Так же происходят изменения в мотивационной сфере. Мотивы отношения обучающегося к произведениям искусства осознаются и изменяются. В младшем школьном возрасте прибавляется осознанный мотив. Это проявляется в том, что одни ребята относятся к искусству и действительности именно эстетически. Они получают удовольствие от чтения книг, слушания музыки, рисования просмотра фильма. Они еще не знают, что это и есть эстетическое отношение. Но в них сформировалось эстетическое отношение к искусству и жизни. Тяга к духовному общению с искусством постепенно превращается для них в потребность [1, с. 68-72].
При эстетическом воспитании необходимо сочетать всю совокупность разнообразных средств и форм, развивающих эстетическое отношение к окружающему миру. Учителям необходимо обращать внимание на средства действительности, на факторы, которые оказывают влияние на эстетическое развитие личности.
Рассмотрим факторы формирования эстетической культуры. Педагоги выделяют такие факторы: эстетизация среды и быта, эстетика поведения и внешнего облика, эстетические отношения, эстетический опыт.
Педагог Г. Лабковская сводит задачу эстетизации среды обитания к «достижению гармонии между создаваемой человеком «второй природой» и естественной природой. Проблема эстетизации среды обитания связана с решением одной из сложных и насущных проблем совершенного человечества – проблемы рационального использования природных богатств и охраны окружающей среды. Когда человек остается наедине с природой, как раз и раскрывается истинное лицо его эстетической культуры. Изучение ребятами законов развития природы, умение видеть многообразие ее форм, постижение ее красоты – это главное, чему должна научить школа» [2, с. 29].
В своей работе А.В. Тутолмин отмечает влияние школьного быта на обучающихся: обстановка классов, кабинетов, залов, коридоров и т.д. Убранство вестибюля, оформление отрядного уголка, стендов – все это либо молчаливые помощники педагога в эстетическом воспитании школьников, либо его враги [3, c.14].
Если за все время обучения обучающихся окружают вещи, которые отличаются красотой, целесообразностью, простотой, то в жизнь школьника подсознательно входят такие критерии, как целесообразность, упорядоченность, чувство меры, т.е. те критерии, которые определяют вкусы и потребности обучающихся.
Не менее значимый фактор эстетической культуры – эстетика поведения и внешнего облика. Большое влияние на обучающихся оказывает педагог. Дети видят в костюме, в прическе учителя проявления эстетического вкуса. Т.е. педагог выступает ориентиром на формирование правильных взглядов на соотношение внешнего и внутреннего в облике человека [4, с. 51].
Дети набирают опыт общения через внутрисемейные отношения. Семья имеет формирующее и развивающее значение. Но, к сожалению, не все семьи обращают внимание на эстетическое развитие детей. Так как в семье редко или совсем не разговаривают о красоте окружающего мире, о природе, походы в театр, музей либо совсем не совершаются, либо очень редко, то говорить о эстетическом воспитании детей не приходится. На помощь таким семьям приходит образовательные учреждения, а именно учитель. Учитель восполняет недостаток эмоционального опыта. Учителю необходимо не только вести работу с такими обучающимися, но и проводить беседы, лекции с родителями по эстетическому воспитанию учащихся [5, с. 256].
Именно образовательное учреждение осуществляет воздействие на целенаправленное эстетическое воспитание на ребенка. К.Д. Ушинский считал, что каждый предмет в школе может воспитывать. «В любом предмете есть более или менее эстетический элемент». Любой учебный предмет, проводимый в школе вызывает в учащемся определенные эмоции посредством своего материала. Учителю необходимо проявить творчество, чтобы предмет стал средством эстетического воспитания, и конечно, необходимо пробудить творческий интерес у учеников [6, с.65].
Каждый вид искусства по-своему влияет на развитие эстетических качеств. Прикладное искусство формирует художественный вкус в выборе вещей и предметов повседневной жизни. Этот вкус обучающиеся отражают в своих поделках.
Эстетическое воспитание осуществляется прежде всего при изучении предметов искусствоведческого цикла: музыки, изобразительного искусства, литературы. Данные учебные предметы обеспечивают знание основ эстетики, художественное образование обучающихся [7, с. 8-12].
Но не только предметы искусствоведческого цикла формируют эстетическую культуру, но и совместная творческая деятельность учителя и обучающихся. Чистота и порядок на рабочих местах, исправные наглядные и технические средства, спокойные и деловые отношения – всё это является необходимым условием успешного эстетического воспитания младших школьников.
Важное значение при формировании эстетической культуры имеет труд школьника. Во всяком труде есть возможность использовать техническую эстетику, красоту оформления кабинета, участка. Завершая трудовой процесс, важно побудить обучающихся почувствовать радость от полученных результатов труда: чистый класс, красивое изделие.
Важнейшим условием формирования эстетической культуры является красота отношений между обучающимися в процессе труда. Учитель создает атмосферу взаимопомощи, здорового соревнования, хорошего настроения.
Правильно организованный труд всегда сопровождается чувством удовлетворения и даже наслаждения. Эстетическое начало имеют материалы, используемые в труде. Человека радуют продукты его труда. Большое воспитательное значение имеют слаженность в работе и красота отношений школьников в совместном труде. А. С. Макаренко утверждал, что в деле воспитания эстетика костюма, комнаты, лестницы, станка имеет нисколько не меньше значение, чем эстетика поведения [5, с. 69].
