Деятельность полиции в обеспечения прав и свобод граждан

26 февраля 7:14

Исследование вопросов, связанных с рассмотрением места и роли полиции как государственного органа по обеспечению прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, является достаточно актуальным на теоретическом и практическом уровнях. Необходимо отметить, что обеспечение общественного порядка, охрана жизни и здоровья граждан, их прав, свобод и законных интересов в условиях действия особых правовых режимов являются важнейшими функциями государства, которые должны осуществляться силами правоохранительных органов, прежде всего полиции.

Вопросы деятельности правоохранительных органов по обеспечению и защите прав, свобод человека и гражданина являются актуальными с точки зрения обеспечения правопорядка и сохранения территориальной целостности государства[1].

Отдельное место в механизме государственной защиты прав и свобод человека и гражданина принадлежит полиции. В современных нестабильных общественно–политических условиях, оказывающих влияние на уровень криминогенной обстановки в стране, значение полиции как государственного органа правоохранительной направленности в сфере обеспечения прав человека и гражданина в значительной степени возрастает, а потому, на наш взгляд, требует детального рассмотрения.

Деятельность полиции — это исполнительно-распорядительная деятельность, которая направлена на организацию и практическую реализацию задач и функций ОВД (органов внутренних дел) в сфере борьбы с преступностью, обеспечения личной безопасности граждан, обеспечения общественной безопасности и охраны общественного порядка.

По своему содержанию деятельность полиции охватывает внешнюю и внутреннюю сферу деятельности органов внутренних дел. Внешняя деятельность – это осуществление властных функций, выходящих за пределы отношений внутри организации, они распространяются на общественные и государственные организации, должностные лица, на обычных граждан. Практически вся деятельность, которая связана с обеспечением общественной безопасности и охраной общественного порядка имеет внешнюю административно-правовую природу[2].

Внутренняя деятельность ОВД направлена на обеспечение бесперебойного функционирования всех служб и подразделений, слаженной работы сотрудников органов внутренних дел. Внутренняя деятельность включает: определение штатов, структуры, функций аппаратов (или служб), контроль, планирование, организацию взаимодействия, учет и отчетность, подбор и расстановку кадров, обеспечение социальных и правовых гарантий сотрудников полиции, поддержание дисциплины.

Основные признаки деятельности полиции:

  • государственно-властный характер – ОВД осуществляет свои полномочия от имени государства; полиция правомочна давать юридическую оценку поступкам и действиям людей, осуществлять надзор за соблюдением установленных правил поведения, выявлять правонарушения, реагировать на правонарушения в установленном законодательством порядке, предъявлять обязательные требования в пределах своей компетенции;
  • является подзаконной, осуществляется во исполнение и на основе законов, правовых актов, строится в пределах действующего законодательства, на основе применения соответствующих законных средств;
  • носит исполнительно-распорядительный характер, основная цель — исполнение действующего законодательства по вопросам, которые входят в компетенцию полиции; для успешной реализации исполнительных функций полиция наделена распорядительными полномочиями.

Принципы деятельности полиции – это основные положения, идеи, которыми руководствуются сотрудники ОВД в административной деятельности.

Основные принципы деятельности полиции:

  • общие, или конституционные – принципы гуманизма, законности, национального равноправия и уважения прав человека, социальной справедливости, сочетания профессиональной тайны и гласности; взаимодействия с органами власти, трудовыми коллективами, общественными организациями и гражданами.
  • организационные — сочетание территориального и линейного принципов, плановость, комплексный подход и научность в решении задач, коллегиальность и единоначалие, профилактическая направленность, сочетание убеждения и принуждения.
  • тактические принципы — комплексность средств и сил, гибкость и непрерывность, оперативность, наличие резерва средств и сил, маневренность.

Деятельность полиции должна носить гуманный характер, быть направленной на защиту личности от противоправных посягательств и преступлений, на охрану общественной безопасности.

Принцип социальной справедливости предполагает, что любой гражданин обладает правом обратиться в ОВД за защитой от посягательств на его здоровье, жизнь, законные интересы и свободу. Принцип требует неукоснительного применения правовых норм с целью, чтобы любой привлекаемый был привлечен к ответственности справедливо или же был подвергнут наказанию. Вся деятельность полиции осуществляется исключительно на основании закона и в строгом соответствии с требованиями законодательства[3].

