Журнал путешествий определяется как массовый научно-популярный тип издания, материалы которого освещают путешествия по странам, рассказывают о быте разных народов, знакомят с их культурой, историей и мифологией. Такой вид научно-популярных журналов пользуется спросом во многих странах. Опыт функционирования данных изданий в КНР представляет интерес для всех, кто занимается вопросами удержания внимания аудитории и расширения ее круга, развития СМИ в условиях растущих требований со стороны читателей, в условиях конкуренции между СМИ, освещающих ту же тематику. Рассмотрим опыт работы ряда журналов, которые занимают в КНР ведущее место среди национальных журналов по гуманитарным наукам, географии и туризму.
Наибольшей популярностью в настоящее время в КНР пользуется
«中国国家地理» («Национальная география Китая») – журнал, основанный в городе Нанкин в 1950 году под названием «Знание географии». Данное ежемесячное научно-популярное издание содержит преимущественно географические сведения о Китае, также охватывает такие области, как астрономия, биология, история и археология.
Журнал имеет большой тираж и коллекционную ценность. Статьи и фотографии данного журнала часто перепечатываются центральными и местными СМИ. Журнал пользуется авторитетом, так как его консультантами являются эксперты и специалисты Академии наук Китая в области географии.
На момент создания весь журнал составлял всего 8 страниц, а годом позже он вырос до 16 страниц. В 1957 году содержание журнала расширилось до 48 страниц. Во время Большого скачка вперед и культурной революции некоторые научные журналы в материковом Китае сильно пострадали, и данный журнал не стал исключением. Ситуация улучшилась после окончания культурной революции. В 1998 году журнал был полностью переработан, количество страниц увеличилось до 84 страниц, в 1999 году – до 100 страниц. В октябре 2000 года журнал был переименован в “National Geographic of China”, а затем начал выходить на Тайване, в Гонконге, а также на японском языке. В 2004 году объем увеличился до 148 страниц, было выпущено молодежное издание. В октябре 2005 года по случаю 55-летия журнала был издан специальный выпуск на 550 страниц, посвященный конкурсу красоты в Китае. В январе 2009 года количество страниц возросло до 176. В апреле 2009 года была опубликована английская версия “National Geographic”. В 2020 году исполняется 70 лет со дня запуска “China National Geographic”.
Одной из причин стабильно растущей популярности данного издания является его стиль: язык издания легкий и непринужденный. Редакция требует, чтобы все материалы о ярких событиях были написаны от первого лица, что создает эффект присутствия. Подача материала от первого лица является очень сильным приемом. Статьи действительно увлекают читателя. Ему интересно пережить с автором каждое событие, путешествие. «Знания, интегрированные в тему», – это обязательная составляющая каждой статьи[1]. Наряду с общепринятыми требованиями к названию, подзаголовку, введению и т. д., есть специфические: текст и иллюстрации должны занимать равный объем. Редакция тщательно подходит к выбору изображений и крупномасштабной аэрофотосъемки, к точному описанию каждого изображения.
Редакционная политика основывается на нескольких принципах.
- Принцип региональной всесторонности: темы, связанные с природой, должны раскрывать ее влияние на людей, а жизненные темы показать природную основу человеческих взлетов и падений.
- Принцип дифференциальной преемственности: все природные изменения, а также процветание и упадок гуманитарных наук осуществляются в определенные время и место. Всегда необходимо показывать крупномасштабные пространственно-временные изменения.
- Принцип оригинальности выпуска: основанная на исследованиях система подбора тем и экспертная производственная команда обеспечивают оригинальность содержания журнала, а система интернет-контроля гарантирует исключительность публикуемого контента.
Существует ряд требований к дизайнерскому оформлению публикации. Во-первых, необходимо, чтобы общий стиль визуального дизайна журнала был полным и последовательным, обеспечил координацию и сохранение уникального визуального образа всего журнала. Во-вторых, важно выдержать прямую и эффективную передачу информации: читательский интерес должен возрасти после первого прочтения, а процесс чтения быть более плавным. В-третьих, дизайн преследует простоту, духовность и значимые формы, подчеркивает зависимость визуального ряда от контента. Издателем уделяется внимание балансу между формой передачи информации и интересом к чтению, расширяется пространство воображения[2].
Журнал «中国国家地理» («Национальная география Китая») вышел за рамки печатных СМИ. Материалы издания размещаются в интернете (с июня 2002 года), в электронных журналах, в мобильных СМИ, на Китайском национальном географическом мобильном телевидении (с мая 2008 года). Новости предоставляются авторитетной командой консультантов, состоящей из ученых, художников, писателей, и командой по созданию контента, состоящей из старших редакторов “China National Geographic Magazine”, которые обеспечивают наполненность мобильных СМИ новостями. Организация научных экспедиций, выпуск специальных изданий («Список самых красивых мест Китая – Конкурс красоты Китая» и др.), альбомов (например, на тему соли: «Соль и здоровье», «Соль – это пейзаж»), создание телевизионных программ, производство документальных фильмов – это различные направления деятельности “China National Geographic Magazine”. Данное СМИ сочетает разнообразные формы деятельности, различные платформы для поддержания внимания аудитории, заинтересованной в специфической тематике. В данном случае ярко проявляется конвергенция медиа как результат слияния, интеграции информационных и коммуникативных технологий в единый информационный ресурс.
Другим популярным журналом о путешествиях является ежемесячное издание «中国旅游» («Путешествия по Китаю»), выходящее с 1980 года. Цель деятельности редакции – познакомить читателей с малоизвестными достопримечательностями Китая и историями обычных людей, представить новые интересные туристические проекты и предложить «самые практичные информационные технологии для путешествий»[3]. В издании представлены следующие рубрики: «Тематическая история», «Интервью с героем», «Советы туристу» и др.
