Возрождение храмовой архитектуры в г. Краснодаре, как и в большинстве городов России, пришло на период активного развития высотной плотной застройки. Увеличилась этажность зданий и повысилась их плотность из-за роста численности населения, усугубив тем самым задачу воссоздания храмового зодчества.
В городе произошло изменение масштабности. Если раньше храм выступал в роли градообразующей доминанты, то в современных условиях доминирующей является высотная плотная застройка.
Центральная часть города является историческим поселением Краснодара. Эта зона состоит преимущественно из зданий малой этажности, что радикально отличается от застройки периферии. Исторический центр характеризуется высокой плотностью и популярностью храмов. Храмы популярны тут потому, что большинство из них являются архитектурными памятниками, они известны не только прихожанам, но и туристам.
Градостроительная особенность новых районов Краснодара, расположенных в периферии города, это типовая жилая застройка. Она создает бетонный лес зданий, в котором недостаточное количество общественных зон. Застройка хаотична и однообразна из-за отсутствия доминант. Районы похожи друг на друга. Из-за большой плотности населения, храмов часто недостаточно, в связи с чем, они нередко оказываются переполнены.
Причина пониженной плотности храмов в новых районах заключается в том, что большинство храмов, размещаются “по остаточному принципу”, из-за отсутствия зарезервированных участков под строительство. А в строящемся или уже застроенном районе не всегда можно найти свободный участок под строительство. В случаях, когда участок все-таки найден, он нередко расположен так, что окружающая высотная застройка, с точки зрения архитектурной композиции, подчиняет себе объем здания храма, из-за чего он теряет свою традиционную роль доминирующего объекта в окружении.
Россия в двадцать первом веке, как и весь мир, идет по пути такого устроения общества и человека, в котором земные интересы, в иерархии ценностей человека, стали значимее духовности и Бога. В архитектуре это выражается тем, что в дореволюционные времена в большинстве случаев сначала строился храм, а потом формировалась окружающая застройка, а в наши все происходит наоборот. Итогом становится то, что храм в современном городе теряет свою градообразующую роль (Рис. 1).
Рис. 1. Схема сравнения систем ценностей в дореволюционный и современный периоды истории и влияния этих систем на роль храмов в городе.
Важной задачей становится нахождение архитектурных и градостроительных средств, для того, чтобы новые храмы стали знаковыми объектами и ориентирами в новых районах, несмотря на небольшие габариты храмовой архитектуры относительно многоэтажной окружающей застройки.
Также существует проблема сочетания современных светских зданий и храмовой архитектуры. Храмы в данном случае должны выступать в роли связующего звена масштаба между человеком и высотными зданиями.
Отмечена тенденция строительства не отдельно стоящего храма, а в составе приходского комплекса. Постройки комплекса имеют разные функциональные назначения: богослужебное, просветительское, благотворительное, образовательное, служебно-бытовое и хозяйственное. Благодаря чему обеспечивается разнообразие объемно-пространственной композиции комплекса.
Эти постройки включают в себя здания вспомогательного, просветительского, благотворительного и хозяйственного назначения. Приходской храмовый комплекс способствует объединению жителей по конфессиональному, интеллектуальному и др. признакам. А также он обеспечивает разнообразие композиционных решений застройки.
Также важным аспектом является то, что градостроительная роль храмов в современном городе не определена. В разных районах, храм имеет разное архитектурное и градостроительное значение, в зависимости от того в какой период времени образовывался тот или иной район. В наше время требуется определить актуальную градостроительную роль храмов для формирования новых районов города с ее учетом.
Существует потребность в создании единой градостроительной системы размещения храмов в городе, которая повлияет на художественный образ города в целом, а храмы в этой системе смогут воплощать еще одну традиционную и потерянную в современных условиях роль — роль визуальных ориентиров.
В наши дни храмовое зодчество вновь утверждается в проектной и строительной практике. И чтобы храмовые комплексы органично встраивались в городскую ткань, при этом сохраняя роль ориентиров и доминирующих объектов в окружении, важно выявить принципы их расположения в новых районах города. Эти принципы помогут гармоничному синтезу культовых сооружений и современной городской среды. А также выявлению градостроительной роли храма в современном городе.
Библиографический список
1) Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства, XIV–XVII вв. / АПН СССР.М.: Педагогика, 1985.
2) Антонова, Н.Е., Вятчанина, Т.Н., Рыцарев, К.В., Щенков, А.С. Архитектура русского православного храма / Под общ. ред. доктора архитектуры А.С. Щенкова. М.: Памятники исторической мысли, 2013.
3) Архитектурная графика эпохи конструктивизма в собрании Государственного музея истории Санкт-Петербурга: Каталог. СПб., 2008.
4) Белановская, Е.В. Нормативные основы функционального проектирования гражданских зданий. М.: Изд-во Ассоц. строит. вузов, 2007.
5) Беляев, В.И. Первые школы на Руси // Берегиня. 777. Сова: Общество. Политика. Экономика. 2015