниматься воспитатель, но необходимо понимать, что если он сам не является патриотом, то он не сможет породить в ребенке чувство любви к Отчизне. В работе с детьми и родителями по изучению традиций и обрядов русского народа, воспитатель приобщает дошкольников к истокам народной культуры [3, с.4].
Большое внимание уделяет устному народному творчеству. Дети всегда с упоением слушают чтение русских народных сказок. В кукольном театре и на фланелеграфе пытаются оживить героев сказок. В процессе театрализованной постановки герои сказок как будто говорят с юными зрителями, создавая впечатления живого общения между героями и детьми.
В течение года воспитатели с детьми разучивают фольклорные песни, водят хороводы. Дошкольники поют во время игры своим куклам колыбельные песни, а также любят слушать сами их перед сном. Все это формирует в них мелодичность, напевность, богатство и красоту родного русского языка. С участием родителей и детей педагоги проводят беседы за русским самоваром, описывая им старинную русскую избу с национальными бытовыми предметами и быт наших предков. В русской избе обязательно присутствовали печь, стол, лавки, вокруг стола, деревянная посуда, вышитые рушники и салфетки.
Все эти виды деятельности становятся предпосылкой к формированию устойчивого интереса к народному искусству, лучшему пониманию детьми его необходимости и ценности, уважения к труду и таланту русских мастеров.
Таким образом, помимо познавательного, речевого, художественно – эстетического, нравственного и эмоционального развития такого рода мероприятия способствуют и социальному развитию детей.
Список литературы
- 1. Косарева В.Н. Народная культура и традиции. / В.Н. Косарева – Волгоград, 2013. – С. 96
- Новосёлова О.П. Патриотическое воспитание детей как психолого-педагогическая проблема дошкольного образования / О.П. Новоселова // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). – Чита: Издательство Молодой ученый, 2017. – С. 35-38.
- Пантелеева Н.Г. Народные праздники в детском саду: Методическое пособие. / Н.Г. Пантелеева – М.: Мозаика-Синтез, 2014. С. 69