Lego-конструктор как поддержку процесса обучения детей с ОВЗ используем с 2012 года. Опыт использования конструктора Lego позволяет сделать вывод об эффективности конструкторов Lego, который служит удобным инструментом, позволяющим преодолевать ряд типичных трудностей при изучении учебного материала обучающимися с ЗПР.
С учётом специфичности развития обучающихся с ОВЗ возникает необходимость расширения рамок игровой деятельности с использованием конструкторов Lego, направленных на развитие моделирующей творческо-продуктивной деятельности. Диапазон использования Lego как конструктивно-игрового средства для детей с ОВЗ весьма разнообразен. Lego-технология используется как средство реализации коррекционных задач через конструктивно-игровые цели (сюжетная и дидактическая игра), использование Lego при обучении грамоте, коррекции звукопроизношения, ознакомлении с окружающим миром. Используются разнообразные формы занятий: беседа, практическая работа с постоянным индивидуальным консультированием обучающихся, групповые и парные занятия.
Для решения одной из очень важных задач начальной школы — развития речи – Lego даёт возможность создать естественную для ребенка ситуацию, в которой у него есть возможность говорить не о чём-то абстрактном – это ребенку трудно, а о том, в чем он участвует, о том, что создает своими руками. При этом всё, что ребёнок строит, создает, конструирует, может быть им же и описано — как в виде текста, который он потом напишет в тетради, так и в виде его собственной звучащей речи.
Известно, предмет «Математика» направлен, прежде всего, на развитие познавательных универсальных учебных действий: умение решать математические и логические задачи, связанные с объёмом и площадью, проводить простейшие расчеты, понимать, читать и выполнять простейшие чертежи, пользоваться измерительными инструментами и выполнять измерения. Параллельно формируется умение действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, умение видеть в окружающей обстановке различные геометрические формы. Условия Lego-конструктора способствуют коррекции сниженных возможностей наглядно-образного мышления у детей с ЗПР.
Использование Lego-конструкторов на уроках математики позволяет учителю создать условия для практического показа и обследования при образовании чисел, сравнения их, моделирования арифметических действий. Практические действия с Lego кирпичиками способствуют формированию вычислительных навыков, моделированию состава числа, развитию умения составлять и решать задачи изученных видов на основе деталей Lego.
Особенности возрастных психологических особенностей младших школьников с ЗПР предполагают использование моделирования как универсального учебного действия. Моделирование на деталях Lego формирует у детей следующие умения: самостоятельно создавать и применять модели при решении задач, моделировать фигуры и их комбинации, использовать наглядные модели (схемы, чертежи, планы), отражающие пространственное расположение предметов или отношения между предметами или их частями для решения задач.
Lego-конструктор, как наглядную поддержку, эффективно можно использовать на уроках обучения грамоте, русского языка. Например, при изучении и закреплении темы «Предложение. Количество слов в предложении» схему предложения можно выкладывать с помощью кирпичиков Lego-конструкторов. Созданные условия для определения количества гласных звуков в слове, количество слогов в слове дают положительный результат, снижают время на усвоение материала. В 4 классе при изучении склонения имен существительных и прилагательных, падежных окончаний Lego – кирпичики выступают в роли цветового сигнала как при устном счете.
Использование Lego-конструирования на уроках в начальной школе становится незаменимым элементом учебного процесса, так как положительно влияет на становление познавательных процессов, развитие психических процессов: внимание, память, речь, мышление и т.д.
Созданные в процессе Lego-конструирования условия позволяют детям проявлять свои творческие способности, фантазии, умение взаимодействовать со сверстниками, навыки взаимопомощи. Моделирование и конструирование создают ситуации для обмена информацией, умения принимать решение, развивают коммуникативные навыки. При этом у ребенка не пропадает желание учиться, лучше усваивается материал. А это самое главное в организации образовательной деятельности обучающихся с ОВЗ.
Список использованной литературы
- Мамайчук И. И. Психокоррекция детей и подростков с нарушениями в развитии. 1997.
- Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. ВЛАДОС, 2005. — 180 с.
References
- Strebeleva E. A. Forming of thought for children with rejections in development. VLADOS, 2005. — 180 p.
- Mamaychuk I. I. Pcychological correction of children and adolescents with developmental disorders.