ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ РОССИЙСКОГО МАЛОГО БИЗНЕСА

21 мая 9:30

Данная тема актуальна поскольку социально-экономическое развитие страны напрямую зависит от состояния климата малого бизнеса. А также современные технологии требуют современных решений, которые может предоставить рынок малого бизнеса.

Цель работы: рассмотреть малый бизнес России и выявить насколько он привлекателен для инвестирования.

Объект – малый бизнес, субъект – инвестирование в малый бизнес России.

Малый бизнес необходим для развития экономики страны, заполняя ниши, которые не способен охватить средний и крупный бизнес, преобладая в сфере В2В, услуг и бизнес-консультации. На сегодняшний день на российском рынке действует более 2,5 млн малых предприятий (на 2018 год). При этом доля малого бизнеса в ВВП России составляет около 23%. [1]

Рассматривая, модели построения экономик других экономически развитых стран, становится очевидным, что именно развитие малого бизнеса позволяет ускорить процесс стабилизации экономики страны. Таким образом не сложно сделать вывод, что для успешного развития отечественной экономики необходимо создать условия для поддержки и развития малого бизнеса как основного двигателя, своего рода машинного масла для успешной работы всего государственного аппарата экономического развития, уделяя особое внимание на совершенствование кооперации и фискальных норм в отношении рынка малого бизнеса.

Тем не менее, не смотря, на вышесказанное, малый бизнес в России сталкивается с множеством проблем не только для его создания и успешного функционирования, но и для дальнейшего развития.

  • высокие налоги;
  • недостаток собственных средств для развития компании;
  • снижение спроса;
  • высокая конкуренция;
  • высокие отчисления в фонды социального страхования;
  • отсутствие поддержки от государства;
  • отсутствие и дороговизна профессиональных кадров;  коррупция и бюрократизация         и так далее.

Однако, рассматривая опыт развития успешных предприятий малого бизнеса в нашей стране, можно выделить следующие их особенности- преимущества: 

  1. Эластичность, быстрота    и        эффективность     в        принятии           решений. Преимуществом малого бизнеса является его оперативность с которой он реагирует на возникающие ситуации, так как отсутствует большинство посредствующих элементов. 
  2. Сравнительно невысокий размер стартового капитала. Чтобы открыть свой бизнес зачастую достаточно собственных сбережений, займа и государственных субсидий.
  3. Качество услуг. Малые предприятия предоставляют более качественный уровень сервиса, нежели крупные компании. В малом бизнесе предприниматель гораздо ближе к конечному потребителю.
  4. Мобильность. Малые        фирмы        более          мобильны, если           возникают обстоятельства, при которых необходимо сменить местоположение. 
  5. Легкость в управлении. В связи с небольшими размерами, небольшими компаниями проще управлять, чем большими: движение финансовых потоков, учёт товарно-материальных ценностей и отчетность перед государством. Владельцу малого бизнеса следить не так сложно, как крупным предпринимателям.
  6. Гибкость структуры. Малый бизнес может быстрее реагировать на перемену рыночной ситуации, диверсифицировать или вообще полностью сменить направление своей деятельности, в отличии крупных компаний, где такие решения могут занимать месяцы.

Существует национальный проект «Малое и среднее предпринимательство», который предполагает определенные меры по стимулированию и развитию среднего и малого бизнеса. По его плану к 2024 году вклад малого и среднего бизнеса в ВВП должен составить не менее 32,5%. [2]

Рисунок 1 План по программе «Малое и среднее предпринимательство» Источник: Министерство экономического развития Российской Федерации https://www.economy.gov.ru/material/news/ekonomika_bez_virusa/mery_podderzhki_biznesa_covid19/ (дата обращения:07.04.2020).

