Среда, в которой живет человек, представлена определенными экологическими условиями и настоящим обществом. Сегодня человек обладает большими знаниями о природе, экологической обстановке, функционировании своего организма, здоровом образе жизни. Но он все равно не перестал болеть, а ведь для профилактики многих болезней необходимо лишь соблюдать основные правила здорового образа жизни, придерживаться рационального режима питания, заниматься физической культурой, использовать закаливающие процедуры, отказаться от вредных привычек, быть в гармонии с собой и окружающими.
Особое значение для общества в настоящее время имеет проблема образа жизни молодёжи, юношей и девушек студенческого возраста. Студенты имеют свои особенности и отличия в образе жизни, свои эталоны поведения и мотивы деятельности. Сложный комплекс социально — гигиенических факторов жизни студентов оказывает большое влияние на состояние здоровья не только в этом возрастном периоде, но нередко на всю жизнь [3].
Осознавая значимость взаимосвязи между образом жизни и уровнем здоровья обучающихся, было проведено исследование уровня здоровья студентов университета.
Образ жизни определяет 50 % состояния человека. По Лисицину Ю.П. общее определение образа жизни звучит так: «Образ жизни» – это определённый, исторически сложившийся вид жизнедеятельности человека в материальной и нематериальной сфере, состоящий из 4-х категорий: экономической – «уровня жизни», социологической – «качества жизни», социально-экономической – «уклада жизни», социально-психологической – «стиля жизни» [2].
От каждой из этих категорий зависит здоровье человека. А полноценное здоровье – важнейшее условие для выполнения всех этих функций. Под здоровьем понимается не только отсутствие болезней, но и физическая, социальная, психологическая гармония человека, доброжелательное, спокойное отношение с людьми, с природой и самим собой. Здоровье людей – одна из самых глобальных проблем, которая имеет жизненно важное значение для всего человечества [3].
Сегодня в наибольшей степени актуален вопрос комплексного подхода и оценки взаимосвязи психического и физического состояния здоровья, а также социально — бытовых условий жизни студентов, которые характеризуются психологической характеристикой семьи, условиями воспитания, величиной жилой площади и бюджета на одного члена семьи.
Объектом исследования стала группа студентов 3 курса ННГАСУ в количестве 15 человек, из них 6 юношей и 9 девушек. Возраст студентов на начало исследования составил 19-21 год.
Проведена оценка состояния здоровья. Уровень здоровья (УЗ) изучен с помощью адаптационного потенциала, определяемого в баллах. Здоровье можно рассматривать как степень выраженности (приспособительных) реакций, обусловленных развитием функциональных резервов организма. Р.М. Баевским предложена методика оценки так называемого адаптационного потенциала (АП), отражающего возможности организма к адаптации. Численное значение показателя определяется по формуле:
АП = 0,011(ЧСС)+0,014(САД)+0,008(ДАД)+0,014(В)+0,009(МТ)-0,009(Р)-0,27, (1)
где ЧСС — частота сердечных сокращений в мин;
САД — систолическое артериальное давление, мм рт. ст.;
ДАД — диастолическое артериальное давление, мм рт. ст.;
В — возраст;
МТ — масса тела, кг;
Р — рост, см [1].
Для оценки социально-бытовых и психолого-педагогических условий жизни была применена анкета-опросник.
Результаты антропологических исследований и изучения физиологических показателей занесены в таблицу 1.
Таблица 1. Результаты антропологических исследований и изучения физиологических показателей
№ студента |
Пол (м/ж) |
Возраст (лет) |
Масса тела (кг) |
Рост (см) |
ЧСС (удар) |
САД (мм. рт.ст.) |
ДАД (мм. рт.ст.) |
Уровень здоровья |
1 |
ж |
21 |
58 |
170 |
96 |
120 |
70 |
2,312 |
2 |
ж |
20 |
47 |
161 |
70 |
130 |
80 |
2,214 |
3 |
м |
20 |
79 |
181 |
72 |
115 |
75 |
2,094 |
4 |
ж |
20 |
42 |
152 |
87 |
110 |
60 |
1,997 |
5 |
ж |
19 |
64 |
176 |
72 |
109 |
70 |
1,869 |
6 |
м |
21 |
60 |
166 |
60 |
100 |
55 |
1,57 |
7 |
м |
19 |
70 |
171 |
78 |
130 |
70 |
2,325 |
8 |
ж |
20 |
56 |
160 |
76 |
130 |
80 |
2,37 |
9 |
ж |
21 |
70 |
170 |
74 |
115 |
70 |
2,108 |
10 |
м |
20 |
73 |
182 |
97 |
130 |
75 |
2,556 |
11 |
ж |
20 |
43 |
156 |
78 |
110 |
60 |
1,871 |
12 |
м |
20 |
68 |
173 |
96 |
120 |
70 |
2,361 |
13 |
ж |
21 |
58 |
165 |
75 |
110 |
60 |
1,906 |
14 |
ж |
19 |
72 |
165 |
82 |
130 |
65 |
2,401 |
15 |
м |
20 |
80 |
175 |
94 |
135 |
80 |
2,719 |
Оценивая антропометрические показатели, можно выявить средние значения, которые приведены в таблице 2.
