Арбитражный управляющий в деле о банкротстве является субъектом, который осуществляет деятельность по сопровождению процедуры банкротства. Согласно п. 1 ст. 20 закона «О несостоятельности…» от 26.10.2002 № 127-ФЗ он обязан быть членом одной из саморегулируемых организаций (СРО) арбитражных управляющих. При этом он может работать самостоятельно, занимаясь частной практикой.
Понятие арбитражного управляющего – обобщающее. В зависимости от того, какая процедура банкротства осуществляется – наблюдение, оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство – утверждаются временный, административный, внешний или конкурсный управляющий. Они отличаются, с точки зрения исполняемых полномочий, но требования к ним едины. С точки зрения трудового законодательства, управляющий не является работником должника или конкурсных кредиторов, он не получает зарплату, и с ним не подписывается трудовой договор. Вознаграждение управляющему платится не по нормам трудового права, а на основании законодательства о банкротстве.
Административный управляющий включается в работу администрации коммерческой организации, которая проходит процедуру признания финансовой несостоятельности, и реализует необходимые меры с целью выведения организации из кризиса. При этом все свои действия он согласовывает с руководителем коммерческой организации, а в случае необходимости может и ходатайствовать об отстранении руководства.
Перечень прав и обязанностей административного управляющего, как участника процесса признания должника финансово несостоятельным, зафиксированы в частях 3 и 4 статьи 83 рассмотренного выше федерального закона.
В соответствии с положениями части 3 статьи 83 указанного закона, к числу основных обязанностей административного управляющего относятся:
— ведение специального реестра, куда включаются требования всех кредиторов в соответствии с определенной по закону очередностью;
— созыв собраний кредиторов с целью разрешения ключевых вопросов, связанных с проведением процедуры признания должника банкротом;
— формирование плана финансового оздоровления должника;
— проведение мероприятий по контролю за реализацией сформированного плана финансового оздоровления, а также по соблюдению установленного графика погашения задолженностей перед кредиторами;
— предоставление информации собранию кредиторов в виде специально утверждённой формы отчета о том, в каком виде и каким образом происходит погашение должником своих обязательств перед кредиторами;
— осуществление контроля за исполнением должником текущих платежей, предусмотренных обязательствами перед кредиторами;
— в случае наличия составленного и утвержденного плана финансовой санации должника на административного управляющего возлагается также обязанность по контролю за исполнением данного плана и реализации предусмотренных в его рамках мероприятий.
В случае, если за должника поручились какие-либо третьи лица, и должник не исполняет своих обязанностей по погашению задолженностей перед кредиторами в соответствии с утвержденными графиками погашения и планами санации, административный управляющий должен обращать требования по погашению всех видов задолженностей к таким поручителям.
Основные документы, которыми должен руководствоваться административный управляющий – это план действий и график реструктуризации задолженности.
Арбитражный управляющий на стадии финансового оздоровления контролирует выполнение намеченного плана действий.
По итогам деятельности административный управляющий должен предоставить суду, а также кредиторам план финансового оздоровления. Документ должен содержать подробные сведения о результатах работы по погашению имеющейся задолженности.
Литература
- Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» // Российская газета. № 209-210. 02.11.2002. 2. Кузнецова М.В., Коровина О.С. Правовой статус арбитражных управляющих // Арбитражный управляющий. 2009. № 5 (42). С. 31.
- Нарожная О. Арбитражный управляющий: профессия и бизнес / О. Нарожная. – М., 2009.