На сегодняшний день проблема влияния такого фактора, как коррупция, на работу и развитие предприятий в Российской Федерации, актуальна. Ежегодно на большинстве предприятий имеет место убыток от коррупции, исчисляемый миллионами долларов.
Коррупция- не только экономическое явление, но и социальное. Оно известно со времен Никколо Макиавелли, утверждавшего, что коррупция – это использование публичных возможностей в личных интерecах. В своём труде «Государь» мыслитель подчеркивал: «Есть один безошибочный способ узнать, чего стоит помощник. Если он больше заботиться о себе, чем о государе, и во всяком деле ищет своей выгоды, он никогда не будет хорошим слугой государю, и тот никогда не сможет на него положиться». [3]
Действительно, если предположить, что в роли помощника – представитель верхушки власти (или начальник организации, если рассматривать не бюджетную сферу), а в роли государя – народ (или сама организация и ее сотрудники), то при злоупотреблении своими должностными полномочиями в личных интересах, а не в интересах народа (сотрудников), в последствии у последних выработается нелояльность к «помощнику», что приведет к народным волнениям (митингам, забастовкам и тд.) или к смене места работы – потере кадров, если мы говорим об организации. Так же будут иметь место и производственные потери, если целевые деньги, выделенные предприятию, пойдут, скажем, не на закупку нового оборудования и ремонт, а на личные нужды коррупционеров, что приведет к потере прибыли. Всё это – серьезные угрозы экономической безопасности предприятий.
Рассмотрим данную проблему более детально на примере бюджетных организаций.
Согласно Федеральному закону № 273-ФЗ от 25.12.2008 г. «О противодействии коррупции в Российской Федерации» противодействие коррупции — деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий. [1]Также, каждая организация обязана принимать меры по предупреждению коррупции. Особенно, это касается бюджетных организаций, находящихся на государственном обеспечении.
Предприятиям необходимо уделять внимание статье 8 Федерального Закона «О противодействии коррупции в Российской Федерации», так как в ней идет речь о представлении сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, в частности лиц, находящихся на государственной службе.
Для упрощения задачи противодействия коррупции Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека был издан Приказ от 31.05.2013 г. № 361 «Об утверждении Перечня должностей, замещаемых на основании трудового договора в организациях созданных, для выполнения задач, поставленных перед Роспотребнадзором» [2].
Коррупция в бюджетной сфере представляет собой: злоупотребление служебным положением, дача/получение взятки, коммерческий подкуп. Одним из самых опасных видов должностных преступлений является получение взятки. Посягая на нормальное функционирование управления государством, распространение этого вида преступлений дезорганизует деятельность органов управления, дескридитирует государственные институты в глазах населения. Престиж бюджетной сферы падает.
Коррупционные действия на бюджетных предприятиях, чреваты таким последствием, как искажение данных о налогах, уплачиваемых предприятием. Неправильное распределение целевых денег, что даже ведёт к последствиям, угрожающим жизни сотрудников предприятия или потребителей. Допустим, из бюджета выделили средства для обеспечения Центра эпидемиологии определенным оборудованием и лекарственными средствами. В случае такого коррупционного действия, как злоупотребление должностными полномочиями со стороны представителя руководства бюджетного учреждения, Центр на закупку необходимого оборудования тратит не все выделенные средства, а лишь часть, отписанную данным представителем, следовательно, качество или количество оборудования для обслуживания потребителя снижается. Естественно, данный факт приводит к неблагоприятным последствиям: более дешевое закупленное оборудование быстро выходит из строя, приходится тратить средства на его ремонт и обслуживание, или, при потере в количестве закупленного оборудования Центр не может оказать помощь потребителям должным образом в должное время, что приводит к угрозе безопасности жизни потребителя.
На основании всего вышеизложенного сделаем вывод: проблема коррупции, как угрозы экономической безопасности предприятия действительно актуальна в настоящее время. Государство вводит меры противодействия данному опасному явлению на уровне законов и наказаний за противоправные действия. Для любого экономического сегмента борьба с коррупцией, как задача, должна стоять на первом месте. Только так предприятия смогут обеспечить свою экономическую безопасность должным образом.
Список использованной литературы:
- Федеральный закон № 273-ФЗ от 25.12.2008 г. «О противодействии коррупции в Российской Федерации»;
- Приказ от 31.05.2013 г. № 361 «Об утверждении Перечня должностей, замещаемых на основании трудового договора в организациях созданных, для выполнения задач, поставленных перед Роспотребнадзором»;
- Еникеев, А. А. Влияние трактата «Государь» НикколоМакивелли на современное государство [Электронный ресурс] / Еникеев А. А., Гордиенко Д. А. // Аллея науки. – 2018.