Одним из важных компонентов расширения знаний персонала является профессиональное обучение. Для эффективного решения задач в различных сферах деятельности необходимо повышать уровень знаний персонала. У каждой организации есть свои исключительные подходы в методологии управления и обучения персонала. Исходя из этого, зачастую выходит так что, методика одной организации, которая дает положительные результаты, негативно сказывается при использовании ее в другой организации. Основной причиной такого негативного результата зачастую является различная политика организация и специфика ее сферы деятельности. Сфера образования является одна их таких сфер. Обучение и повышение квалификации педагогического состава образовательных учреждений представляют собой один из сложных вопросов с точки зрения менеджмента и с точки зрения педагогики.
Исследование вопроса об улучшении системы профессионального обучения педагогического состава в высших учебных заведениях помогло нам выявить достоинства применения Веб-ресурсов [1]. Для подробного изучения вопроса об улучшении системы профессионального обучения педагогов в данной статье представлен список наиболее перспективных и значимых с точки зрения управления и педагогики Веб-ресурсов, которые могут быть использованы при разработке или изменении системы профессионального обучения педагогов.
В современном мире важнейшую роль в организационной части любой сферы деятельности занимают цифровые технологии. Интерактивные занятия, дистанционное обучение, онлайн курсы и т.п. – благодаря этим различным способам получения знаний, обучение становится не только полезным, но и интересным и более продуктивным.
Большинство литературных авторов, которые пишут книги по современному управлению персоналом, отмечают несколько положительных моментов в обучении персонала с помощью Веб-ресурсов [2,3,4]:
- независимость обучаемого от привязки к определенному месту и времени для выполнения каких-либо заданий, а также ограничения по времени и ресурсам;
- возможность усвоения материала в зависимости от способности обучаемого воспринимать информацию и запоминать, при необходимости пересматривать и изучать теоритический материал;
- Большой рост результатов обучения (по проводимым исследованиям в нашей стране и за рубежом, можно сделать анализ, что дистанционное обучение превосходит по показателям традиционную систему);
- коммуникабельность в общении с руководителем (возможность общения с руководителем не только при личной встрече, но и по электронной почте и другими удобными способами);
- доступность учебных материалов (при дистанционном обучении, организаторы в большинстве случаев предоставляют всю информацию по курсу);
- невысокая стоимость обучения курсов (дистанционное обучение и т. п. требуют меньших финансовых затрат, чем традиционное).
Из этого следует, что обучение с использованием Веб-ресурсов с целью улучшения системы профессионального образования оправдывает себя с педагогической и управленческой точки зрения.
Использование Веб-ресурсов в системе профессионального образования педагогического состава дает возможность разгрузить преподавателей от посещения и ведения занятий по традиционной системе образования, что дает им время на преподавательскую деятельность, помимо этого больше времени и нормальный график на своем месте работы.
Ниже перечислена выборка Веб-ресурсов для использования в обучении педагогического состава высших учебных заведений. Данные ресурсы разбиты по определённым направлениям на 5 групп:
- онлайн курсы;
- дистанционные конференции и вебинары;
- площадки для тестирования;
- площадки для изучения дисциплин и языков;
- системы электронного образования.
В таблице 1 «Веб-ресурсы для обучения педагогического персонала» представлены вышеперечисленные ресурсы с их возможным разделением на подгруппы, а также описанием и конкретными примерами.
Таблица 1.
Веб-ресурсы для обучения педагогического персонала
№ п.п. |
Группа Веб-ресурсов |
Подгруппы Веб-ресурсов, описание и примеры |
|
1 |
Онлайн курсы |
1. КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ Дистанционные занятия позволяю пройти повышение квалификации для профессорско-преподавательского состава по различным направлениям, для соискателей, а также персонала, занимающего управленческие должности (начальник лаборатории, заведующий кафедрой и т. п.). После успешной сдачи экзамена (тест или творческие задания) выдаётся документ установленного образца о прохождении курса. |
|
примеры |
EDUNEWS. Все для поступающих URL: https://edunews.ru |
||
ПЕДОБУЧЕНИЕ.РФ. Профильные курсы URL: https://xn--90afccar8afg8b5b.xn--p1ai/ |
|||
PROprof.ru. О профессиях и профессионалах URL: https://xn--90afccar8afg8b5b.xn--p1ai/ |
|||
ТГУ. Институт дистанционного образования URL: https://ido.tsu.rup/ |
|||
Центр дистанционного образование «Эйдос» URL: https://eidos.ru/ |
|||
2. КУРСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ1 Дистанционные занятия позволяют пройти профессиональную переподготовку педагогического персонала вузов. Часто дистанционные центры располагаются на базе ведущих вузов страны. После успешной сдачи экзамена выдаётся диплом государственного образца о профессиональной переподготовке. |
|||
примеры
|
Система дистанционного обучения «Педкампус» URL: https://pedcampus.ru/ |