Журнал имеет свой сайт. В анонсе номера на сайте журнала с восточной поэтичностью выложена небольшая информация о публикации и предоставлена возможность ознакомиться с материалом подробнее. Так, в мартовском журнале 2020 года (№ 477) можно прочитать в рубрике «Тематическая история» статью «Поиск острова Чжоушань» («Как крупнейший архипелаг Китая, он эквивалентен 20% от общего числа внутренних островов. Среди тысяч островов есть остров Дунфушан, где можно встретить первый рассвет в Китае. Монах династии Тан Цзяньчжэнь сделал остановку перед тем, как пересечь Японию. Остров цветов и птиц, известный как «Восточный Санторини»). В том же номере в рубрике «Тема номера» можно познакомиться с материалом «Северный Цзяннань» («Весенний ветерок лежит на южном берегу зеленой реки … когда мы говорим о весне, в нашем мозгу всегда будет разворачиваться свиток с изображением Цзяннаня – дует ветер, персиковые ивы зеленые, и вода течет по берегам. Цзяннань прекрасен, но …»). Живописность языка: «Волнистые горные позы, как дракон, не чувствуют злости и похожи на драгоценный камень, разбросанный по лесу, тихий и элегантный…», – позволяет читателю даже без просмотра иллюстраций ощутить эффект присутствия в данном месте.
Особенностью журнала является обращение к социально важным событиям (закрытие города Ухань с целью борьбы с эпидемией новой коронавирусной инфекции), обращение к мнению авторитетных людей (Ли Ифэнь, куратор Академического музея Рао Цзуньи Университета Гонконга, директор Центра буддийских исследований Дуньхуанского научно-исследовательского института и т. д.).
Ознакомившись с материалом на сайте издания, каждый читатель имеет возможность оставить комментарий о публикации. По мнению редакции, журнал служит «мостом для общения в материковом Китае». Интерактивность представляет собой особенность многих китайских СМИ.
Представляет интерес и такое издание, как “Global Human Geography” («Глобальная география человека»)[4], которая была переименована из “National Human Geography” в мартовском выпуске 2010 года. «Глобальная география человека» – ежемесячный полноцветный журнал о путешествиях, об экотуризме в Китае. Журнал основан на деятельности влиятельных экспертов и ученых, имеет широкий круг авторов. С изданием сотрудничают мобильные группы журналистов во многих городах страны и за рубежом.
В издании реализуется повествовательный стиль, который соответствует концепции познавательного и развлекательного чтения. Изысканные графические иллюстрации, подробная справочная информация привлекают читателей. «Глобальная география человека» содержит такие рубрики, как «Первый взгляд», «Географическое открытие», «Человек и природа», «Кунг-фу География», «Глобальный стиль» и др.
Профессиональное сообщество занимается редактированием и изданием книг под брендом “Global Human Geography” и “Urban Geography”. Совместно с “National Human Geography” (предшественником “Global Human Geography”) опубликовано значительное количество книг. Каждый год готовится не менее 8 крупномасштабных книг, в том числе «Загадочные племена мира», «Путеводитель по туризму Чунцина», «38 великих географических открытий Китая в 2000–2009 годах», «По местам съемок фильмов», «Путешествие», «Самый красивый китайский колледж», «Национальная коллекция человеческой географии 2007», «Национальная коллекция человеческой географии 2008», «Национальная коллекция 2009» и так далее.
Таким образом, представленные журналы путешествий в Китае имеют своим предметом науку (научные исследования, их результаты), а их основная задача – популяризация, распространение научных знаний в современной и доступной форме для широкого круга читателей.
В настоящее время медиа расширяют свой спектр информационных и развлекательных продуктов и используют при этом новые формы подачи. Под воздействием цифровых технологий активно развиваются процессы конвергенции и интеграции в медиасреде, что способствует не только популяризации научных знаний, но и дает возможность редакции активно включиться в географические исследования, а читателю – на практике применить полученные сведения, выстраивая маршруты собственных путешествий, демонстрируя собственный кругозор.
Библиографические ссылки:
- 中国国家地理 [Электронный ресурс]. URL: https://baike.baidu.com/item/中国国家地理#2_8 (дата обращения 30.03.2020).
- Национальная география человека [Электронный ресурс]. URL: http://pic.sogou.com/d?query=%A1%B6%D6%D0%B9%FA%B9%FA%BC%D2%B5%D8%C0%ED%A1%B7%D4%D3%D6%BE%C4%BF%C2%BC&mode=1&did=7#did0 (дата обращения 30.03.2020).
- 中国旅游 [Электронный ресурс]. URL: http://www.hkctp.com.hk/travels (дата обращения 30.03.2020).
- Global Human Geography [Электронный ресурс]. URL: https://baike.sm.cn/item/f41474b85df20e12e9aa19b907edbcf8.html (дата обращения 31.03.2020).
[1] Официальный сайт «中国 国 地 中文 网» [Электронный ресурс]. URL: https://baike.baidu.com/item/中国国家地理#2_8
[2]http://pic.sogou.com/d?query=%A1%B6%D6%D0%B9%FA%B9%FA%BC%D2%B5%D8%C0%ED%A1%B7%D4%D3%D6%BE%C4%BF%C2%BC&mode=1&did=7#did0
[3] Официальный сайт «中国旅游» [Электронный ресурс]. URL: http://www.hkctp.com.hk/travels.
[4] Global Human Geography [Электронный ресурс]. URL: https://baike.sm.cn/item/f41474b85df20e12e9aa19b907edbcf8.html.