В настоящее время остро стоит вопрос безопасности, как на железных дорогах, так и на железнодорожных переездах. На российских железных дорогах, цифровые трансформации развиваются не менее успешно, чем в других передовых отраслях российской промышленности.
Начиная, с 2008 года, с вступлением в силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641 «Об оснащении транспортных, технических средств и систем аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS», обязывающее все железнодорожные транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, специальных и опасных грузов, оснастить аппаратурой спутниковой навигации, началось повсеместное внедрение инновационных методов оцифровки, как на самой железной дороге, так и во взаимосвязанных с ней компаниях [1].
В 2012 году компания «Российские железные дороги» ввела в эксплуатацию «онлайновый инструментарий», позволяющий в режиме реального времени отслеживать движение пассажирских поездов дальнего следования, курсирующих по территории РФ в сообщении со странами СНГ и Балтии [3].
Сведения о фактическом движении железнодорожных составов заимствуются из разных источников. Для сбора информации используются: СЦБ — устройство сигнализации, централизации, блокировки (погрешность до 2 минут), САИ ПС — система автоматической идентификации подвижного состава (погрешность до 5 минут), ГЛОНАСС — глобальная навигационная спутниковая система и АСОУП — автоматизированная система оперативного управления перевозками [2].
Мониторинг железнодорожного транспорта осуществляется множеством компаний, как на территории РФ, так и за границей.
Внедрение системы мониторинга позволяет:
— отслеживать состояния ж/д транспорта в режиме реального времени;
— точно определять местоположения состава на карте путей, скорость и направления его движения;
— планировать прибытие и отправление составов в строго определенное время;
— предотвращать несанкционированный слив топлива и нецелевое использование техники;
— оказывать помощь диспетчерам;
— повышать уровень дисциплины и производительность труда сотрудников;
— предоставлять подробные отчеты об использовании ж/д транспортных средств;
— повышать эффективность использования вспомогательного и ж/д транспорта.
Актуальность и востребованность данного направления подтверждается долгосрочной программой «оцифровки» РЖД до 2025 г., которая получила название «Цифровая железная дорога».
В рамках вышесказанного и проведя анализ уже принятого комплекса мероприятий, обеспечивающих безопасность на железнодорожном транспорте, можно предложить дополнительные способы, повышающие его безопасность путём установки следующего оборудования:
— установить на обеих сторонах железнодорожных переездов дисплеи, направленные в сторону автотранспортных средств, которые будут визуально информировать водителей о расстоянии до приближающегося поезда, направлении движения (с какой стороны он приближается) и его скорости;
— передача изображения машинисту поезда о ситуации на железнодорожном переезде с информацией о срабатывании заградительных устройств.
Особенно актуальным, является внедрение этих мероприятий на нерегулируемых железнодорожных переездах, где по данным статистики происходит наибольшее количество аварийных ситуаций. В течение 2017 года число аварий на железнодорожных переездах, по данным ГИБДД, увеличилось на 17,5%. В прошлом году было зафиксировано 242 таких ДТП, в них 317 человек получили травмы, 94 участника погибло. Согласно статистике ГАИ за предыдущий год, первый показатель вырос на 16,1%, второй – на 6,8%. В ГИБДД отметили, что особенную опасность представляет собой выезд на нерегулируемый железнодорожный переезд [3].
Первые веб-камеры появились на железнодорожных переездах Москвы и Московской области еще в 2013 году. Это обеспечило получение информации в виде изображения о ситуации на переездах диспетчерским центрам и машинистам электропоездов. Необходимо усовершенствовать бортовые передатчики на локомотивах, которые уже используются для опознавания подвижных транспортных средств и автоматизированного учета грузовых перевозок железнодорожным транспортом. А именно, обеспечить приёмо-передающее радиоустройство функцией передачи информации через приемно-передающую антенну на специальный монитор, размещённый перед железнодорожным переездом, а также получение обратной информации машинистом подвижного состава о ситуации на переезде. После срабатывания заградительных устройств изображение фиксируется видеокамерой, усовершенствованной соответствующим программным обеспечением, далее шифруется и с помощью кодовой централизации передается машинисту. В случае аварийной ситуации, при нахождении препятствия на переезде, информация также передается диспетчеру станции, который в дальнейшем должен проинформировать соответствующие органы для разрешения сложившегося положения.
Использование описанных выше мероприятий существенно повысит безопасность, как на железнодорожных переездах, так и на самой железной дороге в целом.
Список литературы:
- Постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641 г. Москва «Об оснащении транспортных, технических средств и систем аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS».
- РЖД запустила сервис онлайн-слежения за движением поездов дальнего следования —https://3dnews.ru/627921.
- Информационный ресурс: https://www.kolesa.ru/news/v-rossii-uvelichilos-kolichestvo-dtp-na-zh-d-pereezdah.