УЧАСТИЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ВОЙСК В ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ ЗЕМЛЯТРЕСЕНИЯ В АРМЕНИИ

26 марта 2:17

В декабре 1988 г. в Армении произошло крупное землетрясение, вызвавшее в районе ст. Спитак сильные разрушения, повлекшие за собой большие человеческие жертвы. В очаге землетрясения оказались объекты железнодорожного транспорта, размещенные на участке Ленинакан — Кировакан протяженностью около 100 км. Были разрушены железнодорожные устройства и сооружения, в том числе верхнее строение пути, особенно на ст. Налбанд, на отдельных перегонах образовались завалы. Движение поездов на электрифицированном участке Ленинакан — Спитак было прервано, что создало большие трудности по доставке гуманитарной помощи, техники, строительных материалов и конструкций непосредственно в район землетрясения.

Ударом стихии подверглись станции Шагали, Кировакан, Джаджур, Маисян, Арчут, Спитак, Калтахчи, Ленинакан, Баяндур, Артени. Кадры железнодорожного транспорта понесли большие потери. При землетрясении 470 железнодорожников и членов их семей погибли, 388 человек были тяжело ранены, 947 семей остались без крова. Хозяйству Ереванского отделения Закавказской железной дороги был нанесен значительный материальный ущерб. Было разрушено и повреждено 40 км верхнего строения пути, 69 км контактной сети, 70 км линий связи, а также выведены из строя 4 тяговые подстанции, 4 поста электрической централизации. Кроме того, были значительно разрушены здания 5 вокзалов, локомотивного и вагонного депо, дом связи, ряд объектов грузового хозяйства и другие служебно-технические здания на 9 станциях. Пострадали объекты социально-бытового назначения, в том числе 164 жилых дома общей площадью 157,1 тыс. кв. м, 12 детских садов, больница, 2 поликлиники, 34 магазина, 7 столовых, хлебозавод и др [3, с.161].

Для восстановления прерванного движения поездов были привлечены воинские части и подразделения Железнодорожных войск, организации Министерства транспортного строительства и Министерства путей сообщения СССР. Общее руководство всеми восстановительными работами осуществляла оперативная группа Железнодорожных войск. Был определен характер и объем разрушений, намечены первоочередные меры и мероприятия по расчистке завалов. Скоростное восстановление и строительство предопределило многие технические решения и характер действий подразделений 14-й отдельной железнодорожной бригады, которой командовал полковник М. А. Лисняк. Техническая разведка участков и объектов велась без использования аэрофотосъемки, что, однако, не удлинило сроки принятия решений по восстановлению конкретных объектов и воссозданию полной картины разрушений. В ночь на 10 декабря на станцию Калтахчи прибыл первый эшелон с личным составом батальона, возглавляемого майором В. А. Крамским. Утром подразделения своим ходом передислоцировались на станцию Налбанд. Вслед за ними сюда прибыли еще 2 железнодорожных батальона под командованием майора М. Пинигина и подполковника И. Хуторянского, а также подразделения ремонтников, взрывников, эксплуатационников. Вся техника непосредственно с железнодорожных платформ перемещалась на объекты работ. 13 декабря в 21 час был завершен первый этап восстановления участка Кировакан — Ленинакан, и по нему открыто движение грузовых поездов.

Восстановление железной дороги производилось в два этапа. На первом этапе необходимо было в кратчайшие сроки восстановить движение поездов. Для этого потребовалось разобрать завалы, восстановить земляное полотно и верхнее строение пути. Эта работа была поручена Железнодорожным войскам. Учитывая сложные условия и срочность работ, в ГУЖВ была создана и выдвинута в район восстановления оперативная группа во главе с заместителем начальника Железнодорожных войск по восстановлению и строительству генерал-майором В. П. Химченко, которая на месте осуществляла оперативное руководство и организацию восстановительных работ. Железнодорожные части прибыли в район разрушений и сразу приступили к работам, не ожидая, когда прекратятся повторные подземные толчки. В сложных условиях было разобрано около 10 тыс. куб. м завалов, отсыпано более 37 тыс. куб. м земляного полотна, разобрано 5,1 км пути и 4 стрелочных перевода, перешито 4,9 км, выправлено 15,9 км, вновь уложено 3,7 км пути и несколько стрелочных переводов, завезено более 9 тыс. куб. м балласта, выполнен ряд других работ. Эксплуатацию участка в период восстановительных работ осуществляли военные железнодорожники под руководством офицера В. Б. Прудникова. В результате принятых мер уже в декабре движение на участке было открыто на тепловозной тяге. На втором этапе, в течение 1989 г., войска занимались увеличением провозной и перерабатывающей способности участка [3, с.167].