Тем не менее, на данный момент фактические показатели отстают от плановых минимум на треть, а с учетом ухудшения экономической картины не только в России, но и мире в целом то возможно и больше. Поэтому как механизм для оздоровления, укрепления и формирования крепкого фундамента для построения государственной экономики нового порядка  необходимо привлекать иностранные частные инвестиции, а также стимулировать меры государственной поддержки, развивать программы

субсидирования малого бизнеса. [3]

К примеру, существует такое понятие как «Краудинвестинг» или другими словами, финансовый инструмент для привлечения капитала в стартапы и малый бизнес от широкого круга инвесторов. С его помощью можно вкладывать деньги в развивающиеся компании: предоставляя займы или покупая долю в капитале. В первом случае инвесторы зарабатывают на выплатах по займу, а во втором — получают часть от прибыли проекта.

По данным краудинвестингового сервиса «StartTrack», половина компаний, зарегистрированных на таких площадках, работает в сфере торговли. На IT-компании приходится приблизительно 9% от общего числа профинансированных проектов. [4]

Данный вид инвестирования имеет и свои преимущества, и недостатки. Для инвесторов плюсом является то, что годовая доходность может составит 17-30%, что намного выше, чем по банковским депозитам. Более того, краудинвестинг не предполагает налоговых вычетов. По данным платформы StartTrack, в 2017 году количество людей, инвестировавших через краудинвестинговые площадки, выросло более чем в 11 раз — до 14 тысяч человек. При этом 90% операций на российском рынке краудинвестинга – займы на развитие бизнеса, а не покупки долей в компаниях.

В нынешней ситуации имеются высокие риски для данного вида инвестирования. Самым высоким является банкротство компании, ведь при ликвидации компании никто не обязан вернуть деньги инвестору. Также отсутствие правового регулирования может привести к непредвиденным ситуациям, в том числе к судебным разбирательствам и потерей денежных средств, а также репутации.

При этом малому бизнесу выгодно привлекать инвестиции при помощи краудвестинга, так как деньги можно получить быстро и на относительно короткий срок на хороших условиях. При этом не нужно оформлять кипу бумаг и оставлять имущество под залог, как этого требует банк. С другой стороны, есть и недостатки, такие как высокая ставка по займу около 20-25% годовых. Помимо ставки по кредиту компании-заёмщики должны заплатить комиссию за использование платформы — в среднем 5% от привлечённых средств.

В сравнении участвуют российские краудинвестинговые площадки, через которые за время существования было проинвестировано больше всего средств [6]:

  • «Город денег» (2,8 млрд рублей);
  • StartTrack (2,3 млрд рублей);
  • «Поток» (3,2 млрд рублей);  Venture Club (718 млн рублей);     Simex (132 млн рублей).

Другим видом инвестирования можно считать франшизу. Анализ потребностей потребителей определенного региона может понять в каком направлении двигаться. Затем найти компанию (можно даже зарубежную), которая дает франшизу, и открыть свою торговую точку. Вся документация и маркетинг будут предоставлены инвестору, который открывает франшизу. Таким образом происходит развитие не только малого бизнеса, но и региона, в котором он находится, так как зачастую франшизу предоставляют компании общественного питания или сферы В2В. Более того франшиза является бюджетным инвестированием в малый бизнес, то есть будут минимизированы собственные расходы начинающего предпринимателя.

Франчайзинг также способствует снижению уровня безработицы, что не мало важно для развития государства, поскольку многие молодые люди стремятся открыть свое дело. Система франчайзинга уверенно нарастает на территории России, и по темпам развития франчайзинга Россия входит в число мировых лидеров. Каждый год в России открывается около сотни новых франшиз. По данным РАФ, на территории страны работает более 20 000 франчайзинговых точек и около 485 франчайзеров.[5]

Сегодня популярен бизнес в интернете, потому существуют биржи и интернет платформы, которые предоставляют инвестиции для интернет-стартапов. Любой желающий с хорошей бизнес идеей или проектом может зарегистрироваться на интернет платформе, найти инвестора и заключить сделку. Данный вид деятельности трудоемкий, так как проект должен обладать своей изюминкой, отличной от других и приносить пользу для потребителей.