Деятельность полиции должна отвечать интересам общества, осуществляться на демократической основе. Представители органов внутренних дел обязаны отчитываться перед населением о проделанной работе. Деятельность полиции тесно связана с трудовыми коллективами, ОМСУ, она опирается на непосредственную поддержку граждан. К работе полиции могут привлекаться внештатные работники.

При осуществлении деятельности полиции должны применяться новейшие технологии и методики сбора и обработки данных о преступности, состоянии общественного порядка, других сведений, касающихся предупреждения и борьбы с правонарушениями.

Организационные принципы деятельности ОВД:

  • отраслевой — позволяет учитывать все особенности разных видов административной деятельности, обеспечивает специализацию, повышает эффективность деятельности и профессионализм работников полиции;
  • территориальный – основан на особенностях городов, районов, где находятся службы органов внутренних дел (численность населения, географическая среда, оперативная обстановка);
  • линейный – используется при организации работ коллективов, небольших по объему; у каждого подчиненного есть свой непосредственный начальник, который контролирует деятельность подчиненного;
  • функциональный — образование подразделений и служб, которые осуществляют обеспечивающие и координационные функции (функции планирования, финансовые, кадровые и т.д.);
  • принцип двойного подчинения — направленность деятельности нижестоящего органа в зависимости от распоряжений вышестоящего органа (подчиненность по вертикали); подчинение органам местной исполнительной власти, позволяющем исполнительным органам Федерации контролировать и направлять деятельность ОВД, оказывать им помощь в работе;
  • принцип рационального распределения полномочий — юридическое закрепление прав, обязанностей и задач за каждым работником и подразделением;
  • ответственность за результаты работы – ответственность за эффективность и качество работы, воспитание добросовестного отношения к служебным обязанностям, требовательность начальника к подчиненным.

Сочетание коллегиальности и единоначалия обеспечивает необходимую организованность, дисциплину, личную ответственность за порученное дело.

Ключевой задачей современного демократического правового государства выступает обеспечение безопасности и защиты прав и законных интересов собственных граждан и их объединений от любого рода противоправных посягательств[4].

Современное российское общество нуждается в построении эффективного механизма реализации функций государства, которые обеспечивают общественный порядок и безопасность в стране. Полиция – ключевой орган, вся работа которого априори направлена на создание максимально защищенных условий реализации прав и свобод человека.

Актуальным в настоящее время является обеспечение стабильного правопорядка, в условиях, происходящих в настоящее время в России социально–экономических преобразований, реформ в области государственного строительства и права, которые затрагивают все стороны жизни общества[5].

В процессе коренного обновления государственности в России необходимо структурное преобразование государственного механизма, а также совершенствование нормативной базы для всех звеньев государственного аппарата[6].

Закон о полиции конкретизировал основные направления деятельности полиции, которые были скорректированы с учетов социально-экономических преобразований, ограничил полицию от несвойственных направлений деятельности.

Для этих целей формируется целая система разнообразных юрисдикционных органов, значительное место в числе которых, традиционно, отводится органам полиции. В нашей стране, исходя из анализа положений действующего законодательства и подзаконных актов, определение полиции может быть сформулировано следующим образом.

Полиция в Российской Федерации – это относительно самостоятельное звено единой централизованной системы МВД РФ, деятельность которого полностью связана с защитой защиты жизни и здоровья граждан и обеспечения реализации гарантированных законом прав и свобод путем противодействия преступности, охраны общественного порядка, имущественных благ (прав) граждан[7].

Важнейшей характеристикой деятельности полицейских органов выступает их юрисдикция, то есть совокупность прав и обязанностей, реализация которых направлена на достижение обозначенной выше цели деятельности всей системы полицейских органов – то есть обеспечение общественной безопасности и защиты прав и законных интересов граждан[8]. Анализ юрисдикции полицейских органов может быть проведен посредством детального изучения совокупности прав и обязанностей, предоставляемых им в силу прямого указания действующих федеральных законов и подзаконных актов.