В соответствии с решением Правительства СССР к ликвидации последствий землетрясения были привлечены строительные организации ряда других союзных республик. В район землетрясения по железной дороге стали прибывать строительные материалы и конструкции. Существующие близлежащие станции имели слабое путевое развитие, были забиты прибывающими вагонами и грузами и не могли справиться с резко возросшими объемами работ. Для этих целей войска построили специальные выгрузочные районы: новую станцию Аревик, путевое развитие станций Ленинакан, Баяндур, Спитак, на которых были возведены специальные парки для приема и выгрузки вагонов. Одновременно был построен и второй путь между станциями Ленинакан и Аревик. Всего в 1989 г. было выполнено около 1 млн. куб. м земляных работ, уложено 72 км пути, более 150 стрелочных переводов, завезено и забалластировано около 140 тыс. куб. м балласта, сделан послеосадочный ремонт 48 км и капитальный — 6 км пути. В работе принимали участие около 3 тыс. человек личного состава под руководством офицеров Е. Л. Мельниченко, М. Ю. Пинигина, В. В. Крамского, Ю. Н. Гаврильченко и др. Они выполнили значительные объемы восстановления и строительства железнодорожных объектов после землетрясения в Армении [3, с.170].

В декабре 1988 г. военными железнодорожниками были проведены расчистка завалов — 9,3 тыс. куб. м, разборка пути — 3,1 км, земляные работы — 37,3 тыс. куб. м, укладка пути — 3,7 км, перешивка пути — 4,9 км, выправка пути — 15,9 км. С января 1989 по март 1990 г. нашими солдатами и офицерами выполнены земляные работы в объеме 990 тыс. куб. м, уложено 71,8 км пути, 152 комплекта стрелочных переводов. И это еще не полный перечень выполненных работ. [3, с.171].

Во многом благодаря самоотверженности воинов-железнодорожников уже 14 декабря 1988 г. был восстановлен путь и открыто движение между Кироваканом и Ленинаканом. Народы Советского Союза не остались равнодушными к трагедии армянского народа. С первых дней после землетрясения проводилась поистине титаническая работа по ликвидации ее последствий. 15 254 человека из 40 тыс. извлеченных из-под завалов были живыми. Оказана медицинская помощь более 32 тыс. раненым [2, с.84].

 В Армению поступили продовольствие, одежда, обувь, солдатские палатки под жилье для более чем 500 тыс. человек, оставшихся без крова. Здесь проявились лучшие качества нашего народа — самоотверженность, гуманизм, готовность прийти на помощь в трудную минуту. Свой вклад в ликвидацию последствий этой страшной трагедии и оказание помощи армянскому народу внесли военные железнодорожники. «Спасибо тебе, солдат» можно было неоднократно услышать из уст местных жителей в районах землетрясения. Так звучит название документального фильма о действиях воинов-железнодорожников в Армении, созданного по сценарию полковника В. Бышовца и удостоенного диплома на конкурсе документальных фильмов в Минске.

Если оценить характер помощи, оказанной Армении в ликвидации последствий землетрясения в целом, то организации Минтрансстроя СССР и Железнодорожные войска задачи, поставленные постановлением Правительства СССР, выполнили полностью. Части и подразделения, участвующие в ликвидации последствий и разрушений при стихийных бедствиях в Армении и разрушений техногенного характера, показали свою способность в установленные сроки решать задачи по штатному предназначению. Впечатляют задачи и объемы восстановительных работ, которые в сжатые сроки, порой с риском для жизни, в чрезвычайных условиях, приближенных к боевым, выполнили солдаты и сержанты, прапорщики и офицеры Железнодорожных войск, проявив при этом высокую выучку и профессиональное мастерство . Этому, безусловно, способствовало систематическое участие личного состава Железнодорожных войск во все послевоенные годы в восстановлении и строительстве реальных объектов железнодорожного транспорта в ходе учебно-практических работ.

 Список литературы

  1. Теряев В.Г., Потапов В.И. Землетрясение в Армении 1988 года. / — М.: Особая книга , 2018 — 324 с.
  2. Записка комиссии Политбюро ЦК КПСС по ликвидации последствий землетрясения в Армянской ССР, 25 декабря 1988 года. / Известия ЦК КПСС № 1, 1989 год, с.84-91
  3. Старостенков Н. В. Железнодорожные войска России. Кн. 4. В период мирного строительства: 1945–1991./Под ред. Г. И. Когатько. — М.: ООО «Русь-Стиль XXI век», 2002. — 352 с.