В современном мире конкуренция является одним из важных показателей, влияющих на развитие экономики в государстве. Именно поэтому во многих странах мира развивается антимонопольное законодательство, направленное на регулирование несовершенной конкуренцией, а также создаются соответствующие антимонопольные органы. Российская Федерация (далее – РФ) не является исключением.
Согласно словарю С.И. Ожегова под конкуренцией понимается: «Соперничество; борьба за достижение больших выгод, преимуществ»[1].
В РФ основным законом, регулирующим защиту конкуренции, является Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»). В соответствии со статьей 4 ФЗ «О защите конкуренции» под конкуренцией понимается «соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке»[2].
Конкуренцию принято подразделять на два вида: совершенную конкуренцию, добиться которой в современном государстве практически невозможно, а также несовершенную конкуренцию, которая наиболее распространена во множестве государств.
Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации (далее – ФАС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства[3].
Экономические преступления также негативно сказываются на конкуренции в РФ. Уголовный кодекс Российской Федерации (далее – УК РФ) содержит несколько составов преступлений, которые непосредственно могут повлиять на конкуренцию. Одним из таковых является коммерческий подкуп, ответственность за который предусмотрена статьёй 204 УК РФ. В соответствии со статьёй 204 УК РФ уголовная ответственность предусмотрена за незаконную передачу и получение предмета коммерческого подкупа[4].
Помимо того, что от коммерческого подкупа вред причиняется экономике государства в целом, данное преступление также негативно сказывается на конкуренции. Так при совершении коммерческого подкупа нарушается равенство субъектов экономической деятельности, что является немаловажным фактором для развития совершенной конкуренции.
Однако, учитывая сложность раскрытия данного преступления, можно сделать вывод о том, что в результате коммерческого подкупа несовершенная конкуренция в РФ может только развиваться. Ведь согласно официальным данным Министерства Внутренних Дел Российской Федерации (далее – МВД) за 2019 год было зарегистрировано около 1126 преступлений, связанных с коммерческим подкупом, что на 35% больше чем за предыдущий отчетный период[5].
Список литературы:
- Ожегов, Сергей Иванович [Электронный ресурс]: URL: https://slovarozhegova.ru/ — (дата обращения: 03.01.2020);
- Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от 18.07.2019) «О защите конкуренции»;
- Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 331 «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе»;
- «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 04.11.2019);
- Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации © 2019, МВД России URL: http://мвд.рф – (дата обращения: 04.01.2020);