В теории Г.И. Щукиной, познавательная активность рассматривается как «ценное и сложное личностное образование школьника, интенсивно формирующееся в школьные годы. Проявления его в каждом последующем возрасте шире, богаче, они оказывают влияние на продуктивность обучения и учения, на активизацию всей учебной деятельности» [4]. В исследованиях А.К. Марковой познавательная активность описывается следующим образом: «Все виды активного отношения к учению как познанию: наличие смысла, значимости для ребёнка учения как познания, все виды познавательных мотивов…» [3]. В.А. Гусев познавательную активность считает подготовительной ступенью самостоятельности [1]. П.И. Пидкасистый отмечает что, наивысшим проявлением активности является самостоятельность.
В статье Ивановой А.В., Бугаевой А.П., Скрябиной А.Г. «Концептуальные основы формирования самостоятельной познавательной деятельности» уточнены понятия «активность», «самостоятельность», «познавательная активность», «деятельность» и «познавательная деятельность» с точки зрения отечественных философов, психологов и педагогов. Описаны исследования по формированию самостоятельной познавательной деятельности учащихся гуманитарных классов с помощью разных форм и методов обучения математике. Представлены результаты опытно-экспериментальной работы по реализации выявленных подходов к формированию самостоятельной познавательной деятельности учащихся-гуманитариев [2].
Проблема формирования познавательной активности младших школьников в процессе обучения является одной из актуальных проблем на современном этапе развития педагогической науки, и от ее разрешения во многом зависит повышение качества обучения, мотивация обучающихся к достижению и учебных и творческих результатов.
Нами было проведено диагностическое обследование с целью определения уровня развития познавательных процессов и соотнесения с уровнем успеваемости учеников 3 класса в МБОУ «Крест-Хальджайская СОШ» Томпонского района в начальной школе, где всего 26 учеников — 15 девочек и 11 мальчиков в возрасте от 9 до 11 лет (см. рис. 1).
Рисунок 1. Результаты успеваемости 3 класса.
Рисунок 2. Показатели успеваемости по предметам.
Для выявления интегрального показателя общих способностей, мы провели краткий ориентировочный тест (КОТ) В.Н. Бузина, Э.Ф. Вандерлика, который состоит из 35 вопросов с вариантами ответа и несколькими задачами.
Установленный уровень тестирование КОТ является многопараметрическим показателем общих способностей. Данная методика позволяет выделить эти параметры и проанализировать их.
Анализ результатов целесообразно начинать с определения уровня общих умственных способностей. Для этого количество правильно решённых задач соотносится со шкалой уровней общих умственных способностей: 6 и меньше – низкий, 6-12 – ниже среднего, 12-18 – средний, 18-24 – выше среднего, 24 и больше – высокий (см. рис. 3).
Рисунок 3. Определение уровней общих умственных способностей.
Анализ ответов теста показал, что максимальное количество правильных ответов получила одна из отличниц класса Айаана Константинова — 27 из 35 возможных, а минимальное количество правильных ответов 15. Многие не решили задачи или не дошли до последних вопросов.
При анализе стратегии выбора задач для решения мы заметили, что только 15% учащихся попытались решить математические задачи. Наверно, это обосновано тем, что вопрос был открытым. Что говорит о том, что многие были ориентированы на вербальные и легко решаемые задания. О мышлении, можно сказать, что оно гибкое. Но в то же время 40% учащихся, в основном троечники, с трудом переключаются на новое задание и редко меняют ход суждений. Поэтому их интеллектуальные процессы медленные и темп работы замедлен. Высокая скорость и точность восприятия, распределение и концентрация внимания, способность в сжатые сроки работать с самым разнообразным материалом, выделять основные содержания, сопоставлять цифры, знаки и т.п. на высоком уровне у отличников и 40% хорошистов.
Диагностика способностей учащихся позволяет учитывать природные задатки, психофизиологические особенности, а также направить усилие учителя на развитие ученика с учётом особенностей и запросов ребёнка. Использование активных форм и методов в процессе обучения (проблемное обучение, проектная и исследовательская деятельность, игровая технология и др.), увеличивает долю учащихся, имеющих успешное развитие познавательной активности, что приводит в конечном итоге к повышению качества.
Список использованной литературы:
- Гусев В.А. Психолого-педагогические основы обучения математике. М.: ООО «Изд-во «Вербум-М», ООО «Издательский центр «Академия», 2003.
- Диагностика познавательных универсальных учебных действий учащихся: работаем по ФГОС второго поколения: из опыта работы ГБОУ СОШ № 529 Петродворцового района Санкт-Петербурга. – СПб., 2013. — 103 с.
- Иванова А.В., Бугаева А.П., Скрябина А.Г. Концептуальные основы формирования самостоятельной познавательной деятельности // Мир науки, культуры, образования. 2016. №3 (58). С.52-54.
- Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: пособие для учителя. — Москва: Просвещение, 1983.
- Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе: учеб. пос. для студентов пед. инст-в. М.: Просвещение, 1979.
©И.С. Усманова, А.П. Бугаева, 2018