Таблица 2. Средние значения антропологических измерений обучающихся
Девушки |
Юноши |
||
Рост, см |
Вес, кг |
Рост, см |
Вес, кг |
163,8 |
56,6 |
174,6 |
71,6 |
При изучении физиологических показателей были получены средние данные, представленные в таблице 3.
Таблица 3. Физиологические показатели обучающихся (средние)
Девушки |
Юноши |
||||
ЧСС |
САД |
ДАД |
ЧСС |
САД |
ДАД |
79 ударов/мин |
118 |
68 |
83 ударов/мин |
122 |
71 |
Из приведенных данных средний показатель роста девушек и юношей отвечает нормам. Средние показатели САД и ДАД как у юношей, так и у девушек в период обследования находились в пределах возрастной нормы. Но выделяется процент обучающихся с показателями, отличающимися от нормы.
Используя антропометрические данные и данные, полученные при исследовании состояния сердечно-сосудистой системы, получен средний уровень здоровья (УЗ) студентов. Уровень здоровья девушек немного выше уровня здоровья юношей. Расчеты показали, что у 60 % студентов числовые значения адаптационного потенциала составили 2,11 – 3,2 балла, что расценивается как напряжение механизмов адаптации сердечнососудистой системы и характеризуется тем, что достаточные функциональные возможности организма обеспечиваются за счет функционирования резервов. У 40 % студентов значение адаптационного потенциала не выходили за пределы удовлетворительной адаптации – 2,10 балла, что характеризуется высокими или достаточными функциональными возможностями организма. В основном, главной причиной повышенного значения УЗ предположительно, является наличие процента обучающихся с повышенной частотой сердечных сокращений, увеличенной или недостающей массой тела из соотношения роста и массы, являющиеся одним из критериев УЗ.
Оценивая результаты анкетирования, можно сделать следующие выводы. Большая часть обучающихся вполне довольны своей жизнью – 53 %, 27 % – очень довольны и 20 % придерживаются ответа «более или менее». Не выполняют режим дня и зарядку по утрам 92 % студентов. Не смотря на то, что оценка студентами жилищно-бытовых условий и материального положения благоприятная, просматриваются «ошибки» в питании студентов. Нерациональное питание, неупотребление важных продуктов в рационе питания, игнорирование витаминных препаратов ведёт за собой ряд заболеваний.
При оценке общего состояния обучающихся были выявлены следующие жалобы и симптомы: боли в суставах – 33 %, частые головные боли – 20 %. За последний год 15% обучающихся ни разу не посещали врача, остальные 85 % обращались за врачебной помощью от 2 до 5 раз. Процент курящих – 20 %, из них ежедневно выкуривают более 10 штук сигарет – 7 % и меньше 10 штук сигарет – 13 %. Хотя 92% студентов считают курение опасным для здоровья, процент курящих не уменьшился за исследуемый период. Только 20 % обучающихся не употребляют алкогольные напитки, следовательно, 80 % употребляют алкоголь, 2-3 раза в месяц. Следует отметить, что 100 % обучающихся отрицательно относятся к наркотикам. Таким образом, проблемы алкоголизма, табакокурения, наркомании не обходят стороной определенную часть обучающихся, что в свою очередь оказывает пагубное влияние на состояние их здоровья.
На успеваемость студента существенно влияет психологическая обстановка в группе и семье. По данным анкеты можно увидеть, что 60 % студентов считают свой коллектив дружным. В вопросе отношений с родителями отмечаются следующие показатели: 70 % обучающихся свидетельствуют, что родители уделяют им много внимания, 21 % отмечает, что родители не особо проявляют интерес к их жизни, 9 % указывают на чрезмерную опеку родителей. Не смотря на то, что юношеский возраст связан с рядом проблем и трудностей, 73 % процента студентов сохраняют оптимистический настрой, они верят в счастливое будущее.
Также был определен психологический уровень экологического сознания студентов. Изучение результатов опроса позволило сделать следующие выводы: экологическая ситуация в городе беспокоит 80% обучающихся, в то же время студенты придерживаются мнения, что население и общественность должны участвовать в решении экологических проблем – 73 %. Следует отметить, что 68 % обучающихся считают, что могут лично повлиять на решение экологических проблем. Результаты исследования показали, что охрана природа занимает важное место в жизни студентов, проводится пропаганда бережного отношения к ней.
Таким образом, процессы роста и физического развития у большинства обучающихся происходят в соответствии с возрастными нормами. Среднее значение уровня здоровья большинства студентов оценивается как удовлетворительное. Отмечается нестабильность социально — бытовых параметров качества образа жизни студентов, что может привести к ухудшению уровня здоровья. Наблюдаются негативные тенденции в распространении среди обучающихся вредных привычек.
Использованные источники:
- Белоус В.А., Щеголев В.А., Щедрин Ю.Н. Организация научных исследований по физической культуре в вузе: Учебно-методическое пособие. СПб: СПбГУИТ-МО, 2005. 72 с.
- Лисицин Ю.П. Образ жизни и здоровья // Сов. Здравоохранение.-1992.-№7- С.2-9.
- Троянский В. А. Методологические аспекты комплексного исследования проблемы здорового образа жизни // Философские вопросы медицины и биологии. Киев, 1990. Вып. 17. С. 37.