Как известно, любое правовое государство должно ставить в приоритет предупреждение и предотвращение возникновения конфликта интересов, особенно в публичной сфере. Так, Конвенция ООН против коррупции, принятая в Нью-Йорке в 2003 г., в п. 2 ст. 7 закрепляла стремление каждого ее участника создавать и всячески поддерживать различного рода системы, которые предназначены для борьбы коллизиями интересов[1]. В данном случае, стоит сказать о том, что Россия ратифицировала описанный нормативно-правовой акт, а значит ровно также взяла на себя обязательства по рассмотрению и своевременному урегулированию проблемных конфликтных вопросов.
В рамках отечественного законодательства, такой термин как «конфликт интересов» нашел свое первое отражение в ФЗ «О рынке ценных бумаг»[2]. В законе особое внимание уделено конфликту интересов брокера и соответственно его клиента. Основной объект конфликта заключался в имущественных и иных интересах, посягательство на которые влечет за собой убытки со стороны клиента, что безусловно является неблагоприятным последствием их совместной деятельности.
Что касается государственно-властного аппарата, то процесс оформления и применения такого понятия как «конфликт интересов» начался с принятия ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации». В дальнейшем было принят целый ряд нормативных документов косвенно или прямо содержащих в своей структуре данное определение. Однако, только с принятием ФЗ «О противодействии коррупции»[3] законодатель окончательно распространил содержание представленного термина на все сферы и отрасли государственной службы.
В настоящее время, законодатель старается максимально тщательно проработать все аспекты вопроса «конфликта интересов». Регламентация представлена не только в виде федерального законодательства, но и подзаконных актов. Например, указ Президента РФ «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению»[4]. В данном документе, представлена возможность представлять в специально созданные комиссии всю документацию, необходимую для урегулирования конфликта интересов.
Еще одним примером может стать указ Президента РФ «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов»[5]. Представлены документ как раз-таки регулирует правовое положение комиссий, основной целью деятельности которых является урегулирование конфликта интересов, возникающих в различных государственных органах власти.
Таким образом, при изучении отечественного законодательства, мы можем сформировать наиболее объективное и полное определение термину «конфликт интересов». Так, под ним стоит понимать ситуацию, в которой личная заинтересованность государственного служащего может каким-либо образом повлиять на корректность исполнения его прямых должностных обязанностей, ввиду чего может возникать противоречие между личной заинтересованностью самого служащего и правами, а также законными интересами иных субъектов правоотношений[6].
В данном случае, стоит обратить внимание на основной критерий выше представленного определения и заключается он в личной заинтересованности, сущность которой заключается в получении государственным служащим, ввиду занимаемого им положения, различных имущественных выгод. Характер такой выгоды может быть различным и проявляется он как правило в виде предоставления денег, ценностей, имущества или же некоторых услуг[7].
В целях более углубленного понимания смысла изучаемого института, необходимо обратиться к научной литературе, посвященной тематике настоящего исследования. Так, А.В. Соловьев предлагает разграничить «конфликт интересов» и «конфликт права» на два самостоятельных и не связанных друг с другом определения. В случае наличия спора между участниками, например, экономических отношений, конфликт возможно решить с помощью самостоятельного согласования по интересующим стороны вопросам. Таким образом, применяется терминология «конфликт права». Если же в конфликте интересов замешан административный орган, то в таком случае применяется термин «конфликт интересов» со всеми сопутствующими ему принципами[8].
Переходя к возможным способам предотвращения конфликта интересов, нельзя не обратить внимание на представленный перечень, установленный в ранее упомянутом нами ФЗ «О противодействии коррупции». Так, к подобным средствам следует относить:
- Отстранение или изменение служебного положения государственного служащего, который является одним из участников конфликта интересов;
- Самовольный отказ государственного служащего о получения различного рода выгод и преимуществ, которые стали основной причиной конфликта интересов;
- Применение института самоотвода.
Также в отечественном законодательстве особое внимание уделяется получению должностным лицом различного рода ценных бумаг, представленных в виде акций, облигаций или же паев. С целью предупреждения спорных ситуаций, способных вызвать «конфликт интересов» законодатель предусмотрел осуществлять передачу такого рода имущества посредством применения доверительного управления.