Также существуют различные региональные фонды, которые предлагают свою помощь в развитии малого бизнеса. Их деятельность направлена на стимулирование развития российской экономики, а также на повышение управленческих компетенций начинающих молодых предпринимателей и развитие ответственного отношения к бизнесу, в том числе и создание доступных финансовых условий для успешной реализации бизнес-проектов молодых предпринимателей.

Например, с 2010 года в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Казани, Новосибирске, Нижнем Новгороде и Омске открыт фонд «АГАТ», который помогает составить бизнес-плана, анализ и оценку жизнеспособности бизнес-проекта молодого предпринимателя, предоставить стартовый капитал в форме беззалогового целевого займа в размере от 200000 руб. до 1500000 руб. с низкой процентной ставкой на срок до 3-х лет с удобным графиком платежей в соответствии с индивидуальным бизнес-планом начинающего предпринимателя.

Малый бизнес на сегодняшний день оказался в положении самовыживаемости и состоянии неопределенности, снижение покупательской способности, уменьшение среднего чека или иначе говоря размера покупательской корзины говорит нам о только нарастающем кризисе, при котором расходы на производство только увеличиваются. Более того, мировая ситуация 2020 года, связанная с карантином/самоизоляцией из-за распространения коронавируса, также сильно влияет на развитие малого бизнеса. Данная ситуация приводит к закрытию части малых предприятий.

Российское государство, понимая всю трагичность, применяет меры поддержки малого и среднего бизнеса для преодоления последствий новой коронавирусной инфекции, а именно [7]:

  • предоставление отсрочки по всем налогам (кроме НДС), страховых взносов, а также кредитам и платы аренды;
  • мораторий на все проверки до конца 2020 года (за исключением несущих риски для жизни и здоровья граждан);
  • снятие торговых барьеров

Другими словами, говорить о оздоровлении малого бизнеса своими силами даже при наличии каких-либо инвестиции не стоит, без жестких, полноценных и всеобъемлющих мер государственной поддержки при которых будут снижены налоговые нагрузки и проценты по кредитам, мы рискуем если не лишится малого бизнеса полностью, то потерять две трети его части в короткий период.

Библиографический список

  1. Купрякова А. В. Малый бизнес в современной России // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы V Междунар. науч. конф. (г. СанктПетербург, декабрь 2016 г.). — СПб.: Свое издательство, 2016. — С. 114-117. (дата обращения: 29.03.2020).
  2. Бабич, Е. В. Малый бизнес в России. Пути развития / Е. В. Бабич. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2018. — № 18 (204). — С. 293295. — URL: https://moluch.ru/archive/204/49928/ (дата обращения: 07.04.2020).
  3. Министерство экономического развития Российской Федерации https://www.economy.gov.ru/material/news/ekonomika_bez_virusa/mery_podderzhki_biznesa_c ovid19/ (дата обращения: 07.04.2020).
  4. Forbes // Вера Кононова // «Малый бизнес и налоги: кто кого?» // 17.10.2019 г. https://yandex.ru/turbo?text=https%3A%2F%2Fwww.forbes.ru%2Fbiznes%2F385605malyybiznesinalogiktokogo (дата обращения: 07.04.2020).
  5. Статья на сайте TradeAllCrypto // «Инвестиции в малый бизнес как прибыльный способ приумножения капитала» // https://tradeallcrypto.com/investments/smallbusiness/ (дата обращения: 07.04.2020).
  6. Статья в онлайн газете VC.RU // Яна Павловская //«Народное инвестирование: обзор российских сервисов для вложений в малый и средний бизнес» // 16.10.2018 г. https://vc.ru/finance/47640narodnoeinvestirovanieobzorrossiyskihservisovdlyavlozheniyvmalyyisredniybiznes (дата обращения: 07.04.2020).
  7. Статья на сайте TADVISER. Государство. Бизнес. ИТ //Малый бизнес России. Малое предпринимательство// 27.03.2020 http://www.tadviser.ru/a/324862 (дата обращения: 07.04.2020).