||
Уральский институт повышения квалификации и переподготовки URL: https://urgaps.ru/ |
|||
ПЕДОБУЧЕНИЕ.РФ. Профильные курсы URL: https://xn--90afccar8afg8b5b.xn--p1ai/ |
|||
МОЙ УНИВЕРСИТЕТ URL: https://moi-universitet.ru/ |
|||
Российский университет дружбы народов РУДН URL: http://www.rudn.ru/education/continuing |
|||
2 |
Дистанционные конференции и вебинары (лекции) |
1. ДИСТАНЦИОННЫЕ КОНФЕРЕНЦИИ Позволяют учувствовать в научно-практических конференциях как в роли докладчика, так и в роли слушателя. Выдаётся сертификат об участии. |
|
примеры |
«ПРОСВЕЩЕНИЕ» Образовательный портал URL: https://prosveshhenie.ru/ |
||
Академия Педагогики URL: http://pedakademy.ru/?page_id=125 |
|||
НКР. Научные конференции России URL: http://www.kon-ferenc.ru/ |
|||
ПЕДЖУРНАЛ. Всероссийские дистанционные конференции URL: https://pedjournal.ru/ |
|||
Центр современных образовательных технологий URL: https://xn--j1aaidmgm.net/ |
|||
2. ДИСТАНЦИОННЫЕ ВЕБИНАРЫ (ЛЕКЦИИ) Вебинар – разновидность веб-конференции, проведение онлайн-встреч или презентаций через Интернет. Часто вебинары бывают без обратной связи. Выдаётся сертификат участника. |
|||
примеры |
Институт непрерывного образования МГПУ URL: https://ino.mgpu.ru/ |
||
Открытые вебинары для преподавателей вузов URL: http://vebinarlekchru.blogspot.com/ |
|||
ЮРАЙТ. Образовательная платформа URL: https://urait.ru/event/webinar-list |
|||
УМ. Учебно-методический портал URL: https://www.uchmet.ru/ |
|||
Teacher Zone. Онлайн вебинары со всего мира URL: https://www.ef.ru/tz/courses/free-webinars/ |
|||
3 |
Площадки для тестирования |
1. ОНЛАЙН-ТЕСТИРОВАНИЕ Тестирование может осуществляться как по сфере преподаваемой дисциплины, так и по общим научным и прикладным темам. Успешное прохождение тестирование часто сопровождается выдачей соответствующего сертификата. |
|
примеры |
Online test Pad. Тесты для педагогов URL: https://onlinetestpad.com/ru/tests/for-teachers |
||
Центр развития педагогики. Инновационные технологии в образовании URL: https://www.crp.online/ |
|||
РОСКОНКУРС. Всероссийский конкурс для педагогов URL: https://roskonkursy.ru/ |
|||
УНИВЕРСАРИУМ URL: https://universarium.org/ |
|||
4 |
Площадки для изучения дисциплин и языков |
1. ИЗУЧЕНИЕ ЯЗЫКОВ Ресурсы данного типа способствуют изучению языка на необходимом уровне. Изучение проходит в виде лекций, в виде просмотра видео материала и с помощью интерактивных диалогов (системы распознавания речи). |
|
примеры |
Babbel URL: https://www.babbel.com/ |
||
FluentU URL: https://www.fluentu.com/ |
|||
MosaLingua URL: https://www.mosalingua.com/en/ |
|||
Italki URL: https://www.italki.com/home |
|||
2. ИЗУЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИН Ресурсы для изучения учебных дисциплин или отдельных вопросов, языков программирования, методических дисциплин и т.п. Может быть представлен в формате видеоуроков. |
|||
примеры |
Curious URL: https://curious.com/ |
||
HowStuffWorks URL: www.howstuffworks.com |
|||
Instructables URL: https://www.instructables.com/ |
|||
Skillshare URL: https://www.skillshare.com/ |
|||
Highbrow URL: https://gohighbrow.com/ |
|||
Сoursera URL: https://www.coursera.org/ |
|||
5 |
Системы электронного образования |
1. СИСТЕМЫ ЭЛЕКТРОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ Ресурсы данного типа, как правило, содержат полноценный образовательный контент и являются «электронным» образовательным учреждением. На ресурсах данного типа часто содержатся все представленные выше типы Веб-ресурсов |
|
примеры |
Универсариум URL: https://universarium.org/ |
||
Университет Лобачевского. Система электронного обучения URL: https://e-learning.unn.ru/ |
|||
Онлайн-школа «Фоксфорд» URL: https://foxford.ru/ |
|||
Moodle URL: https://moodle.org/?lang=ru |
|||
Ё-СТАДИ URL: http://your-study.ru/ |
|||
ATutor URL: https://atutor.github.io/ |
|||
iSpring Online URL: https://www.ispring.ru/ispring-learn |
Примечание: 1 – курсы профессиональной переподготовки часто содержатся на тех же порталах, что и курсы повышения квалификации.
Таким образом, таблица 1 содержит Веб-ресурсы, которые можно использовать при обучении педагогического персонала высших учебных заведений. Представленный список Веб-ресурсов подобран с учетом современных требований к совершенствованию системы профессионального обучения персонала, а также с учетом специфики профессии педагога. Следует отметить, что Веб-ресурсы типа «Системы электронного образования» являются очень перспективными и в настоящее время следует организовать переход обучения персонала в электронную среду.
Список литературы:
- Андреева И.В. Совершенствование системы профессионального обучения педагогического персонала высших учебных заведений // NovaInfo.Ru (Электронный журнал.) – 2019 г. – № 109; URL: https://novainfo.ru/article/17226 (дата обращения 03.11.2019).
- Шлякова Е. И. Из опыта работы сетевого преподавателя / Современные педагогические технологии онлайн обучения. – 2008. – № 5. – с 43.
- HR по-русски. Информационно-образовательный портал по управлению персоналом. (Электронный источник). URL: http://hr-elearning.ru/o-proekte1/ (дата обращения 04.11.2019).
- Абрамкин Г.П. Информатизация общества и проблемы образования. Барнаул, 2005. URL: http://www.aeli.altai.ru (дата обращения 04.11.2019).
м