При изучении поставленных вопросов, мы бы хотели предложить собственные, альтернативные пути разрешения «конфликта интересов». Так, к ним можно отнести:
- Предварительное осведомление должностного лица, при заступлении его на службу, о возможных конфликтах интересов и вместе с этим проведение консультаций о порядке действий для его предотвращения[9];
- Предоставление государственным служащим доступных научных программ или дача лекций по антикоррупционной тематике, в виде обучающих курсов или мероприятий, направленных на повышение квалификации служащего[10];
- Денежная стимуляция государственных и муниципальных служащих в виде их служебного оклада, в целях их большей финансовой независимости.
Хотелось бы отметить, что приведенный нами перечень носит лишь рекомендательный характер. Подводя итоги, хотелось бы сказать, что институт «конфликта интересов» является достаточно сложным и многогранным. В нем существуют особо рода дискуссионные вопросы, однако их возможно разрешить путем их научной проработки и дальнейшем использовании достижений правовой доктрины на практике.
Список литературы:
- Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции (принята в г. Нью-Йорке 31.10.2003 Резолюцией 58/4 на 51-м пленарном заседании 58-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН) // СПС Консультант Плюс.
- Федеральный закон от 22.04.1996 N 39-ФЗ (ред. от 26.07.2019) О рынке ценных бумаг // Собрание законодательства РФ, N 17, 22.04.1996, ст. 1918.
- Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «О противодействии коррупции» // Собрание законодательства РФ, 29.12.2008, N 52 (ч. 1), ст. 6228.
- Указ Президента РФ от 21.09.2009 N 1065 (ред. от 09.08.2018) «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению» // Российская газета, N 177, 22.09.2009.
- Указ Президента РФ от 01.07.2010 N 821 (ред. от 19.09.2017) «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов» // Российская газета, N 147, 07.07.2010.
- Павлов Н.В., Лихолатов Г.С., Чижиков М.А. «Юридические лица как субъекты административного права и проблемы их ответсвенности» // Научное сообщество студентов: междисциплинарные исследования: сб. ст. по мат. XXXIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 23(34) // URL: https://sibac.info (дата обращения: 19.11.2019).
- Павлов Н.В., Пшидаток Б.Б. «Проблема реализации федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления»» // Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс».
- Соловьев А.В. Конфликты на государствен -ной службе: типология и управление : учебно практическое пособие. — М.: Альфа Пресс, 2008, с. 142.
- Павлов Н.В., Митяев Д.М. «Административная ответственность государственных служащих за коррупционное правонарушение» // Журнал «Эпомен», №13, 2018 // Режим доступа https://cyberleninka.ru (Дата обращения 19.11.19).
- Павлов Н.В., Чуриков Н.А. «Правосознание муниципальных и государственных служащих: тенденции и проблемы формирования» // Режим доступа: https://cyberleninka.ru (Дата обращения: 26.11.19).
[1] Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции (принята в г. Нью-Йорке 31.10.2003 Резолюцией 58/4 на 51-м пленарном заседании 58-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН) // СПС Консультант Плюс.
[2] Федеральный закон от 22.04.1996 N 39-ФЗ (ред. от 26.07.2019) О рынке ценных бумаг // Собрание законодательства РФ, N 17, 22.04.1996, ст. 1918.
[3] Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «О противодействии коррупции» // Собрание законодательства РФ, 29.12.2008, N 52 (ч. 1), ст. 6228.
[4] Указ Президента РФ от 21.09.2009 N 1065 (ред. от 09.08.2018) «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению» // Российская газета, N 177, 22.09.2009.
[5] Указ Президента РФ от 01.07.2010 N 821 (ред. от 19.09.2017) «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов» // Российская газета, N 147, 07.07.2010.
[6] Павлов Н.В., Лихолатов Г.С., Чижиков М.А. «Юридические лица как субъекты административного права и проблемы их ответсвенности» // Научное сообщество студентов: междисциплинарные исследования: сб. ст. по мат. XXXIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 23(34).
[7] Павлов Н.В., Пшидаток Б.Б. «Проблема реализации федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления»» // Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс».
[8] Соловьев А.В. Конфликты на государствен -ной службе: типология и управление : учебно практическое пособие. — М. : Альфа Пресс, 2008, с. 142.
[9] Павлов Н.В., Митяев Д.М. «Административная ответственность государственных служащих за коррупционное правонарушение» // Журнал «Эпомен», №13, 2018 // Режим доступа https://cyberleninka.ru (Дата обращения 19.11.19).
[10] Павлов Н.В., Чуриков Н.А. «Правосознание муниципальных и государственных служащих: тенденции и проблемы формирования» // Режим доступа: https://cyberleninka.ru (Дата обращения: 26.11.19).