Так, в числе соответствующих прав, в настоящее время выступают:

  1. Право требовать прекращения начатых и не оконченных противоправных действий;
  2. Право осуществлять проверку документов, удостоверяющих личность гражданина при наличии достаточных оснований подозревать соответствующее лицо в совершении преступления, нахождении в розыске, и т.д.;
  3. Право вызывать граждан (должностных лиц) в полицию по вопросам, связанным с расследованием уголовно-противоправных деяний и административных правонарушений, получать по таких делам необходимые сведения (имеющиеся у соответствующих лиц), документы, справки, иные материалы, и т.д., осуществлять привод в полицию лиц, уклоняющихся от добровольной явки по вызову без уважительным причин, и пр.;
  4. 5. Право патрулировать населенные пункты и места массового скопления людей;
  5. Осуществлять следственные и иные процессуальные действия, а также оперативно-розыскные мероприятия.

В числе актуальных обязанностей полиции следует назвать:

  • Обязанность принимать и регистрировать заявления о совершении противоправных деяний, преступлений, иных происшествий, осуществлять проверку соответствующей информации, и т.д.;
  • Незамедлительно прибывать на место происшествия (правонарушения) и пресекать продолжающиеся противоправные деяния, устраняя угрозу правам и законным интересам граждан, а равно угрозу общественной безопасности;
  • Выявлять причины общественно-опасного (общественно-вредного) поведения, условия, способствующие совершению противоправных деяний, а также осуществлять в пределах полномочий меры по их устранению;
  • Обеспечивать безопасность граждан и общественных порядок в местах массового скопления людей и общественных местах – на улицах, стадионах, вокзалах, аэропортах, и т. д. Также обеспечивать совместно с органами исполнительной власти безопасность граждан и общественный порядок в процессе проведения собраний, шествий и иных публичных мероприятий;
  • Руководствуясь предусмотренными действующим уголовно-процессуальным законодательством правилами о подведомственности, возбуждать уголовные дела, осуществлять предварительное расследование по ним, неотложные следственные действия, оперативно-розыскные мероприятия, и т. д.

Полиция является неотъемлемым институтом государственной власти, играющим главную роль в обеспечении общественной безопасности.

Безопасность общества как оценочный показатель деятельности полиции качественно характеризует эффективность работы государства и власти в аспекте обеспечения гарантий и защиты граждан от различных угроз деструктивного характера[9].

Современные преобразования в социальной сфере направлены на переход к новому состоянию общественной жизни. К формированию полноценного демократического общества, действенных общественно-политических институтов, эффективного механизма управления (обществом и государством), а также формированию личности и гражданского самосознания. При этом основной целью данных процессов является повышение конкурентоспособности государства на мировой арене, рост ВВП страны и, как следствие, повышение доходов населения[10].

Реализации представленной модели полиции сегодня отводится особая роль, залог эффективной деятельности которой напрямую зависит от поддержки гражданского общества. Общества, имеющего твердые правовые убеждения, готового «в тесной связке» с полицией отстаивать свои права.

Измерение социальной (субъективной) эффективности, оцениваемой уровнем удовлетворения граждан деятельностью органов внутренних дел, не имеет смысла, если практика организации и управления не опирается на потребности населения в сфере охраны правопорядка.

Анализ норм Федерального закона Российской Федерации «О полиции» показывает, что принципам деятельности полиции законодатель уделяет особое внимание. В качестве основы правоохранительной деятельности закрепляется идея партнерских взаимоотношений полиции и общества. При этом ее предназначение, наряду с защитой жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, охраной собственности, общественного порядка и общественной безопасности, — в противодействии преступности.

При этом само направление деятельности полиции — противодействие преступности является, по сути, универсальным средством защиты как жизни и здоровья, так и охраны собственности и обеспечения общественного порядка[11].

Формулируя цели, задачи, методы и средства противодействия преступности как инновационного подхода в правоохранительной деятельности полиции России, следует опираться на мнение и потребности гражданского общества в обеспечении порядка и безопасности, что может быть достигнуто лишь в прямом контакте с населением. При этом под прямым контактом с населением должно рассматриваться не только информирование населения о состоянии оперативной обстановки на обслуживаемой территории за определенный период времени, а реальное взаимодействие с гражданами[12].

Взаимодействие путем привлечения граждан к охране порядка, совместным надзорным и контрольным мероприятиям, инициативному выявлению правонарушений и их фиксации, с последующей передачей в компетентные органы для возбуждения дел об административных правонарушениях и т.д.

