В условиях высокой конкурентной среды, с подъемом мобильности населения, городам приходится конкурировать между собой за население и инвестиции. Самообеспеченность территорий напрямую зависит от ее резидентов, их количества и их влияния на налоги, формирующие бюджет. Туристическая отрасль представляет собой многоотраслевой комплекс, регулируемый правом: гражданским, налоговым, земельным, природоохранным и т.д. Таким образом, развитие индустрии предполагает взаимодействие различных уровней власти. Разработка комплексной программы по формированию туристического имиджа города позволит определить цели, задачи, методы, приоритеты и механизмы развития туризма в Барнауле в среднесрочной перспективе. Разработка и принятие комплексной программы также позволит охватить значительный комплекс проблем, обеспечить решение приоритетных задач, обеспечить планомерную реализацию мероприятий. Комплексная программа основывается на том, что именно город в целом, а не отдельные туристические объекты являются центром притяжения туристов. Основной целью разработки Программы является формирование и продвижение конкурентоспособного и эффективного туристического имиджа Барнаула.
Необходимость разработки программы обусловлена:
- Изменениями, происходящими на рынке туризма и увеличением роли туризма в экономической и социальной сферах;
- Развитием международного и межрегионального сотрудничества;
- Значимостью туристического имиджа в формировании общего городского имиджа.
Общие концептуальные положения развития туристического имиджа в городе Барнаул:
- Удовлетворение интересов резидентов города и края. Выявлена необходимость создания особой системы, ориентированной главным образом на местного потребителя, который нуждается в предоставлении услуг, направленных на восстановление физических и духовных сил. Главное назначение данной системы – обеспечение кратковременного отдыха населения. Такая систему сможет работать и на иногороднего потребителя.
- Совершенствование разнообразных видов туристической деятельности. В городе уже организованы и функционируют такие виды туристической деятельности, как спортивный, лечебно-оздоровительный, фестивально-событийный, деловой и конгрессно-выставочный, спортивный и культурно-познавательный туризм. Однако, они нуждаются в совершенствовании и модернизации. Также возможна организация таких туристических видов как научный, молодежный и индивидуальный туризм. К участию в этих направлениях туристической деятельности могут привлекаться как сами жители города, так и приезжающие из других регионов и стран. Приоритетным направлением станет развитие маршрутов выходного дня и долгосрочных маршрутов.
- Создание и продвижение эксклюзивных и узнаваемых продуктов и услуг. Данное мероприятие необходимо для того, чтобы Барнаул стал более узнаваемым на туристическом рынке и имел свои индивидуальные черты.
- Развитие туризма как составной части программы социально-экономического развития города. Предусматривает тесное взаимодействие со всеми краевыми, городскими и районными административными и общественными структурами, совместную разработку системы мероприятий, способную обеспечить устойчивое развитие туристической индустрии в городе. Развитие туризма в этих рамках позволит также решить проблему безработицы в городе посредством создания новых рабочих мест в туристической отрасли.
Для достижения указанных положений и задач предлагается разделение на следующие этапы:
1 этап. Данный этап является наиболее важным, поскольку его успешное выполнение гарантирует успех последующим этапам. В рамках первого этапа предполагается подготовка всех возможных туристических проектов в городе, инвестирование в общую инфраструктуру и человеческие ресурсы, организация действий для получения быстрых результатов. Данный этап также предполагает организацию и осуществление проектов по улучшению информационной среды, например, создание доступной системы навигации по туристическим объектам города и создание аудиофайлов с информацией о них на различных иностранных языках.
2 этап. На втором этапе предполагается продолжение совершенствования туристического имиджа города Барнаула. Этот этап включает в себя строительство и реконструкцию объектов туристической инфраструктуры, укрепление потенциала человеческих ресурсов и продвижение маркетинговых работ.
3 этап. Третий этап является завершающим, в его рамках также предполагается пролонгация реализации мероприятий, направленных на совершенствование туристического имиджа Барнаула.
Список литературы:
- Князева, И. В., Ретивых, И. В. Исследование внутреннего имиджа города как составляющая диагностики его социально-экономического развития (на примере города Барнаула) // ЭТАП. 2016. №6.
- Коваленко, Т. Д. Туристический имидж как фактор социально⎯экономического развития региона // НиКа. 2010.
т