Деятельность общеобразовательного учреждения по эстетическому воспитанию младших школьников осуществляется по таким направлениям: учебная эстетическая деятельность; внеучебная; сотрудничество с родителями [7, с. 41].
Для определения уровня эстетических проявлений, обучающихся в изобразительной деятельности используется художественно-экспрессивный тест, который позволяет продиагностировать уровень развития эмоциональных представлений.
Цель данной методики заключается в определении уровней развития эмпатии, эмоциональной выразительности интерпретаций живописной картины и эмоциональности.
Испытуемым предлагается рассмотреть репродукции картин и рассказать (устно) о детях, изображенных на картинах, ответив на следующие вопросы: «О чем думают эти дети»? «Какие они по характеру»? «Какое у них настроение»?
Уровень развития эмоциональных представлений оценивается по трехбалльной системе: 3 балла – высокий уровень – испытуемый точно уловил настроение, переданное на картине, свободно и полно рассказывает о характере этих детей, домысливает дальнейшие их действия, высказывает оригинальные мысли о чувствах детей; 2 балла – средний уровень – испытуемый определяет, о чем думают эти дети, их настроение, однако его суждения о картинах неуверенные, неполные, неразвернутые;1 балл – низкий уровень – испытуемый путается в определении настроений детей, наблюдается обобщенность суждений о восприятии им картин, эмоциональные характеристики односложны и скупы, неопределенны.
В процентном соотношении уровни эстетических проявлений младших школьников в изобразительном искусстве представлены на Рисунке 2.1.1.
Рисунок 2.1.1. Уровни эстетических проявлений младших школьников в изобразительном искусстве экспериментальной и контрольной групп
По результатам исследования мы видим, что в обеих группах преобладает низкий уровень сформированности эстетических проявлений. Многие обучающиеся не смогли описать настроение детей, то о чём они думают. Их ответы были скупы, неоднозначны. Это говорит о том, что у большинства обучающихся плохо развита эмоциональная выразительность интерпретаций на картины. Это объясняется тем, что дети не умеют анализировать произведения искусства.
Средний уровень сформированности эстетического проявления на произведения искусства в экспериментальной и контрольной группах показали 7 обучающихся. Их ответы были неполными, испытуемые отвечали неуверенно, но при этом смогли определить настроение детей, то, о чем они думают.
В экспериментальной группе лишь один обучающийся справился с данным заданием. Он свободно анализировал данные 3 картины, рассказывал о детях, изображенных на картинах, точно уловил их настроение и чувства, которые передали художники. Виталий показал высокий уровень сформированности эстетического проявления в изобразительном искусстве. А в контрольной группе двое обучающихся.
Итак, по результатам данных диагностик, мы выяснили, что у обучающихся экспериментальной и контрольной групп уровень эстетической культуры не сформирован на необходимом уровне. Нами был выбран 3 «Б» класс в качестве экспериментальной группы, так как анализ методик показал, что в 3 «Б» уровень сформированности эстетической культуры чуть ниже, чем в 3 «А» классах. Поэтому в экспериментальной группе необходимо провести работу, которая направлена на совершенствование эстетической культуры. Мы считаем, что такая работа будет успешно реализована, если на занятиях будут использованы такие средства изобразительного искусства как живопись, графика, декоративно-прикладное искусство.
Список используемой литературы:
- Загвязинский В.И. Теория обучения и воспитания: учебник для бакалавров. М.: Юрайт, 2014. 314 с.
- Лабковская, Г. С. Эстетическая культура и эстетическое воспитание. М.: Просвещение, 2004. 204 с.
- Тутолмин, А. В. Нравственно – эстетическое воспитание. М.: Рекоме, 2006. 132 c.
- Пидкасистый П.И. Педагогика: учебное пособие для студентов пед. вузов. М.: Российское педагогическое агентство, 2009. 276 c.
- Макаренко А.С. О воспитании в семье. М.: ВЛАДОС, 2001. 312 с.
- Ушинский, К. Д. Человек как предмет воспитания. М.: Фаир-Пресс, 2004. 287 с.
- Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников: учебное пособие. М.: Просвещение, 2005.175 с.
The list of the used literature:
- Zagvyazinsky V.I. Theory of training and education: the textbook for bachelors. M.: Юрайт, 2014. 314 pages.
- Labkovskaya, G. S. Esthetic culture and esthetic education. M.: Education, 2004. 204 pages.
- Tutolmin, A.V. Nravstvenno – esthetic education. M.: To Rekoma, 2006. 132 with.
- Pidkasisty P.I. Pedagogics: manual for students пед. higher education institutions. M.: Russian pedagogical agency, 2009. 276 with.
- Makarenko A. S. About education in family. M.: VLADOS, 2001. 312 pages.
- Ushinsky, K.D. Chelovek as education subject. M.: Fair-Press, 2004. 287 pages.
- Likhachev B.T. Theory of esthetic education of school students: manual. M.: Education, 2005.175 pages.