Реальный доступ граждан к обеспечению общественной безопасности сможет действенным образом повлиять на уровень безопасности общества в целом, обеспечить повышение правовой грамотности гражданского общества и, как следствие, повысить уровень доверия граждан к полиции. Снижение общественных рисков, в свою очередь, способно сформировать главное условие для привлечения частных и в том числе иностранных инвестиций, что определит повышение конкурентоспособности государства на мировой арене, рост ВВП страны и, как следствие, повышение доходов населения.

 

Список источников 

  1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993г. // «Российская газета», № 7, 21.01.2009
  2. Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции» (ред. от 27.12.2019) // Собрание законодательства РФ.- 14.02.2011.- N 7.- ст. 900.
  3. Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (ред. от 02.08.2019)// Собрание законодательства РФ.- 14.08.1995.- N 33.- ст. 3349
  4. Федеральный закон от 30.11.2011 N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ред. от 16.12.2019) // Собрание законодательства РФ.- 05.12.2011.- N 49 (ч. 1).- ст. 7020
  5. Бекетов О.И., Опарин В.Н., Сургутсков В.И. Сфера внутренних дел и современная система правоохранительных органов России // Российский юридический журнал.- 2018.- № 1.- С. 137-138
  6. Грищенко А.Н. Функции полиции в сфере предоставления государственных услуг населению // Административное право и процесс.- 2018.- N 5.- С. 31-32
  7. Дезлиев М.И. Геополитика и безопасность в современном мире. М. 2017 – 80с.
  8. Киричёк Е.В. Место и роль полиции в организационно-правовом механизме обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации: постановка проблемы // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. – 2017. – № 2(32). – С. 68-69
  9. Козлов Ю.М. Административное право: Учебник. М.: Юристъ. 2017 – 410с.
  10. Литвинов В.А. Основы национальной безопасности России. М.: ЛЕНАНД. 2016 – 180с.
  11. Мирзоев Г.Б., Григорьев В.Н. Правоохранительные органы и правоохранительная деятельность. Курс лекций. М. Зерцало. 2018 – 320с.
  12. Морозова Л.А. Проблемы современной российской государственности. С-Пб. 2016 — 280с.
  13. Новоселов С.А. Противодействие преступности в концепции деятельности полиции и практике органов внутренних дел Российской Федерации // Российский следователь.- 2019.- N 6.- С. 65-66
  14. Опалев А. В. Правовая основа обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. М. 2018 – 140с.
  15. Федотова Ю.Г. Элементы механизма административно-правового обеспечения национальной безопасности Российской Федерации // Современное право.- 2018.- № 7. С. 22-23
  16. Черников В.В. Конституционные основы полицейской деятельности: некоторые вопросы теории и практики // Административное право и процесс.- 2018.- N 12.- С. 40-41

 

 

[1] Опалев А. В. Правовая основа обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. М. 2018, С.11

[2] Федотова Ю.Г. Элементы механизма административно-правового обеспечения национальной безопасности Российской Федерации // Современное право. 2018. № 7. С. 22

[3] Литвинов В.А. Основы национальной безопасности России. М.: ЛЕНАНД. 2016, С.58

[4] Козлов Ю.М. Административное право: Учебник. М.: Юристъ. 2017, С.184

[5] Дезлиев М.И. Геополитика и безопасность в современном мире. М. 2017, С.25

[6] Бекетов О.И., Опарин В.Н., Сургутсков В.И. Сфера внутренних дел и современная система правоохранительных органов России // Российский юридический журнал. 2018. № 1. С. 137

[7] Черников В.В. Конституционные основы полицейской деятельности: некоторые вопросы теории и практики // Административное право и процесс. 2018. N 12. С. 40

[8] Мирзоев Г.Б., Григорьев В.Н. Правоохранительные органы и правоохранительная деятельность. Курс лекций. М. Зерцало. 2018, С.25

[9] Новоселов С.А. Противодействие преступности в концепции деятельности полиции и практике органов внутренних дел Российской Федерации // Российский следователь. 2019. N 6. С. 65

[10] Морозова Л.А. Проблемы современной российской государственности. С-Пб. 2016 , С.83

[11] Киричёк Е.В. Место и роль полиции в организационно-правовом механизме обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации: постановка проблемы // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. – 2017. – № 2(32). – С. 68

[12] Грищенко А.Н. Функции полиции в сфере предоставления государственных услуг населению // Административное право и процесс. 2018. N 5. С. 31